» » » » Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ


Авторские права

Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Рейтинг:
Название:
Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Издательство:
Флинта
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1110-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Описание и краткое содержание "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать бесплатно онлайн.



В монографии предпринята попытка комплексного исследования трансформации массового сознания под воздействием СМИ. С философских позиций исследуются понятия телевизионной реальности, массовизации общества в XIX - первой половине XX в. Выявляются причины нарастания манипулирования массовым сознанием в условиях современного информационного общества, в котором информация играет основную роль. Особое внимание уделено российскому телевидению - его структуре, новым медиатехнологиям - конкретным манипулятивным приемам, применяемым в телевизионных программах, а также способам противодействия манипулятивным процессам («контрсуггестии»). Кто управляет массами и может ли телевидение осуществлять свою деятельность, не прибегая к манипулированию? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты своих исследований, а также обобщая труды ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Для философов, политологов, психологов, культурологов, журналистов, социологов, студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется процессами, происходящими в сфере коммуникации, в том числе их негативными аспектами.






Наиболее опасным, на наш взгляд, является отношение самих масс к феномену манипулирования их сознанием. Большая часть людей убеждена в том, что манипулировать ими без их желания невозможно. Специалисты же утверждают обратное - манипулированию подвержено практически все население, за исключением тех, кто обладает критическим взглядом на происходящее и умеет анализировать события. Одна из особенностей данного явления состоит в том, что описываемый процесс носит скрытый характер. В итоге мастерство манипуляторов растет, а распознать их деятельность становится все сложнее и сложнее.

Итак, в данном параграфе мы выявили социально-философскую проблему манипулирования сознанием масс, ее междисциплинарный статус, предысторию и актуальность в современных условиях; рассмотрели понятие «манипуляция сознанием масс» в сопоставлении с обширным кругом смежных понятий - в чем-то сходных, родственных, в чем-то существенно различающихся.

В следующем параграфе мы осветим процесс массовизации общества.

Глава II. Манипулятивный и защитный («контрсуггестивный») аспекты телевизионной коммуникации


§ 1. Нарастание манипуляции сознанием в условиях современного информационного общества

В этом параграфе мы обратимся к понятию информационного общества. Такое общество существует, и оно очень специфично по своей сути. Почему оно возникло и по каким признакам его можно отличить? Какой становятся масса и аудитория в нем? Наконец, какова специфика манипулирования сознанием масс в таком обществе? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Для начала рассмотрим понятия «информация» и «массовая коммуникация».

Один из подходов заключается в следующем: «Словом информация обозначается все то, что может быть закодировано для передачи по каналам связи от источника к получателю»[85]. В теории информации[86] используется определение, согласно которому под информацией понимается количество, измеряемое в «битах». Как видим, данная теория дает определение информации, не делая акцент на ее содержательной части. Более того, смысл здесь не имеет значения.

Нам ближе семантический подход к понятию «информация», базирующийся на следующих постулатах: в информации всегда заложен какой-то смысл; у нее есть предмет; это сведения о ком-то/о чем-то или руководство к действию. Информация может быть рассмотрена как в положительном, так и в отрицательном аспекте (она может нести в себе противоположные эмоциональные заряды). В Толковом словаре русского языка дается следующее определение информации: «Это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-то»[87].

В информационном обществе данные являются ценным «предметом» (товаром, источником влияния, который имеет денежную стоимость), которым различные общественные силы и особенно властные структуры стремятся обладать, а также использовать в своих целях.

Почти вся информация сегодня производится для массового общества и непосредственно для масс, все чаще стало употребляться понятие «массовая информация», под которым понимают сведения, легкие для восприятия аудиторией. Такие «новости» не подразумевают активной умственной деятельности, обдумывания, анализа, критического осмысления.

Информация - форма, предполагающая наличие определенной структуры, сама она при этом структурой не является[88]. События рассматриваются как элементы, фиксированные во времени (они наступают в определенный отрезок времени). Прошедшее событие как информация не исчезает, оно лишь меняет состояние системы. «Время само вынуждает различать смысл и информацию, хотя всякое воспроизводство смысла осуществляется посредством информации»[89].

