» » » » Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ


Авторские права

Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Рейтинг:
Название:
Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Издательство:
Флинта
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1110-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Описание и краткое содержание "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать бесплатно онлайн.



В монографии предпринята попытка комплексного исследования трансформации массового сознания под воздействием СМИ. С философских позиций исследуются понятия телевизионной реальности, массовизации общества в XIX - первой половине XX в. Выявляются причины нарастания манипулирования массовым сознанием в условиях современного информационного общества, в котором информация играет основную роль. Особое внимание уделено российскому телевидению - его структуре, новым медиатехнологиям - конкретным манипулятивным приемам, применяемым в телевизионных программах, а также способам противодействия манипулятивным процессам («контрсуггестии»). Кто управляет массами и может ли телевидение осуществлять свою деятельность, не прибегая к манипулированию? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты своих исследований, а также обобщая труды ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Для философов, политологов, психологов, культурологов, журналистов, социологов, студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется процессами, происходящими в сфере коммуникации, в том числе их негативными аспектами.






Шиллер также полагает, что в «информационную эпоху» неравенство классов не исчезает, а наоборот, усиливается. По его мнению, классовая принадлежность определяет, какую информацию человек получает, а какую нет. Шиллер уверен в том, что чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем ниже качество информации, которую он может получить, так как он не имеет доступа, например, к наиболее полным новейшим базам данных. Массы, по Шиллеру, это «информационные бедняки», владеющие «информационным мусором», который отвлекает, развлекает, удовлетворяет низшие потребности аудитории (например, потребность быть в курсе последних сплетен из жизни «звезд»), но при этом не содержит в себе никакой серьезной информации. Но все эти псевдосведения подаются людям так, как будто это действительно важная информация.

Жан Бодрийар[96], один из известных философов-постмодернистов, изучавших проблемы информационной сферы, считал, что современная культура - это культура знаков. Но знаки, вместо того чтобы отражать действительность, симулируют ее. Современное общество, по Бодрийару, тонет в знаках. Ежедневно средства массовой коммуникации обрушивают на потребителя огромное количество фактов и их интерпретаций. Сознание человека оказывается расколотым из-за того, что он не может разобраться во всем этом и отличить свои собственные желания от чужих. (Отсюда главная проблема современности - самоопределение личности.)

Когда знаков слишком много, люди перестают разбираться в них и в их смыслах. В итоге им становится трудно искать истину. Информация перестает восприниматься и начинает просто потребляться. Личности и индивидуальности становятся обезличенными массами.

Массы, по Бодрийару, это молчаливое большинство, безликая толпа, за которую все решают «сильные мира сего». Они сочетают в себе, с одной стороны, сверхуправляемость и, с другой стороны, абсолютную неуправляемость. Это идеальная среда для манипулирования.

Сознание индивида в таком обществе оказывается расколотым. Возможность целостного восприятия реальности для личности сильно осложняется, поскольку в условиях огромного количества информации между мышлением и действиями человека встают технологии, которые разделяют одно от другого. Человек оказывается раздвоенным.

Г.М. Маклюэн[97] констатировал, что раскол между сердцем и умом приводит человека к состоянию надломленности его психики. Когда человек находится в таком состоянии, на него легко воздействовать. Это дает возможность произвольно, по своему усмотрению влиять на нравственное сознание личности.

Ранее уже упоминавшийся американский социолог М. Чукас пишет, что социальная почва, на которой возникает и ведется манипуляция - это борьба между разными влиятельными группами, которые преследуют свои собственные интересы и добиваются укрепления своих позиций. Лидеры этих групп стремятся преподнести общественности свои личные «узкие» интересы как интересы, якобы отвечающие интересам масс. Те силы, которые управляют процессом манипулирования сознанием масс, определяются экономическими интересами союзов, в которых к тому же являются весьма влиятельными партийно-политические интересы. Так что аппарат «управляемого омассовления» в конечном счете служит не пропаганде действительно гуманистических идей, вдохновляющих идей и целеустановок, а скрытым за ними материальным интересам.

Итак, информационное общество характеризуется тем, что информация стала играть основную роль во всех сферах жизни. Ему также свойственно потребительство и засилье развлекательной информации. Все это является питательной почвой для манипулирования массовым сознанием.

Новые медиатехнологии вынуждают нас пересмотреть понятие аудитории массмедиа. То, что раньше называлось «аудиторией», теперь называется словом «пользователь». Пользователи новых средств массовой коммуникации - активные участники процесса, а не просто пассивные получатели информации.

