» » » » Руслан Скрынников - История Российская IX-XVII вв.


Авторские права

Руслан Скрынников - История Российская IX-XVII вв.

Здесь можно скачать бесплатно "Руслан Скрынников - История Российская IX-XVII вв." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Весь Мир», год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Руслан Скрынников - История Российская IX-XVII вв.
Рейтинг:
Название:
История Российская IX-XVII вв.
Издательство:
Издательство «Весь Мир»
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5-7777-009-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Российская IX-XVII вв."

Описание и краткое содержание "История Российская IX-XVII вв." читать бесплатно онлайн.



Книга известного историка, профессора Санкт — Петербургского университета Р. Г. Скрынникова посвящена истории Русского государства с момента его образования в IX и до конца XVII века. Автор дает цельную концепцию исторического развития общества, включая политическую и социальную жизнь, уделяя значительное внимание культурным достижениям России и представляя галерею портретов выдающихся деятелей Древней Руси и Московского царства.






После Смуты были предприняты попытки возродить шатровый стиль. Последней шатровой церковью в Москве была церковь Рождества в Путинках (1649–1652). Вступив на патриарший престол, Никон в 1652 г. запретил строительство шатровых храмов. Инициатор церковной реформы увидел в красочности и нарядности шатрового стиля отступление от религиозной идеи. Сосредоточив в своих руках огромную власть и фактически став правителем государства, Никон осуществил грандиозные строительные программы, подкрепившие его теократические устремления. Он достроил церковь Двенадцати апостолов в Кремле и Патриарший двор, основал Иверский монастырь на острове посреди живописного Валдайского озера, построил Крестный монастырь на Кий–острове на Белом море. Строительством руководил каменных дел мастер Аверкий Мокеев, не обладавший особым художественным даром, но имевший большой опыт строительства.

Греческие иерархи, из года в год приезжавшие в Москву за милостыней, выражали надежду на то, что Россия поможет православным народам Балкан освободиться от турецкого ига. Перспектива превращения Московского царства в мировую православную империю побудила патриарха Никона осуществить проект, выдвинутый в свое время Борисом Годуновым. На Руси был воздвигнут собор, служивший копией храма гроба Господня в Иерусалиме, главной святыни всех христиан. Местом для храма стала не кремлевская площадь, а живописные берега реки Истры под Москвой, где патриарх основал Ново- Иерусалимский монастырь. Грандиозный Воскресенский собор, воздвигнутый в монастыре, надолго стал образцом для русских зодчих.

Монастыри, неоднократно подвергавшиеся нападениям в Смутное время, спешили обзавестись в XVII в. мощными укреплениями. Перестраиваются башни Троице — Сергиева монастыря. Замечательным памятником северной архитектуры стал «новый город» (крепость) Кирилло — Белозерского монастыря, сооруженный в 1633–1679 гг. Знакомство с западным искусством сказалось на вкусах русской знати. Первый сановник государства Л. К. Нарышкин, дядя Петра I, в 1690–1693 гг. выстроил в своей усадьбе церковь Покрова в Филях. Новый архитектурный стиль получил наименование нарышкинского барокко.

Гражданские постройки России XVII в. оставались в большинстве своем деревянными. Среди дворян и купцов самые богатые строили себе каменные палаты. Ранний тип усадеб XVII в. представлен палатами купцов Поганкиных в Пскове. Эти усадьбы еще напоминали дом–крепость с мощными стенами и крохотными оконцами. Совершенно иначе выглядели хоромы богатых людей второй половины XVII в. Примером могут служить дом дьяка Аверкия Кириллова и палаты Симона Ушакова в Москве. Среди столичных общественных зданий своим декоративным убранством выделялось здание Печатного двора (1679).

Подлинным шедевром древнерусского деревянного зодчества был царский дворец в подмосковном селе Коломенском, построенный в 1667–1681 гг. Кровля дворца имела форму шатров и «бочек», стены были покрыты яркими красками и украшены золоченой резьбой. Московиты называли коломенский дворец «восьмым чудом света». В XVIII в. дворец был разобран из–за ветхости. Художественные мастерские Оружейной палаты в XVII в. значительно расширили масштабы своей деятельности. После 1648 г. на службу в Оружейную палату были впервые приняты художники, приехавшие в Россию из Западной Европы. В русских церквах появилось множество икон, писанных «по–фряжски». Никон и его окружение осудили новую манеру иконописи. Идеалом для патриарха служили греческие иконы. Благодаря тесным связям с Афоном и другими центрами православного Востока русские имели возможность познакомиться с различными образцами греческой иконописи.

