» » » » Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада


Авторские права

Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ACT, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада
Рейтинг:
Название:
Подъем и падение Запада
Издательство:
ACT
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-049218-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подъем и падение Запада"

Описание и краткое содержание "Подъем и падение Запада" читать бесплатно онлайн.



Пять столетий Запад владел земными просторами — недрами, промышленным производством, торговлей, военным контролем. Но в конце XX века контроль западных стран над мировым развитием ослаб, и на наших глазах сузилась сфера западного доминирования. Привычное преобладание Запада начало уступать место новым центрам мирового развития.

Мы являемся свидетелями коренного поворота центра мирового развития и могущества из Северной Атлантики в Восточную Евразию — немыслимого еще несколько лет назад и неотвратимого сегодня.

Профессор А.И. Уткин является директором Центра международных исследований ИСКРАН (Москва), работал в исследовательских и университетских центрах Запада и Востока, в Нью-Йорке, Париже, Стамбуле, Шанхае, он автор 46 монографий, многие из которых переведены на иностранные языки.






Единственная сфера, где западное влияние постоянно усиливалось, военная; отставать от Запада в этой области означало сдать все позиции. Воспитатель будущего царя Алексея Михайловича В. И. Морозов настоял на создании в Москве военных канцелярий, задачей которых было знакомство с западным военным опытом и привитие его на Руси. Русская армия вооружалась мушкетами последней западной конструкции. В 1632 г. голландский купец Винниус по поручению российских властей начал строить военные заводы в Туле[42]. К середине XVII в. русская артиллерия с западной помощью была стандартизована, пушки отливали из бронзы. Периодически на Запад выезжали полномочные представители русского правительства для найма военных специалистов. Так, в 1641 г. шотландец полковник Александр Лесли был послан на Запад для рекрутирования компетентных офицеров. Западным военным специалистам в русской армии платили весьма большое жалованье, им раздавали поместья. Западные офицеры возглавляли пехоту и драгунов. Иностранные связи армии были очень крепки. Их престиж в Москве был чрезвычайно высоким. Во многом именно западные офицеры создали огромную русскую армию. В результате двухсоттысячная русская армия стала к 1681 г. самой многочисленной вооруженной силой в Европе (каковой она продолжает оставаться и поныне). На армию расходовалась половина государственного бюджета.

В январе 1629 г. король Густав — Адольф послал в Москву своего посла Антона Монье с задачей договориться о снабжении России шведским оружием. Монье был встречен с необычайной торжественностью, ему предоставили право свободной закупки зерна и минералов. На этом этапе Швеция была близка к получению монополии на торговлю России с Западом. В марте 1631 г. постоянным представителем Швеции в Москве стал Якоб Меллер. Это было первое постоянное и полномасштабное посольство западной страны в России.

Король Густав — Адольф был одним из первых западных государей, вплотную заинтересовавшихся той частью Земли, примыкавшей к Западу с Востока, которая называлась тогда Русью. Но в его интересе сквозил скепсис, он сомневался в потенциале встающей на востоке Европы державы. В этой ситуации спасительной для Руси оказалась первостепенная обращенность шведского военного гения к глобальному столкновению католиков с протестантами. Швеция бросила всю свою военную мощь в опустошительную тридцатилетнюю войну на полях Германии (что погубило две трети германского населения). Война между католиками и протестантами — первая гражданская война в масштабах всей Европы, в которой страны Западной и Центральной Европы (Англия, Франция, Австрия, Испания, Нидерланды, Швеция, все германские государства) потеряли значительную часть своего населения, поставив под вопрос едва ли не само выживание Запада.

Вестфальская система

В этой ситуации овладевающий миром Запад увидел главную опасность не на дальних горизонтах, а во внутризападных склоках. Именно тогда, в ходе подписания и реализации Вестфальского мира (1648), отношения между суверенными странами Запада впервые были приведены в систему. Впервые стали легитимными два главных понятия — «суверенитет» и «коллективная безопасность», они легли в основу международной системы, существующей и поныне. Патриархально–родовые начала (прежде всего религия) были поставлены на второе место после суверенного права каждого государства распоряжаться своей судьбой.