Дж. Уэбстер[98] предложил три модели описания аудитории медиа: аудитория-как-масса, аудитория-как-объект и аудитория-как-агент.

Согласно первой модели (аудитория-как-масса) массе («телеаудитории») уделяется большое внимание. Поэтому очень важно определение ее численности.

Для второй модели (аудитория-как-объект) значимую роль играют медиаэффекты. К ним относится феномен насилия. Здесь важны исследования изменения отношений и позиций медиапотребителей.

Третья модель (аудитория-как-агент) отличается от первых двух моделей. Она изучает возможности, которые предлагают сегодняшней аудитории новые медиатехнологии. Согласно этой модели у аудитории есть возможность выбора. Более того, члены такой аудитории более активны и глубже вовлечены в коммуникационные процессы, чем кто-либо до них.

Телевидение - эффективный способ манипулирования сознанием масс. В телеарсенале существует немалое количество средств для этого: реклама, а также показ материальных благ, «дорогой жизни» в разных программах.

Более четверти века назад американский исследователь Даллас Смит вывел новую формулу успеха СМИ: «аудитория как товар». Суть ее заключается в том, что «издатель привлекает своей информацией внимание аудитории и продает ее рекламодателю. Иными словами, информация в экономическом обороте - не товар, а упаковка. Ныне без соблюдения этой формулы не только успех, но и само существование СМИ невозможно»[99].

На телевидении эта схема работает следующим образом. Современных топ-менеджеров далеко не всегда волнует содержание тех или иных телевизионных программ, за исключением идеологически ориентированных проектов. Для них показателем успеха неизменно является лишь рейтинг, то есть количество людей, смотрящих данную передачу в данный момент.

Подведем итоги рассмотрения данного вопроса.

Общество, в котором мы живем, без сомнения, является информационным. Информация нам необходима, но с ее помощью также осуществляется огромное количество манипуляций. В результате все сложнее и сложнее становится отличить беспристрастную информацию от кем-то проплаченной, а значит, субъективной или явно рекламной.

Массами гораздо проще управлять, чем отдельно взятыми личностями. Массовый человек очень сильно подвержен влиянию извне и внушению. Поэтому нередко сами власти заинтересованы в массовизации общества и его индивидов.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что манипулирование сознанием необходимо для самих же масс. Так утверждает, например, Х. Тумбер. «Управление с помощью информации... совершенно необходимо для того, чтобы обеспечить согласованную работу современного правительства. Манипулируя общественным мнением и осуществляя социальный контроль, государство всецело полагается при этом на коммуникацию и информацию»[100].

Более обоснованным и верным представляется, однако, другое, противоположное суждение: манипулирование сознанием масс не является нормой. Наоборот, оно свидетельствует о том, что общество «отходит от идеи информированного и рационального общества в сторону подтасовок и технологий пиара»[101]. Смысл манипулирования в информационном обществе заключается в том, чтобы навязать телезрителям мысли и поведение, выгодные тем, кто платит за информацию. О том, каким образом это делается, мы попробуем разобраться в следующей главе.

§ 2. Структура российского телевизионного бизнеса и модели управления им как условие возможности скрытого воздействия на массовое сознание

Для того чтобы понять, кто, где, в каких ситуациях и как использует элементы манипулирования сознанием масс, попытаемся сначала разобраться в структуре и технической составляющей российского ТВ.

Телевидение сегодня - одна из наиболее развитых отраслей системы массовых коммуникаций в сравнении с другими СМИ. Еще в СССР отечественными специалистами была создана инфраструктура, с помощью которой телевизионным сигналом удалось покрыть огромную территорию России. Существующие ныне технические средства обеспечивают охват населения страны одной телевизионной программой - 99,0%, двумя - 96,9%, тремя и более - 73,8%. Канал с максимальным охватом аудитории, без сомнения, имеет наибольшие возможности в сфере воздействия на массовое сознание.

Большую часть информации россияне получают именно благодаря телевидению. Впрочем, многие телезрители чаще слушают информацию, поступающую с голубого экрана, занимаясь попутно другими делами. Это так называемое фоновое смотрение. В результате лишь малая часть информации воспринимается и усваивается.

Как мы уже сказали, ТВ обладает огромной силой всестороннего воздействия на сознание масс. Вместе с тем это потенциально удобное средство и для манипулирования массовым сознанием.

Рассмотрим термины, которые мы будем использовать в этом параграфе:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Книги похожие на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Владимирова

Мария Владимирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.