Понятие информации рассматривали и советские философы, выделяя три формы ее существования: внутриличностную, межличностную и внеличностную[90]. Первый вид данных представляет для нас наибольший интерес. Внутриличностная информация может быть представлена психикой человека в виде открытой (осознаваемой) либо закрытой (неосознаваемой) им самим формы. В последнем случае данные могут находиться в пассивном состоянии (храниться в памяти индивида), оказывая влияние на его мировоззрение и принимаемые им решения.

Можно отметить ряд свойств, характерных для информации: 1) она есть результат отражения объекта определенной материальной системой; 2) может служить фактором управления; 3) информация не существует вне ее материального кода; 4) любой носитель информации является ее кодом; данные не могут существовать вне материального носителя; 5) одна и та же информация может существовать в разных кодах; 6) она обладает не только синтаксическими, но содержательными и ценностными характеристиками[91].

Информация является понятием сложным (его можно рассматривать с разных научных позиций) и многогранным. От наличия и достоверности таковой зависит качество жизни каждой конкретной личности в информационном (постиндустриальном) обществе.

Следующее понятие это «массовая коммуникация» - процесс передачи или распределения информации для обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. Массмедиа означают совокупность институциональных средств передачи этого материала. Несмотря на некоторую смысловую разницу, эти понятия (массовая коммуникация и массмедиа) часто употребляют как синонимы.

История массовой коммуникации богата и разнообразна. После книг, газет и журналов пришли радио, эфирное ТВ, кабельное ТВ и спутниковое вещание, а теперь и Интернет. И вот уже более полувека массовая коммуникация является предметом самостоятельных исследований. А в составе других дисциплин ее изучают уже около ста лет. По мере изобретения и распространения новых способов передачи информации проблематика исследований расширялась.

История российских исследований в области массовых коммуникаций распадается на два периода - советский и постсоветский. Для первого характерен уклон в сторону изучения массмедиа как средств пропаганды и агитации, для второго - пересмотр традиционных понятий и дефиниций и поиск новых подходов к изучению «старых» медиа.

За последние несколько десятилетий возникли новые коммуникационные технологии. Одну из областей можно назвать трансактной медийной коммуникацией. Трансактная означает смену ролей - переход к таким межличностным коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона по очереди выступает в роли отправителя, получателя или передатчика информации. Медийная означает, что технологии по-прежнему включают в себя медиа.

Все коммуникативные ситуации, в которых на человека оказывается информационно-психологическое воздействие, можно разделить на три основные группы. В первую группу входят коммуникативные ситуации, в которых происходит как непосредственное общение и обмен информацией между людьми, так и опосредованное, которое осуществляется с помощью телефона, почты, телеграфа, факсимильной связи, Интернета.

Ко второй группе можно отнести коммуникативные ситуации, в которых индивид подвергается информационно-психологическому воздействию со стороны одного коммуникатора или группы коммуникаторов. В таких публичных ситуациях (митинги, зрелищные мероприятия) происходит односторонняя коммуникация по принципу: «коммуникатор - общность людей».

В третью группу входят коммуникативные ситуации, в которых на человека осуществляется информационно-психологическое воздействие средствами массовой коммуникации. Это происходит в моменты просмотра зрителем телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами.

В рассмотренных трех группах воздействие на личность происходит по принципу от простого (первая группа) - к сложному (третья группа). Межличностная коммуникация является наиболее простой моделью, а воздействие на личность с помощью средств массовой информации представляется наиболее сложной формой, поскольку человек не ощущает явного влияния на собственную личность.

Рассмотрим, наконец, понятие информационного (или постиндустриального) общества. Это - общество, в котором информация - самый ценный ресурс, ведущее средство производства, а также главный продукт. Здесь ее главенство в социальном и экономическом плане неоспоримо.

Информационная составляющая такого общества подразумевает следующую модель донесения данных до реципиента. Информационная составляющая, представляющая рациональное начало, должна непременно дополняться эмоциональной частью. Такой состав сообщения обеспечивает оптимальное восприятие сведений индивидом, а также максимально эффективное воздействие на массовое сознание.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Книги похожие на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Владимирова

Мария Владимирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.