» » » Надежда Жданова - Обучение основам дизайна. Конспекты уроков


Авторские права

Надежда Жданова - Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Здесь можно купить и скачать "Надежда Жданова - Обучение основам дизайна. Конспекты уроков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Жданова - Обучение основам дизайна. Конспекты уроков
Рейтинг:
Название:
Обучение основам дизайна. Конспекты уроков
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-691-01917-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обучение основам дизайна. Конспекты уроков"

Описание и краткое содержание "Обучение основам дизайна. Конспекты уроков" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие содержит теоретический материал и обобщенный практический опыт преподавания дизайна в средней общеобразовательной школе. В пособии рассматриваются общие вопросы организации учебно-познавательного процесса и методика преподавания конкретных тем, связанных с различными видами дизайна.

Пособие адресовано учителям изобразительного искусства, преподавателям дополнительного образования, всем тем, кто реализует дизайнерское образование подрастающего поколения.






• наличие вариативности, гибкости, конструктивности;

• понимание целесообразности и рациональности;

• знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармоничной среды.

На основе этого можно выделить качественные характеристики дизайнерского мышления школьников, которые следует формировать на протяжении всего срока обучения: системность; вариативность; рациональность и целесообразность; чувство стиля. Последовательность перечня соответствует возрастным периодам преимущественного развития. Это значит, что вариативность мышления не только следует развивать в самом начале обучения, но и то, что она посильна младшим школьникам.

Мышление опирается на способности учащегося к проектированию. По степени реализации основных характеристик дизайнерского мышления можно выделить три уровня его развитости: стихийное, элементарное и системное.

Первый уровень стихийное, неуправляемо сложившееся мышление – формируется до начала систематического обучения дизайну и зависит от социальных условий развития, индивидуальных способностей ученика и его жизненного опыта. С какого бы класса ни началось обучение дизайну, учитель сначала всегда столкнется с первым уровнем мышления. Чем раньше школьник начнет получать целенаправленную дизайнерскую подготовку, тем раньше он выйдет из стадии стихийного мышления. Современные программы по дизайну устанавливают разные сроки начала обучения учащихся. Однако в младшем школьном возрасте оно преодолевается гораздо быстрее и эффективней, особенно если была осуществлена преемственность с художественно-конструкторской подготовкой дошкольников.

Стихийному дизайнерскому мышлению присущи: бессистемность и отсутствие стремления к вариативности; бессознательность и хаотичность умственных и физических действий. Именно эти черты предстоит устранять учителю, поскольку они тормозят развитие школьника и значительно обедняют его интеллектуальные и практические возможности.

Для работы с младшими школьниками необходимо определить круг теоретических сведений, которыми они должны овладеть. Учащиеся должны:

• иметь общее представление о роли и значении художественного проектирования в современном мире;

• знать основные композиционные средства художественного проектирования;

• иметь представление о выразительных средствах изобразительного языка художественного проектирования;

• знать, что любая сложная форма может быть условно расчленена на простые геометрические фигуры;

• иметь общие сведения о назначении цвета;

• знать, что все предметы окружающего мира выполнены из определенного материала по специальной технологии.

Все перечисленные сведения должны вводиться в процесс обучения в определенном порядке и подкрепляться соответствующими упражнениями, требующими практического применения полученных теоретических знаний.

К самому начальному этапу обучения следует отнести анализ формы предмета, который является одним из компонентов системности мышления. Это всевозможные упражнения на формирование умения разбивки общей конфигурации предмета на элементарные геометрические фигуры; упражнения на составление сложных форм из более простых. Особую эффективность имеет работа, направленная на развитие ассоциативного мышления путем подбора образов к некоторым формам (пятнам) и т. д.

Аналогичным способом учащиеся усваивают понятие о материале, цвете, целесообразности и рациональности вещи в целом, а также средств, используемых при ее создании. Для формирования вариативности мышления можно установить межпредметные связи с другими учебными дисциплинами, например с русским языком. На рис. 5 дано задание: «Каким ключом открыть дверь?» Сначала можно проанализировать, сколько смысловых значений имеет слово «ключ», затем установить, какое изображение соответствует тому или иному смысловому значению, и только после этого решить, какой рисунок ключа подойдет по смыслу и форме.

