» » » М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул


Авторские права

М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул

Здесь можно скачать бесплатно "М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул
Рейтинг:
Название:
Дворец-музей Топкапы Стамбул
Автор:
Издательство:
Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда
Год:
2012
ISBN:
978-5-87107-388-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Описание и краткое содержание "Дворец-музей Топкапы Стамбул" читать бесплатно онлайн.



Дворец-музей Топкапы является наиболее важной достопримечательностью Стамбула и самым посещаемым музеем Турции. Он включает в себя четыре двора, в которых расположены церковь Святой Ирины, дворцовые кухни, гарем, зал аудиенций, сокровищница из трех залов, собрание священных реликвий, тронный зал, библиотека, сад тюльпанов и другие строения и объекты. Здесь хранятся коллекция одежды султанов, всемирно известное собрание султанского оружия, редчайшая коллекция фарфора, часов, уникальные драгоценности, христианские святыни — например, кисть руки Святого Иоанна Крестителя. Экспозиция музея насчитывает около 65 тысяч экспонатов. Это лишь малая часть, выставленная на всеобщее обозрение.

Обложка: Интерьер зала обрезания.






Роль Ворот Блаженства в истории Топкапы трудно переоценить. Они имели такое же значение, как Красное крыльцо царского дворца в Московском Кремле и были свидетелями многих важнейших исторических событий. У них объявлялось о смерти предыдущего султана и восшествии на престол его преемника. Сюда выносили тела султанов, покинувших мир естественно или в результате дворцовых переворотов. Из них выбрасывали неугодных великих визирей на растерзание янычарам. Перед Воротами Блаженства отправляющемуся на войну великому визирю или главнокомандующему вручали Санджак-и-Хумайюн (Знамя султана), по определенным поводам здесь проходили заседания Дивана, тут же подданные ежегодно поздравляли султана с главными религиозными праздниками. Наконец, здесь происходила важнейшая государственная церемония — джюлус — восседание на троне нового султана и принесение ему присяги высшими чинами государства и двора.

Портик Ворот Блаженства и место штандарта султана

Хотя в наши дни посетители музея допускаются в третий двор через Ворота Блаженства, все равно под ними есть место, куда нога простого смертного доныне ступать не должна. Здесь огорожен участок, где когда-то стоял личный штандарт падишаха — алем, перед ним находился трон владык Османской империи. Именно сюда его из внутренней сокровищницы выносили служащие — алебардщики-балтанджи. Место трона обозначено не только на каменном полу, но и сверху, где с потолка спускается позолоченная подвеска, которая в странах Востока традиционно дополняла балдахин трона. Собрание самих султанских тронов, а также штандартов-алемов, бережно охранялось и дошло до наших дней в коллекции музея Топкапы.

Если рассмотреть поближе Ворота Блаженства, то сразу видно, что они, подобно помещению Диван-и-Хумайюн, не сохранили своего первоначального облика и подверглись изменению в XVIII столетии. Здесь также заметны барочные завитки и картуши. Основной цвет, в который были выкрашены боковые части ворот, так и называется — «османский розовый». Кроме того, в отделке присутствует зеленый — любимый цвет ислама. Интересно, что краска обманывает глаз и изображает рамы и резьбу, которой на самом деле нет. Подобные визуальные хитрости очень характерны и для европейских дворцов XVIII века. Верхние части портика изнутри украшены пейзажной живописью, столь полюбившейся османским государям за возможность следовать последней моде, не нарушая норм ислама. Живопись представляет собой воображаемые китайские или японские пейзажи с горами, мостиками и беседками. Стиль «шинуазри» (китайщина) был необыкновенно популярен и при европейских дворах.

В наши дни Ворота Блаженства выполняют роль готовых театральных декораций: во время ежегодного Стамбульского международного музыкального фестиваля здесь исполняется «турецкая» опера В. А. Моцарта «Похищение из сераля». Правда, действие в ней происходит не при дворе турецкого султана, а в гареме некоего Селим-паши. По сюжету, являющему собой европейское представление XVIII века о турецких нравах и обычаях, молодой человек неудачно пытается освободить из гарема свою возлюбленную. В конце благородный паша прощает влюбленных и разрешает им уехать на родину. Блестящая и легкая музыка Моцарта искупает все драматургические недостатки сюжета.

