Алла Баркан - Одаренный ребенок в детском саду (статья)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Одаренный ребенок в детском саду (статья)"
Описание и краткое содержание "Одаренный ребенок в детском саду (статья)" читать бесплатно онлайн.
А. И. БАРКАН
доктор медицинских наук, профессор, магистр философии, филолог, психолог, Венский университет, Австрия
Конечно, выявить скрытую одаренность гораздо сложнее, чем явную, но тем не менее специалист справляется с подобной задачей, несмотря на то что это достаточно длительный и тяжелый процесс.
Известно, что многие выдающиеся люди в детстве ничем не отличались от своих ровесников и не считались вундеркиндами. А некоторые из них не успевали в школе по многим предметам и имели проблемы в поведении. По данным ряда исследователей (А. М. Матюшкин, Ю. З. Гильбух), занимающихся этой проблемой, около трети неуспевающих учеников — одаренные дети. А в школах Великобритании специалисты по одаренным детям уделяют особое внимание именно таким ученикам (Н. И. Сергеева).
Под четвертым критерием — «широта проявлений в различных видах деятельности» — подразумевают общую и специальную одаренность ребенка.
Уже сама фраза «общая одаренность» свидетельствует о том, что на ее основе у ребенка проявляются способности к различным видам деятельности. Такой дошкольник отличается высокой умственной активностью и ее саморегуляцией.
В то же время «специальная» одаренность обычно проявляется в различных видах деятельности ребенка. Собственно говоря, чаще всего мы называем вундеркиндами детей, потрясающих нас своими способностями в каких–нибудь конкретных видах искусства, науках, в общении. Мы можем восхищаться
достижениями малыша в музыке и рисовании, в постижении математических знаний, в каком–нибудь виде спорта, в умении ладить со всеми взрослыми и детьми.
Между общей и специальной одаренностью, как правило, имеется взаимосвязь, благодаря которой общая одаренность повышает уровень специальной одаренности, а специальная одаренность делает еще более яркой индивидуальность одаренного ребенка.
Под пятым критерием одаренности — «особенности возрастного развития» — обычно подразумевают раннее или позднее проявление одаренности.
И если у одних детей она проявляется уже в дошкольном возрасте, то у других — в более поздние сроки. Нередки случаи, когда, подрастая, ребенок утрачивает свое вундеркиндство (см. кризис одаренности).
Безусловно, в условиях детского сада речь идет о раннем проявлении одаренности.
К сожалению, в последнее время в дошкольные учреждения часто поступают дети, родители которых уже с пеленок занимались их ранним развитием, замещая различные дошкольные виды деятельности учебной, а вернее, ее имитацией. Эта так называемая искусственная акселерация не является подтверждением одаренности такого дошкольника. А насколько он одарен — покажет время.
Типы одаренности ребенка по М. Карне
Так как многие воспитатели знакомы с русским переводом книги про одаренных детей, написанной американскими учеными и вышедшей под редакцией психолога М. Карне (1991), хотелось бы также остановиться и на типах одаренности, описанных в этой книге.
К этим типам относится:
• интеллектуальная одаренность;
• академическая одаренность;
• творческая (креативная) одаренность;
• лидерская (коммуникативная, социальная)одаренность;
• художественная одаренность;
• моторная (двигательная) одаренность.
Интеллектуальная одаренность
Из всех вышеописанных типов при поступлении ребенка в детский сад, прежде всего, бросается в глаза интеллектуальная одаренность малыша. Но в то же время это не основной и не единственный признак одаренности, так как нередко и при не слишком высоком уровне развития интеллекта человек может достичь очень многого.
Выделяя ребенка с интеллектуальной одаренностью, воспитатели должны учитывать, что у такого дошкольника:
• отличная память;
• красивая и грамотная речь;
• разносторонняя любознательность;
• наблюдательность;
• знание того, что не подвластно еще его ровесникам;
• быстрая переработка доступной для него информации;
• высокая обучаемость.
Академическая одаренность
Воспитателям должно быть известно, что детям с академической одаренностью свойственно:
• легкое усвоение отдельных областей знаний (например, биологии, иностранных языков, математики и т. д.);
• усвоение в пределах возрастной нормы остальных областей знаний, вплоть до неуспешности обучения по неинтересующим ребенка предметам.
Творческая одаренность
Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, что он:
• зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг;
• в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности;
• пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным;
• способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем;
• независим в своих суждениях, а иногда и поступках;
• не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей;
• любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений;
• таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора.
Лидерская одаренность (общение и лидерство)
При лидерской одаренности дошкольник:
• не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми;
• легко и быстро адаптируется к новым ситуациям;
• легко общается с детьми и взрослыми;
• легко находит себе друзей;
• лидер в общении с ровесниками;
• сочувствует и сострадает им;
• инициатор различных игр;
• готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором принимает он участие;
• не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером;
• популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей;
• имеет организаторские способности;
• обладает большинством качеств характера человека, свойственным социальной одаренности ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Художественная одаренность (деятельность)
Под художественной деятельностью в данной классификации подразумевают музыку и изобразительное искусство. Дошкольник с неординарными данными к музыке отличается от своих сверстников тем, что:
• интересуется всем, что издает звуки;
• способен слушать музыку часами;
• очень любит музыкальные занятия в группе;
• отличает минор от мажора;
• легко узнает знакомые мелодии, помня многие из них наизусть;
• с удовольствием учит ноты;
• едва, выучив ноты, может прочесть их с листа;
• без труда определяет низкие и высокие звуки;
• понимает тональность и настроение музыки;
• услышав, что где–то играют на музыкальных инструментах, готов тут же прервать свою деятельность в данный момент, если она не связана с музыкой, чтобы послушать мелодию.
Дошкольник, одаренность которого касается изобразительной деятельности, обычно:
• из всех занятий предпочитает рисование и лепку;
• экспериментирует с пластилином и глиной;
• не просто рисует, а задумывается о композиции картинки;
• не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно;
• получает удовольствие от завершения рисунка или того, что он вылепил;
• наблюдателен, пытаясь запомнить все нюансы увиденного, чтобы потом воплотить их в своем творчестве;
• практически всегда работы его совершеннее работ ровесников, обращая на себя внимание своей индивидуальностью.
Моторная (двигательная) одаренность
Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего:
• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики;
• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;
• имеет хорошую зрительно–моторную координацию (осуществление координированных движений под контролем зрения);
• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);
• с удовольствием занимается в спортивных секциях;
• обладает большой физической выносливостью.
Теория множественности интеллекта
Говоря об одаренных детях, желательно, чтобы воспитатели имели понятие и о новых концепциях индивидуальной и творческой одаренности, одной из которых является теория множественности интеллекта (Theory of Multiple Intelligence — TMI или ТМИ) Говарда Гарднера, так как множественность интеллекта тесно связана с развитием ребенка.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Одаренный ребенок в детском саду (статья)"
Книги похожие на "Одаренный ребенок в детском саду (статья)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алла Баркан - Одаренный ребенок в детском саду (статья)"
Отзывы читателей о книге "Одаренный ребенок в детском саду (статья)", комментарии и мнения людей о произведении.