Для введения понятия «целесообразность» учащимся младших классов предлагается рассмотреть иллюстративный ряд различной одежды для зимы и лета, произвести анализ функционального назначения каждой вещи и объяснить это вслух.

Знания школьников формируются через беседы, сообщения, постановку проблемных задач и закрепляются в процессе выполнения практических заданий. При этом вопросы и задания первоначально носят частный и репродуктивный характер, а в дальнейшем происходит творческий поиск, решение определенных дизайнерских проблем.

Рис. 5. Учебная таблица для формирования вариативности мышления учащихся «Каким ключом открыть дверь?»

Второй уровень элементарное дизайнерское мышление – формируется у школьников благодаря целенаправленной работе учителя. В целом данный уровень имеет те же структурные компоненты, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших и средних школьников, и реализуется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельных предметов и гармонически целесообразной среды, а также поиск способов их реализации.

Для работы со школьниками среднего возраста следует ввести дополнительную информацию:

• расширить знания о видах современного дизайнерского творчества;

• дать общие представления о стилях и этапах художественного проектирования;

• углубить знания об основных закономерностях композиционных построений формы предмета;

• дать представление о взаимосвязи формы и материла предмета;

• обогатить знания о роли и назначении макетирования в художественном проектировании.

Понятие «целесообразность» продолжает углубляться как в теоретической, так и в практической деятельности учащихся. Школьники уже в состоянии проводить мотивированный анализ и отвечать на вопросы. Например, дается изображение трехлитровой банки, частично наполненной компотом из крупных ягод. Рядом изображены всевозможные ложки, начиная от суповой и столовой. Перед учащимися ставится задача найти ту, которая позволит с наименьшими усилиями и без порчи ягод достать их, при этом жидкость должна остаться в банке. Ученик должен выбрать ложку в форме ситечка, с длинной ручкой, как самую целесообразную для выполнения всех предъявленных требований.

Стилистическое единство предметно-пространственной среды легче объяснять на хорошо известных примерах национальной культуры. На рис. 6 представлена русская красавица, о чем свидетельствует не только наряд, но и сам тип «женской» фигуры. Из какого же окошка она может выглядывать? Вероятность ошибки невелика. А вот ошибки в решении следующей задачи бывают довольно часто (рис. 7), ибо представления подростков-учащихся, в чем же следует появиться на званом вечере, весьма размыты. Но если понятие «званый вечер» заменить на слово «бал», то выбор становится однозначным. Представленные костюмы и платья позволяют учителю провести целый урок о сложной взаимосвязи красоты и целесообразности использования ее в той или иной ситуации.

Уровень элементарного дизайнерского мышления имеет черты профессионального мышления, но только на их начальном этапе развития. Так, умение выполнять логические действия свидетельствует о стремлении к системности (наличие вариативности, гибкости, конструктивности) – как возможность принимать не один усвоенный вариант.

Рис. 6. Учебная таблица для развития у учащихся 3 класса чувства стилистического единства предметно-пространственной среды «Из какого окна может выглядывать эта красавица?»

Третий уровень – системное дизайнерское мышление – предполагает достаточно высокий уровень специального образования, что может быть достигнуто только на фоне более глубокого общего развития. Системное владение логическими операциями невозможно без осознанного управления такими умственными операциями, как классификация и абстрагирование, которые в полной мере начинают реализовываться только в возрасте 14–15 лет. Этот возрастной период позволяет не только расширять объем информации, но и значительно углублять ее, устанавливать интегрированные связи между знаниями, полученными в разных областях науки и просто из жизни.

Рис. 7. Учебная таблица для развития у учащихся 7 класса стилистического единства «В каком наряде девушка поедет на бал?»

Старшеклассники должны знать:

• наиболее значимые сферы деятельности дизайнеров;

• методы художественного проектирования;

• зависимость формы предметов от технологии их производства;

• культурное значение вещи в жизнедеятельности человека;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обучение основам дизайна. Конспекты уроков"

Книги похожие на "Обучение основам дизайна. Конспекты уроков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Жданова

Надежда Жданова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Жданова - Обучение основам дизайна. Конспекты уроков"

Отзывы читателей о книге "Обучение основам дизайна. Конспекты уроков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.