Мы видим, что Запад, заплативший колоссальную цену за религиозное безумие, отошел от традиционализма уже в середине XVII в. Национальный интерес, а не приверженность любой, пусть самой дорогой и священной догме, стал характерен для создаваемой Западом системы. Возвеличение принципов «абстрактного» права привело лидеров Запада к конституционной форме правления — в этом Запад на века обогнал соседние регионы. Рационализация управления дала внутри стран рост бюрократии, а вовне — систему договоров, позволившую сохранить всеми признаваемые (ради выживания) принципы. Впервые получили развитие организации, активно выходящие за пределы границ одного государства, такие, как банки и торговые компании. Была проведена кодификация международных отношений. (В тексте Вестфальского мирного договора мы видим титул Magnus dux Muscoviae — Россия присоединилась к Вестфальской системе с самого начала.) Суммируем: Запад из хаоса создал систему, и эта система обеспечила эффективность его внутреннего развития и внешней экспансии. С Вестфальской системой Запад сумел сохранить относительное единство фактически до первой мировой войны, каковой была Семилетняя война между Англией и Францией в середине XVIII в., до мирового самосокрушения Запада между 1914–1945 гг.

И все же Запад рос, не зная пределов. В Великой Земской думе 1642 г. была высказана озабоченность возрастающим торговым соперничеством немцев и персиян. К 1643 г. в Москве было 400 немецких дворов. Как определяет Г. Г. Шпет, «XVII век в Западной Европе — век великих научных открытий, свободного движения философской мысли и широкого разлива всей культурной жизни… Со второй половины века западное влияние пробивается в Москву все глубже с каждым десятилетием, если не с каждым годом. В ночной московской тьме стали зажигаться грезы о свете и знании. Одних, как Котошихина, эти грезы выгоняли из Москвы на Запад, другие, подобно Ртищеву, пытались как–то воплотить эти грезы на месте»[43].

Россия перед Западом

Две волны бились в стены России. Первая шла с юго–запада, из католического Рима через Австрию, Польшу, Украину. Католический мир в гигантском порыве контрреформации бросил в качестве своего десанта орден иезуитов. «Южная» волна был устремлена на восприятие австро–польско–украинского опыта (она была как бы следующий за краткой вестернизацией Лжедмитрия Первого), но его внедрению препятствовала политика одиозной католизации.

Вторая волна пробивалась через Скандинавию, Голландию, Англию, откуда купцы–пуритане приходили в Новгород и Псков — северо–западные ворота России. Обе волны несли общее западное качество: уверенность в способности человека разумным путем понять природу, подчинить ее себе; убежденность в способности человека значительно укрепить свои силы посредством самодисциплины, преодоления своей грешной природы и направления своей энергии в соответствии с правилами нарождающейся науки. Все это чрезвычайно отличалось от главных черт и постулатов русской культуры. Вторая волна наследовала еще более ранние «прототенденции», линию Бориса Годунова на утилизацию североевропейского опыта и тяготела к Швеции, Северной Германии и даже Англии (куда Годунов послал первых русских студентов). Значение этого типа знакомства с Западом с годами усиливалось, ибо протестантизм как бы способствовал «деидеологизации» межгосударственных отношений. Его проникновение в Россию было более осторожным и не вызывало негативной реакции православного сознания.

Российские историографы соглашаются, что к концу XVII в. представление о том, что Россия отстает от Запада, распространилось весьма широко, становясь частью национального самосознания. С. М. Соловьев признает это, возможно, убедительнее других русских историков: «Сознание экономической несостоятельности было тесно соединено с сознанием нравственной несостоятельности. Русский народ не мог оставаться в китайском созерцании собственных совершенств, в китайской уверенности, что он выше всех народов на свете. Уже по самому географическому положению своей страны: океаны не отделяли его от западных европейских народов. Побуждаемый силою обстоятельств, он должен был сначала уходить с запада на восток: но как скоро успел усилиться, заложить государство, так должен был необходимо столкнуться с западными соседями, и столкновение это было очень поучительно… Стало очевидно, что насколько восточные соседи слабее России, настолько западные сильнее. Это убеждение, подрывая китайский взгляд на собственное превосходство, естественно и необходимо порождало в живом народе стремление сблизиться с теми народами, которые показали свое превосходство, позаимствовать от них то, в чем они являлись сильнее; сильнее западные народы оказывались своим знанием, искусством и потому надобно было у них выучиться»[44].

Реальность была грубее и опаснее, ведь ничего нет мучительнее процесса рекультуризации. Еще грознее выглядел неудержимый западный экспансионизм. Партия противников России на Западе именно в это время получает своих идеологов. Довольно широко обсуждался на Западе «великий проект» французского политика Сюлли (1636), который предполагал исключение России (наряду с Оттоманской империей) из европейской семьи наций[45]. Британский журналист и политик уже тогда говорил о России как о «самой устрашающей по величине империи, распростершейся на поверхности Земли»[46].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подъем и падение Запада"

Книги похожие на "Подъем и падение Запада" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Уткин

Анатолий Уткин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Уткин - Подъем и падение Запада"

Отзывы читателей о книге "Подъем и падение Запада", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.