» » » » Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ


Авторские права

Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Рейтинг:
Название:
Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Издательство:
Флинта
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1110-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Описание и краткое содержание "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать бесплатно онлайн.



В монографии предпринята попытка комплексного исследования трансформации массового сознания под воздействием СМИ. С философских позиций исследуются понятия телевизионной реальности, массовизации общества в XIX - первой половине XX в. Выявляются причины нарастания манипулирования массовым сознанием в условиях современного информационного общества, в котором информация играет основную роль. Особое внимание уделено российскому телевидению - его структуре, новым медиатехнологиям - конкретным манипулятивным приемам, применяемым в телевизионных программах, а также способам противодействия манипулятивным процессам («контрсуггестии»). Кто управляет массами и может ли телевидение осуществлять свою деятельность, не прибегая к манипулированию? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты своих исследований, а также обобщая труды ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Для философов, политологов, психологов, культурологов, журналистов, социологов, студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется процессами, происходящими в сфере коммуникации, в том числе их негативными аспектами.






Первая: чтение книг в бумажном варианте, преобладавшее в XIX в., вытеснено просмотром телевизионных программ в аналоговом, цифровом или интернет-форматах в XX веке. Информация теперь черпается из средств массовой коммуникации посредством аудиовизуальной составляющей.

Вторая трансформация большого социального значения - гедонистическая этика как тип мироотношения современных индивидов. В ее основе философия эгоизма и эгоцентризма, призывающая получать удовольствия от жизни и оберегать себя от проблем. Философия потребительства представляет собой немалую опасность, призывая «брать от жизни все», избегая трудностей.

Третья трансформация заключается в том, что массовое сознание становится разорванным, фрагментарным, мозаичным. В начале 1990-х годов появился термин «клиповое сознание», название которому дало обилие музыкальных и рекламных клипов, заполонивших отечественное телевидение. В чем специфика их воздействия на массовое сознание?

Развитие техники привело к возникновению нового вида монтажа - клипового, контрастных по своему содержанию, быстро сменяющихся кадров, с парадоксальными соединениями кусков и с мгновенными перебросками во времени и пространстве. Клиповый монтаж используется в различных видах программ, в том числе и в новостях.

Видеоклипами являются рекламные ролики, музыкальные клипы, в которых посредством монтажа создается виртуальная реальность. Под последней мы понимаем мнимую, условную реальность, по сути, созданную компьютерными технологиями. Условный мир стал основой не только в мире компьютерных игр, но и на телевизионном экране, воздействуя не на рациональную составляющую массовой аудитории, а на ее чувственное начало.

«Клиповым» сознание индивида становится при постоянном потреблении большого количества информации микропорциями. Под «клиповым сознанием» мы понимаем сознание индивида - потребителя данного телевизионного продукта, привыкшее к мельканию кадров с огромной скоростью, а также к обилию информации, которую ему приходится ежедневно обрабатывать. Учащающийся ритм и возрастающая скорость жизни, а также нехватка времени усугубляют данный процесс. В результате сознание личности формируется из мелких информационных частиц - мозаики, человек привыкает к тому, чтобы получать отрывочные (неполные) данные в большом объеме, которые и формируют его мировоззрение. Новое мозаичное сознание постепенно вытесняет традиционное. Реальность по отношению к ее отражению становится вторичной. Первичным оказывается ее искаженное отражение.

Полагаем, что все убеждения личности в современном мире так или иначе зависят от той информации, которую она получает из средств массовой коммуникации.

Э. Фромм был озабочен «автоматическим конформизмом», подразумевая под этим, что пассивное, некритическое восприятие информации может привести к тому, что собственное «Я» человека заменяется на безликую социальную маску. Несомненно, СМИ являются средством по формированию и изменению ценностных установок масс. Какими могут быть последствия трансформаций массового сознания, покажет время. Но нам представляется, что происходящие процессы с наименьшей долей вероятности могут способствовать психическому и, как следствие, физическому здоровью граждан.

Между тем многие исследователи (а также те, кто делает телевидение) уверены в том, что информация, предназначенная для масс, изначально не может быть полной, целостной и исчерпывающей. Ибо изложение таких данных якобы, во-первых, не заинтересует массы, а во-вторых, в большинстве случаев не будет стратегически верным, так как оно связано с нарушением контроля над информационными потоками со стороны различных структур: финансово-промышленных групп, государства, транснациональных корпораций и т.д. А пресса «всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует»[10].

