» » » » Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ


Авторские права

Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Рейтинг:
Название:
Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Издательство:
Флинта
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1110-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Описание и краткое содержание "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать бесплатно онлайн.



В монографии предпринята попытка комплексного исследования трансформации массового сознания под воздействием СМИ. С философских позиций исследуются понятия телевизионной реальности, массовизации общества в XIX - первой половине XX в. Выявляются причины нарастания манипулирования массовым сознанием в условиях современного информационного общества, в котором информация играет основную роль. Особое внимание уделено российскому телевидению - его структуре, новым медиатехнологиям - конкретным манипулятивным приемам, применяемым в телевизионных программах, а также способам противодействия манипулятивным процессам («контрсуггестии»). Кто управляет массами и может ли телевидение осуществлять свою деятельность, не прибегая к манипулированию? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты своих исследований, а также обобщая труды ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Для философов, политологов, психологов, культурологов, журналистов, социологов, студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется процессами, происходящими в сфере коммуникации, в том числе их негативными аспектами.






Мы можем выделить пять типов определений информационного общества, вот они: технологическое определение; экономическое; связанное со сферой занятости; пространственное и культурное. При этом они не обязательно взаимоисключающие, хотя теоретики выводят на первый план то или иное определение в соответствии со своими представлениями.

Все эти определения информационного общества объединяет, в сущности, одно: количественные изменения в сфере информации, т.е. увеличение информационного объема, привели к возникновению качественно нового типа социального устройства - информационного общества.

Сам процесс информатизации общества продолжается, возможно, уже несколько столетий. Хотя после индустриализации в XIX в. он ускорился. А в XX в. (в связи с глобализацией и появлением международных организаций) он вообще идет стремительными темпами. Точный период, в который было создано информационное общество, установить довольно сложно. Мы можем предположить, что этот процесс в полной мере начался в начале XX в.

Значительную часть рабочей силы в таком обществе составляют информационные работники. В самом общем смысле к категории информационных работников можно отнести тех, кто занимается производством информационной технологии. Во всех развитых странах этот сектор экономики растет наиболее быстрыми темпами. Начиная с середины 1980-х годов в рабочей силе США преобладают (более 50%) информационные работники.

Впрочем, для того чтобы отнести определенный социум к этому новому типу общества, даже не требуется, чтобы большая часть рабочей силы была занята в информационной сфере или чтобы экономика получала определенные прибыли от информационной деятельности. Теоретически можно представить себе информационное общество, где лишь небольшое число «информационных экспертов» имеют реальную власть. Так, в научно-фантастической модели общества Герберта Уэллса, описанной в романе «Современная утопия» (1909), доминирует элита, обладающая знанием, а большинство, экономически невостребованное, обречено на безработицу и безделье. С точки зрения количественных параметров (в концепции, связанной со сферой занятости) это не будет «информационным обществом», но нам, возможно, придется признать его таковым, поскольку информация играет здесь решающую роль во властных структурах и в выборе направления социальных процессов.

Перемены в информационную эпоху происходят постоянно. Одним из проявлений этих стремительных изменений, совершающихся на наших глазах, стала всеохватность и вездесущность современных медиа и компьютера. В конце концов образовался не просто зритель, а массовый зритель и массовый человек.

Массовый человек - это некий идеальный антропологический тип (равно как и противоположный ему тип человека элиты). Человек элиты и человек массовый представляют собой две стороны одного и того же существа под названием Человек, с его двойственной природой.

Массовый человек прошлого был призван создать материальные и иные условия, необходимые для развития дарований человека элиты. Современный человек массы, будучи генетически связанным с массовым человеком традиционного общества, отличается от него по ряду социокультурных характеристик.

Современный массовый человек - это в интерпретации Герберта Маркузе «одномерный человек»[92]. Концепция одномерного человека связана с исследованием социально-психологических типов и характеров, которые искажаются современными общественными системами. В обосновании этой концепции Г. Маркузе существенную роль сыграли идеи Фрейда, Райха, Корни, Хоркхаймера, Адорно, Фромма, Рисмена.

Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к реальной действительности, отсутствие индивидуальности, высокая внушаемость и консерватизм. Ему присуще также искаженное видение мира. Нормы индустриального общества кажутся одномерному человеку выражением свободы и социальной справедливости; на самом же деле они, считает Маркузе, отвечают лишь интересам правящей элиты. Одномерный человек не способен к радикальной оппозиции существующему режиму, он полностью погружен в «систему». Выход из этой ситуации, по Маркузе, возможен только, если произойдет прорыв одномерности современного общества, т.е. если у человека, а также у всей массы в целом, будут сформированы другие потребности; что в ближайшее время маловероятно.

