» » » » Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ


Авторские права

Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Рейтинг:
Название:
Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Издательство:
Флинта
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1110-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Описание и краткое содержание "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать бесплатно онлайн.



В монографии предпринята попытка комплексного исследования трансформации массового сознания под воздействием СМИ. С философских позиций исследуются понятия телевизионной реальности, массовизации общества в XIX - первой половине XX в. Выявляются причины нарастания манипулирования массовым сознанием в условиях современного информационного общества, в котором информация играет основную роль. Особое внимание уделено российскому телевидению - его структуре, новым медиатехнологиям - конкретным манипулятивным приемам, применяемым в телевизионных программах, а также способам противодействия манипулятивным процессам («контрсуггестии»). Кто управляет массами и может ли телевидение осуществлять свою деятельность, не прибегая к манипулированию? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты своих исследований, а также обобщая труды ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Для философов, политологов, психологов, культурологов, журналистов, социологов, студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется процессами, происходящими в сфере коммуникации, в том числе их негативными аспектами.






Опыт показывает также, что есть лица, на которых внушения в бодрствующем состоянии оказывают такое же воздействие, как на других в состоянии гипноза. От внушаемого требуется только, чтобы он слушал и не противодействовал.

В числе способов психического воздействия различают, кроме убеждения и внушения, еще и приказания, команды, советы, пожелания и т.д. Приказание действует как осознавание необходимости выполнения какого-то действия. Команда воздействует не только силой страха перед санкцией за непослушание, но и путем внушения или прививания известной идеи. Равным образом советы и пожелания и иные формы психического воздействия одних лиц на других также могут влиять на психику.

Для понимания процессов убеждения и внушения следует привлечь понятие «установка». Открыл это понятие и дал ему определение советский психолог Д.Н. Узнадзе[63].

Установка может быть определена как «абстрактная оценка индивидом определенного объекта». Или как «общая предрасположенность человека к положительной или отрицательной оценке других людей, объектов и вопросов»[64]. Понятие это не только индивидуально-психологическое, но и социально-психологическое. По Узнадзе, установка бессознательна. Установка рассматривается как важный посредствующий фактор, занимающий промежуточную позицию между получением убеждающей информации и последующим изменением поведения.

Если новая информация изменяет установки индивида, поведенческие изменения более вероятны.

Создатель теории установки Д.Н. Узнадзе изучал роль внушения. Он писал, что внушенные установки обладают навязчивым характером, с трудом поддаются осмыслению.

И.Ю. Черепанова также связывает суггестию с установкой. «Если определить установку как неосознаваемую способность психики к определенному восприятию, решению, действию, тогда суггестию можно представить как арсенал средств и приемов направленного воздействия на установки личности (установку на излечение, на улучшение самочувствия)»[65].

Формированием, закреплением или изменением установок в человеческой психике занимается пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - деятельность, устная или с помощью средств массовой информации, осуществляющая популяризацию и распространение идей в общественном сознании. Понятие «пропаганда» было введено в 1662 г. Папой Бенедиктом XV, образовавшим особую группу, задачей которой было распространение веры с помощью миссионерской деятельности. Пропаганду можно считать предвестником манипулирования массовым сознанием. Но, в отличие от манипуляции, пропаганда всегда носит открытый характер. В зависимости от того, что пропагандируется, мы можем утверждать, что если пропаганда носит позитивный, а не негативный характер, она менее опасна, чем манипуляция.

С понятием пропаганды тесно связано понятие «агитация». Агитация (от. лат. agitatio - приведение в движение) - устная, печатная и наглядная (визуальная) деятельность, побуждающая к активности отдельные группы или широкие массы населения. Отличается разнообразием устных, печатных и аудиовизуальных средств.

Необходимо различать, с одной стороны, общественно необходимые формы публичного оглашения информации (конструктивная пропаганда) о важных и социально значимых проблемах, идеях, взглядах, товарах и т.п. (например, пропаганда здорового образа жизни, реклама новых технологий и технических новинок и т.д.) и недобросовестную рекламу и деструктивную пропаганду - с другой.