Новогреческое искусство, испытавшее влияние итальянской живописи, олицетворяло в глазах московских церковных реформаторов идеальное сочетание православия и высшего живописного мастерства. Крупнейшим художником XVII в. был Симон (Пимен) Федоров сын Ушаков (1626–1686 гг.). Одни исследователи считали его разрушителем основ русской традиционной живописи, другие — традиционалистом, который оживил иконный стиль средствами новой живописи. Много лет жизни художник посвятил работе над образом Христа. В его иконах Спас Нерукотворный можно заметить более тонкие психологические нюансы, новые приемы светотени. Ушаков удалился от традиции древнерусской иконописи под влиянием современного западного искусства, служившего ему образцом.

Православное церковное пение было самым близким к иконописи видом искусства. В XVII в. традиционные приемы пения испытывают кризис и уступают место пению на несколько голосов. Сохранившиеся нотные партитуры свидетельствуют о несомненном влиянии на русскую музыкальную культуру современной венецианской музыки. Влияние это шло через Польшу и польских музыкантов. Барокко, проникшее в музыку, вызывало различное отношение современников. Никон покровительствовал музыкальным новшествам, тогда как раскольники говорили: «на Москве во многих местах поют песни, а не божественное пение», «можно–де по тому пению в гусли играть». При дворе любили органную музыку. Мастеров «органных дел» выписывали из Польши, Голландии и других стран.

Русское искусство развивалось как часть европейского искусства. В нем можно обнаружить однотипные стилистические особенности, хотя и проявлявшиеся в виде намеков и с запозданием.

В XVII в. древнерусское искусство вступило в полосу кризиса. Старые художественные средства исчерпали себя. Огромный вред русскому искусству наносила его изоляция от мировой культуры, успехи которой становились все более впечатляющими.

* * *

Завоевание Новгородской республики Москвой положило начало историческому циклу, завершившемуся в петровское время. Среди факторов, определивших своеобразие указанного цикла, наиболее важное значение имела экспроприация высших сословий в Новгороде и последующие земельные конфискации, обеспечившие господство государственной земельной собственности в России.

В XVII в. государственная собственность сохранила господство в Новгородской земле. Но в Замосковном крае вновь стала преобладать вотчина (частная собственность)[663]. Общество постепенно стало освобождаться от груза государственной земельной собственности, который оказался непосильным для страны. Разрушение казенной собственности не сводилось к сокращению поместного фонда земель. Уступая требованиям дворян, власти разрешили обмен поместий на вотчины, расширили права наследования поместья и пр.

Кризис московского дворянства подготовил почву для реформ начала XVIII в. Петр I создал русскую регулярную армию, что привело к упразднению дворянского поместного ополчения. Крушение старой военно–служилой системы сделало ненужным существование всеобъемлющей государственной земельной собственности. По указу о единонаследии 1714 г. Петр I закрепил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поместной земельной собственности. В реальной жизни процесс превращения поместья в частные владения дворян был близок к своему завершению уже в конце XVII в.

Указ о единонаследии был выгоден не только дворянству, но и казне. Для поддержания государственного фонда требовались постоянные расходы. Упразднив поместье, власти избавились от затрат, связанных с необходимостью постоянно пополнять государственный фонд, не допускать выхода земли из службы, обеспечивать поместьями служилых людей и «новиков».

Взамен старого принципа государственного принуждения Петр I пытался создать новые регуляторы службы дворян. Следуя западным образцам, он ввел принцип майората. Но этот принцип, противоречивший русскому праву и традиции, был отменен после его смерти. Принцип обязательной службы дворян, не подкрепленный государственной собственностью, уже при первых преемниках Петра стал приобретать формальный характер (запись младенцев в полки, длительные отпуска со службы и т. п.), а затем при Екатерине II был упразднен законодательным путем. Военно–служилое сословие окончательно превратилось в XVIII в. в благородное российское шляхетское сословие.

Упразднение государственной собственности было в действительности одной из крупнейших реформ петровского времени. Эта реформа благоприятствовала успеху преобразований начала XVIII в. и ускорила историческое развитие русского общества.

Библиография

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1–2. СПб., 1841–1842.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею. Т. 1. СПб., 1836.

Бегунов Ю. К. «Слово иное» — новонайденное произведение русской публицистики о борьбе Ивана III с церковным землевладением. ТОДРЛ. Т. 20. М. — Л., 1964.

Белокуров С. А. Разрядные записи за Смутное время. М., 1907.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Российская IX-XVII вв."

Книги похожие на "История Российская IX-XVII вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Руслан Скрынников

Руслан Скрынников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Руслан Скрынников - История Российская IX-XVII вв."

Отзывы читателей о книге "История Российская IX-XVII вв.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.