Александр Пыльцын - Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина"
Описание и краткое содержание "Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина" читать бесплатно онлайн.
Главный военно-исторический бестселлер.
Уникальные мемуары советского офицера, воевавшего в 8-м Отдельном штрафном батальоне (полевая почта 07380), прошедшего с ним от Белоруссии до Берлина и подробно, обстоятельно и честно рассказавшего об этом боевом пути – не приукрашивая «окопную правду», но и не очерняя прошлое.
Правдивые книги о советских штрафниках можно пересчитать по пальцам одной руки. И эта среди них – лучшая.
Тогда из штатных 100 офицеров постоянного состава в батальоне недоставало 31. А из положенных по штату 769 штрафников числилось 698, то есть недоставало всего чуть больше 9 %. В числе «бойцов-переменников» находились только 39 по приказам командиров, зато 207 по приговорам военных трибуналов и 452 бывших в плену и окружении (почти 65 %!), или, как мы их потом привыкли называть, «окруженцы». Вот они, оказывается, и были тогда основной силой штрафбата! Среди бойцов-переменников к тому времени находилось 8 женщин. Это потом, говорят, было личное указание командующего фронтом генерала Рокоссовского о запрете направлять в штрафные формирования женщин.
Вот некоторые данные о составе штрафников батальона по родам войск и служб, воевавших на Курской дуге:
Пехотных командиров – 270
Артиллеристов и минометчиков – 131
Офицеров инженерных подразделений – 17
Офицеров бронетанковых войск – 22
Офицеров военно-воздушных войск – 8
Связистов – 38
Кавалеристов – 9
Офицеров остальных родов войск и служб – 79
Офицеров политсостава, юристов – 59
Административной и интендантской сл. – 65
А вот данные о штрафниках того времени по возрасту (полных лет):
18—21 – 65
22—26 – 188
27—31 – 234
32—36 – 117
37—41 – 66
42—46 – 20
47 и старше – 8
Таким образом в то время самый «популярный» возраст штрафников – от 22 до 36 лет, что составляло 77 % от всего переменного состава. Да, наверное, тогда эта цифра соответствовала и всему офицерскому корпусу Красной Армии.
Теперь некоторые данные о вооружении батальона. Если по штату ему полагалось 435 винтовок, то в наличии было на 100 больше, правда, автоматов вместо 139 имелось на 44 меньше. Ручных пулеметов было 27, что полностью покрывало потребность 9 стрелковых взводов, противотанковых ружей – 16, ротных 50-мм минометов – по одному на каждый взвод и т. д. Даже один легкий танк был! А противогазы были в излишке. Эти данные для тех, кто пытается убедить, что штрафников гнали в атаку даже вовсе безоружными. Ну и еще в дополнение к этим цифрам: лошадей в батальоне был тогда некомплект: вместо положенных по штату 49 имелось только 29. Зато было 2 грузовых автомобиля. Это потом, с ходом боевых действий, парк автомобилей прирастал неуклонно.
Надо, однако, уточнить, что эти данные взяты из донесения штаба батальона по состоянию на 30 июня 1943 года, когда штрафбат уже стоял в обороне полтора месяца. А потери бывают и в обороне.
Здесь, на Курской дуге, впервые штрафной батальон был введен в бой почти в полном составе по штату № 04/393 и в упорных, жестоких боях в течение почти двух месяцев надежно держал оборону. Под командованием подполковника Осипова А.А. 8-й ОШБ отстоял доверенные ему позиции, и 15 июля, прорвав вражескую оборону, перешел в наступление на Тросну. Уже в первые дни наступления батальон понес существенные потери: погибло 88, пропало без вести 23, ранено 159. Отчислено из батальона искупивших свою вину, кроме 159 раненых, также 68 досрочно освобожденных, как особо проявивших себя в бою. Конечно же, искупившими вину свою были и все погибшие.
Приказы о восстановлении в правах офицерского состава и воинских званиях составлялись раздельно по погибшим, раненым, освобожденным досрочно за подвиги, проявленные на поле боя, и по тем, кто отбыл определенный за преступление срок пребывания в штрафном батальоне.
Нужно, наверное, сказать и о том, что некоторых штрафников, особо проявивших себя в боях, командование батальона рассматривало, с учетом их желания и согласия, на замещение вакантных должностей офицеров постоянного состава.
Вот, к примеру, выписка из приказа по 8-му ОШБ № 167 от 2.08.1943 года, изданного сразу же, по горячим следам боев на Курской дуге и подписанного комбатом, подполковником Осиповым:
Восстановленных во всех правах офицерского состава допустить к исполнению обязанностей:
командира взвода: – младшего лейтенанта Ляхова Василия Николаевича,
– лейтенанта Соклакова Алексея Иосифовича,
– лейтенанта Краснова Александра Васильевича,
фельдшера батальона – военфельдшера Деменкова Ивана Климовича.