Не забывая об указанной принципиальной двойственности, обратимся, однако, к феномену пропаганды в его негативных проявлениях. Такая пропаганда подпадает под понятие «иррациональной» или «нерациональной» пропаганды, описанной английским писателем Олдосом Хаксли в его книге «О дивный новый мир» - 27 лет спустя»[66]. «Согласно Хаксли в человеческом разуме присутствуют бессознательные, аффективные компоненты, искажающие реальный интерес субъекта (инстинкты, страсти, иногда возвышенного, но чаще низменного свойства). В общем, писатель располагает их ниже уровня «личного интереса». Такая пропаганда становится односторонней и, как правило, ложной, она служит корыстным интересам самого пропагандиста и его работодателей. Иррациональная (нерациональная) пропаганда апеллирует не к разуму воспринимающего, а к его подсознанию, населенному слепыми импульсами, страхами и т.д. Иррациональная пропаганда осуществляет манипуляцию сознанием отдельных личностей и населения в целом. Такую пропаганду нужно отвергать в принципе, говорит Хаксли»[67].

Следует выделить ряд понятий, связанных со скрытым принуждением людей, отражающих способы, общие механизмы и обобщенные схемы такого процесса. К ним можно отнести «манипулирование» (или синонимичный ему термин «скрытое воздействие на массовое сознание») и «дезинформирование».

Понятие «манипулирование» для несведущего человека, особенно при первом столкновении с ним, представляется сомнительным, не соответствующим действительности (за исключением разве что действительности тоталитарных обществ). С научной же точки зрения оно вполне оправданно. Данный феномен является предметом исследований российских и зарубежных ученых уже в течение длительного времени. Скрытое воздействие на массовое сознание мы рассматриваем как сложно структурированную работу определенной социальной группы людей (политических партий, общественных/государственных структур, религиозных сект и т.д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений, чиновников). Данное воздействие осуществляется осознанно, скрыто, целенаправленно и выполняется с определенными целями и намерениями.

Отечественные исследователи видят в манипулировании форму духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемую насильственным путем[68], господство над духовным состоянием личности, управление изменением внутреннего мира[69]. Е.Л. Доценко определяет манипуляцию сознанием как «вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент», как «психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им»[70]. Иногда, по мнению Е.Л. Доценко, при определении данного понятия в практических целях удобнее пользоваться метафорой: «Манипуляция - это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением»[71], это своего рода махинация, мошенническая ловкая проделка; система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений.

Определенные индивидуальные качества делают личность наиболее восприимчивой к манипулированию, внушению. Это плохо развитое логическое мышление, впечатлительность, медленный темп психической деятельности, повышенная эмоциональность, неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, робость, стеснительность, тревожность, доверчивость[72]. Напротив, воздействовать на уверенного в себе индивида, способного постоять за себя, имеющего сформированные взгляды, значительно сложнее.

Манипуляции как форма межличностного общения, а также скрытое воздействие на массовое сознание, осуществляющееся на более высоких уровнях, могут быть классифицированы как нарушение свободной воли индивидов, связанной с принятием ими решений, а также правом на свободное волеизъявление.

Характерными чертами данного явления нам представляются скрытость самого процесса, а также конечных целей манипулятора; его стремление получить односторонний выигрыш; специфическое отношение к объекту как к средству для достижения собственных целей; скрытое воздействие может вводить адресата в заблуждение относительно характера подаваемой ему информации, а также быть связано с искажением данных; отношением объекта манипуляции к действительности возможно управлять в нужном для манипулятора ключе.

Скрытое воздействие на массовое сознание чаще всего происходит с помощью речевого влияния. Известно, что текст, произнесенный вслух, воздействует на человека значительно лучше, чем в случае, если бы индивид читал его на бумаге. Такой эффект достигается за счет использования просодических средств воздействия: интонации, ритма и пауз, а также акцентирования внимания аудитории на определенных фразах. Под языковым манипулированием понимают языковое воздействие, которое используется для скрытого введения в психику адресата желаний, целей и намерений, не совпадающих с теми, которые есть у адресата на самом деле[73]. То есть данное влияние, как и любое другое скрытое воздействие на сознание масс, носит намеренный характер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Книги похожие на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Владимирова

Мария Владимирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.