Итак, СМИ не только информируют, развлекают, просвещают и образовывают массы, но и являются мощным средством воздействия на их психическое состояние, постепенно меняя мировоззрение индивидов, формируя новые мнения или корректируя уже имеющиеся. СМК не просто отражают реальность - они ее конструируют, являясь серьезным инструментом, с помощью которого осуществляется воздействие на массовое сознание в масштабах государства. Воздействие средств массовой коммуникации на индивида носит феноменальный по силе характер. Благодаря средствам массовой информации в сознании масс происходят значительные трансформации - меняются ценности, установки, восприятие действительности. Видовой разновидностью трансформации массового сознания является его подверженность скрытому воздействию, или, иначе говоря, манипулированию им.

§ 2. Массовизация общества в XIX - первой половине XX в. и развитие манипулятивных процессов

В этом параграфе мы хотим исследовать процесс массовизации общества, понять, откуда и когда возникли массы и массовое общество, каковы их отличительные признаки и специфика, положительные и отрицательные черты, в связи с чем необходимо рассмотреть следующие понятия: «масса», «массовое сознание», «массовый человек» и собственно манипуляцию сознанием масс. Также нам важно проследить, как воспринимают массовое общество ученые, жившие в разное время, и что они о нем думают.

Масса и толпа

Анализ процессов манипулирования сознанием масс (или толп - некоторые исследователи ставят между этими понятиями знак равенства) начинается с понимания самого феномена масс/толп.

Что же такое «масса»? Существует множество определений этого понятия, как позитивных, так и негативных.

Как известно, Платон в глубокой древности рассматривал «массу» и «народ» в отрицательном ключе. И сегодня многие ученые смотрят на массу, скорее, с негативной стороны, исходя из убеждения, что человек в массе теряет индивидуальность и уникальность собственной личности. Возникли негативно окрашенные синонимы понятий «масса» и «народ» - «чернь» и «толпа». Манипулировать проще всего не отдельно взятой личностью, а именно массой.

Для нас очевидно, что большая часть уничижительных характеристик массы (например: «чума, заразившая собой век») относится к ранней традиции аристократически-элитарной критики народных масс. Но есть и современная негативная составляющая понятия «масса». Быть таким, как все, гораздо легче, чем выделяться чем-то и быть индивидуальностью. Для «простых смертных», не привыкших много думать, иметь на все собственное мнение и нести персональную ответственность за свои действия, поступки и принятые решения, быть частью массы весьма удобно.

Французский ученый Гюстав Лебон (1841-1931) тщательно исследовал феномен толпы. Лебон считал, что любая идея влияет на массовую аудиторию следующим образом: сначала она принимается вождями или любыми авторитетными людьми в обществе - Лебон называет их «апостолами», которые управляют массами при помощи обаяния. Потом авторитетные люди воздействуют посредством этой идеи на массы, которые, в свою очередь, идею принимают. Идея, которая смогла проникнуть в сознание аудитории, становится чувством, а со временем и догмой. Чаще всего люди принимают идеи, которые внушаются им, без критики. Этому способствуют такие факторы, как воспитание, среда, в которой человек вырос, и наследственность.

Таким образом, для толпы, по Лебону, характерно исчезновение сознательного и преобладание бессознательного начала в личности, исчезновение интеллектуальных способностей. Люди толпы импульсивны и внушаемы - это говорит о том, что они уязвимы в своих побуждениях и инстинктах, они реагируют на все стимулы извне, не владея собой. А еще толпа полностью подчиняется вождю, который говорит ей, о чем думать и как действовать. «Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка»[11].

Итак, один из классиков этого периода, Гюстав Лебон, смотрит на феномен массы и толпы преимущественно с отрицательной точки зрения, утверждая, что массам нужны вожди, которые бы направляли все их желания и действия в нужное правителям русло. Лебон считает, что сознанием масс не просто можно, а необходимо манипулировать, поскольку массы обладают низким интеллектуальным уровнем.

Американский социолог и политический мыслитель XX - начала XXI в. Д. Белл в своей работе «Конец идеологии» (1964) попытался дать систематизированный анализ многочисленных определений массы в американской и западноевропейской социально-политической литературе. Он выделяет пять основных значений данного термина, считая, что все многочисленные концепции в той или иной форме употребляют одно из пяти значений массы. Это «масса как недифференцированное множество», «масса как синоним невежественности», «масса как механизированное множество», «масса как бюрократизированное общество» и «масса как толпа»[12].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Книги похожие на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Владимирова

Мария Владимирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.