Итак, информационное общество и новые медиа создали «массовых людей». Кстати, у них появилась возможность более активно участвовать в коммуникационном процессе (интерактивность).

Известный американский социолог-публицист Элвин Тоффлер одним из первых подметил коренные изменения в культуре общества, которые произошли за последнее время[93]. Увеличивающееся количество информации породило новый тип культуры. Вместо полной и систематизированной информации человека снабжают короткими модульными вспышками - рекламой, обрывками новостей и т.д. Люди Третьей волны оказываются под бомбардировкой блицев: полутораминутный клип с новостями, фрагмент песни или стихотворения, коллаж, кусочек новостей, компьютерная графика.

Вслед за возникновением массового человека возникла и посткультура.

Пост-культура - это лишь оболочка культуры. Если сравнивать культуру и пост-культуру, то о последней можно сказать, что у нее пустая сердцевина, открытая для заполнения чем-то. Но на данном этапе это пространство пока ничем не заполнено. «Используя язык новейшей науки синергетики, можно сказать, - пишет В.В. Бычков, - что посткультура - это та «нелинейная среда» культуры, возникшая в момент глобальной цивилизационной бифуркации, в которой «варится» бесчисленное множество возможных структур будущего становления и которая с позиции любой уже ставшей структуры представляется неким уплотненным потенциальным хаосом или полем бесконечных возможностей»[94].

Пост-культура говорит о двух вариантах развития цивилизации:

1) переход человечества на новый уровень развития;

2) глобальная катастрофа человечества в целом.

Полагаем, что для того, чтобы реализовался первый вариант развития цивилизации, человечеству придется приложить массу усилий. Если этого не произойдет, последствия будут плачевными и будет воплощен в жизнь второй вариант. Сегодня остатки уходящей Культуры смешались с феноменами пост-культуры. Мы сталкиваемся с некой смесью из одного и другого. Процесс смешивания начался не сейчас, а еще в первой трети XX в. Художественно-эстетическая сфера посткультуры является неклассической (так называемая нонклассика). В прошлое уходит «культура Книги» и печатного слова. Если раньше люди много читали и черпали информацию из книг, то сейчас все необходимые данные можно найти во Всемирной сети Интернет, а также смотря телевизор и слушая радио. То есть теперь информацию можно получать в невербализованном виде.

В европейской культуре ранее преобладало формально-логическое мышление; сегодня оно уступает место иным, дезинтегрированным формам сознания.

В середине XX в. появились такие направления в искусстве, как концептуализм и поп-арт; они стали постепенно вытеснять традиционную художественную Культуру (которая тем не менее еще совсем не умерла). Для посткультуры свойственен отказ от эстетических, религиозных, гносеологических и этических ценностей, которые являются традиционными. У посткультуры ценности другие, а именно: вещь и вещизм, потребление, тело, телесность, политика, коммерция, бизнес и рынок, опыт и практика, монтаж и конструирование.

Видные представители западной социально-философской мысли весьма критично и глубоко анализируют феномен информационного общества и его противоречивые следствия. Согласно взгляду американского социолога и социального философа Г. Шиллера[95], общество, в котором происходит столь важный процесс информатизации, находится в стадии корпоративного капитализма - той стадии, когда крупные корпорации начинают диктовать свою волю государству. Г. Шиллер приходит к неутешительному выводу: в информационной сфере доминируют интересы корпоративного капитализма. Стало быть, развитие процессов информации подчинено интересам частного бизнеса, а не государства в целом.

Г. Шиллер полагает, что информационное общество наилучшим образом отвечает потребностям развитого капитализма. Информация является средством, с помощью которого людей приучают к потреблению (рыночная категория, по Шиллеру) как к единственно возможному способу существования.

Однако огромное количество информации, которая в наше время превратилась в товар, не обогащает жизнь человека, а только усложняет ее, полагает Г. Шиллер. Он считает, что человеку нужно давать информацию в дозированном количестве - ее избыток запутывает потребителя, сбивает его с толку.

Шиллер также полагает, что в «информационную эпоху» неравенство классов не исчезает, а наоборот, усиливается. По его мнению, классовая принадлежность определяет, какую информацию человек получает, а какую нет. Шиллер уверен в том, что чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем ниже качество информации, которую он может получить, так как он не имеет доступа, например, к наиболее полным новейшим базам данных. Массы, по Шиллеру, это «информационные бедняки», владеющие «информационным мусором», который отвлекает, развлекает, удовлетворяет низшие потребности аудитории (например, потребность быть в курсе последних сплетен из жизни «звезд»), но при этом не содержит в себе никакой серьезной информации. Но все эти псевдосведения подаются людям так, как будто это действительно важная информация.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Книги похожие на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Владимирова

Мария Владимирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.