Знакомый уже читателю военинженер 3-го ранга, Басов, бывший тогда штрафником 8-го ОШБ, в этих боях был ранен. Как он рассказывал, рану перевязал ему его командир взвода. А по возвращении в батальон после госпиталя Басову зачитали приказ командующего Центральным фронтом за подписями генерала армии Рокоссовского и члена Военного совета фронта генерала Телегина и вручили ему выписку из этого приказа. Вот она:
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА ВОЙСКАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФРОНТА
25 августа 1943 г. № 0601 Действующая Армия
В соответствии со статьей 18 Приказа Наркома Обороны СССР № 298 от 28.09.42 г. переменный состав 8 Отдельного Штрафного батальона Центрального Фронта, проявивший в боях на фронте мужество, отвагу и получивший ранение в бою, отчисляется из Штрафного батальона, восстанавливается в правах начальствующего состава и препровождается на ранее занимаемую должность:
3. Бывший инженер технической роты 409 Отдельного Строительного батальона Киевского Укрепрайона военинженер 3 ранга тов. Басов Семен Емельянович, 1915 года рождения г. Фатеж Курской области, русский, служащий, образование высшее общее, Ленинградский автомобильно-дорожный институт в 1938 году, военного не имеет, в Красной Армии с 1941 года, в батальон поступил 11.05.43 г. на 2 месяца по решению Комиссии в соответствии с Директивой Военного Совета Центрального Фронта № 00553 от 11.03.43 г., в боях действовал смело и решительно, будучи наблюдателем, смело выдвигался за траншеи переднего края, своим наблюдением добывал ценные сведения. В бою проявлял решительность, мужество и стойкость, выдвигался за передовые траншеи переднего края, доставлял ценные сведения о противнике. 15 июля 1943 года ранен и госпитализирован.
п. п. Командующий войсками
Член Военного Совета Центрального Фронта
Генерал Армии РОКОССОВСКИЙ
Генерал-Майор ТЕЛЕГИН
Верно: Зав. Делопроизводством 8 ОШБ Ц. Ф.
Лейтенант а/с Хмелев И.Г.
Прибыв в часть, которая была определена ему в Инженерном управлении Центрального фронта, Басов С.Е. был восстановлен уже в новом звании – «инженер-капитан».
Бои на Курской дуге, как и ранее, показали беспримерную стойкость штрафного батальона, его способность вести решительное наступление и, несмотря на значительные потери, упорно пробиваться вперед.
А после первых дней Курской битвы батальон потерял только в день начала наступления погибшими 55 и ранеными 84 штрафника, да еще за неделю боевых действий в списке погибших оказалось 53 и пропавших без вести – 23 «переменника». Уже к 2 августа 1943 года приказом по батальону № 167 от 2.08.1943 года на основании приказов по фронту были отчислены из штрафбата и восстановлены в офицерских правах 159 раненых и 68 досрочно освобожденных за боевые заслуги.
Чтобы читатель представил себе сравнительные цифры потерь, приведу данные о потерях противника из донесения штаба 8-го ОШБ за 19 сентября 1943 года: убито обер-офицеров—12, унтер-офицеров—41, солдат—450, взято в плен – 1 солдат. Как видите, в плен, как правило, штрафники немцев не брали, а уничтожали их.
25.08.1943 года штаб батальона, личный состав, обоз и имущество передислоцируется в с. Богуславка Дмитриевского района Курской области (приказ по батальону № 189,) а на второй день приказом № 190 от 26 августа командир батальона подполковник Осипов объявляет, что
«В период наступательных боев в районе деревни Соковники бывший боец переменного состава Лукьянчикова Пелагея Ивановна, исполняя должность санитара роты, самопожертвенно, презирая смерть, оказывала помощь раненым непосредственнона поле боя. В период боев с 15 по 24 июля ею вынесено 47 раненых бойцов с их оружием. Отмечая героизм, изъявленный товарищем Лукьянчиковой, объявляю ей благодарность и представляю к правительственной награде.
Командир 8-го ОШБ подполковник Осипов».
Тогда еще в штрафбат направлялись и женщины. Как правило, им вместо оружия вручались санитарные сумки и определяли им задачи, связанные с оказанием помощи раненым. Это позже, как говорили, лично командующий фронтом запретил направлять женщин в штрафные формирования.
Начавшись еще на Сталинградском фронте, боевой путь 8-го ОШБ проходил далее в жесточайших сражениях на Донском и Центральном фронтах, а начиная с Курской битвы – по землям Курской области, Северной Украины, включая бои за Путивль, и далее – до Днепра в районе Чернигова, получая пополнение в ходе боев. И только там, впервые после боев на Курской дуге, батальон был выведен на отдых и доформирование в район села Добрянка.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина"
Книги похожие на "Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Пыльцын - Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина"
Отзывы читателей о книге "Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина", комментарии и мнения людей о произведении.