Третий двор

Во дворах эндеруна, как и в двух первых, — множество построек разного времени. Эту часть дворца составляют Селямлык, где султаны проводили дневное время в многотрудных делах и заботах о благе государства, и Гаремлык, где проходила семейная жизнь и султан мог отдохнуть душой и телом. Вообще Селямлык (от приветствия «селям») в традиционном мусульманском доме — это мужские покои, где принимали гостей. «Гаремлык» с турецкого — «запретное, неприкосновенное место», куда посторонним вход воспрещен. В европейских языках гаремом стали называть не помещение, а его обитательниц.

В третьем дворе находится и Тронный зал, и здание библиотеки, и одна из древнейших построек всего комплекса — павильон султана Мехмеда Фатиха. Сюда выходят помещения гарема. В этом же дворе расположен Павильон священных реликвий — место, где доныне хранятся многочисленные святыни ислама. Здесь также находилась школа, где из мальчиков-пажей для империи воспитывалось сословие государственных сановников и руководителей.

Слева располагается здание мечети белых евнухов — главных хранителей султанского гарема. Оно сложено из красного кирпича и белого камня. Интересно, что в настоящее время это одна из немногих мечетей на территории комплекса. В отдельной дворцовой мечети султаны необходимости не испытывали, ведь Айя-София была совсем рядом.

Рядом с мечетью — длинное двухэтажное здание с куполами и традиционной галереей — Хас Ода (Палата султана), возведенное по приказу Мехмеда Фатиха для размещения личных покоев. Здесь султаны встречались со своими наследниками, визирями и высшими сановниками, отдыхали, а первоначально и ночевали. В настоящее время в нем расположена галерея султанских портретов, которые в основном относятся к книжной миниатюре, не запрещенной исламом. Живописные портреты выполнялись художниками-христианами — европейцами, греками и армянами.

На газоне перед Палатой султана находятся каменные солнечные часы, сооруженные по приказу первого строителя дворца — султана Мехмеда Фатиха, так как часовых механизмов в XV веке еще не придумали.

Вход в гарем

Ворота Блаженства получили свое название неслучайно: за ними левее — помещения гарема — особый комплекс зданий со стороны Золотого Рога. Эта часть дворца, формировавшаяся на протяжении четырех столетий — с XV по XIX век, — состоит примерно из трехсот комнат и двориков, девяти бань, нескольких мечетей, больницы, прачечной и других строений.

Стража, которая размещалась у входа в помещения гарема, служила не для того, чтобы никто из высокородных обитателей дворца не покинул его, а чтобы посторонний без разрешения не нарушил их покой. Выехать из гарема его обитательницам при желании как раз было нетрудно, но это следовало делать в закрытом экипаже — о чем говорят и кареты султанских жен, доныне размещенные в экспозиции около ворот Баб-ус-селям, и само название входа со стороны второго двора — Араба-Капы (Ворота повозок), сооруженного в XVI веке по приказу Мурада III. А вот пройти сюда мог только тот, кого ждали, с разрешения султана или по приглашению жительниц этой части дворца.

Для пребывания гаремной охраны (черных евнухов) было отведено прохладное помещение, которое раньше, видимо, сверху являлось открытым. Оно носит название Вестибюль с фонтаном. Его пол вымощен каменной плиткой, а стены отделаны традиционными для помещений Топкапы синими и голубыми изразцами, изготовленными в XVII веке в городе Кютахье и декорированными растительными мотивами и стихами из Корана.

Двор черных евнухов

Чтобы попасть в помещения гарема, посетителям нужно пройти через открытый Двор черных евнухов, куда султан мог въезжать верхом на коне. Он получил свое название потому, что евнухи не только несли здесь дежурство, но и жили — тут размещались их казармы или общежития, находившиеся в левой части двора, за колоннами. Там сохранились небольшие комнаты, в которых стражники размещались по два человека. Нынешний вид двор приобрел после восстановления от последствий пожара в 1665.

Само слово «евнух» происходит из греческого языка и означает «скопец». Восточный деспотизм задолго до возникновения Османской империи требовал, чтобы при царских и вельможных дворах служили люди, лишенные всех личных привязанностей. Существовали евнухи и в христианской Византии. По происхождению черные евнухи в основном были выходцами из Эфиопии, попавшими в плен еще в детстве.

Роль евнухов в жизни гарема была очень велика, и часто они достигали очень высокого положения. В государственной иерархии главный евнух (кизляр-ага — господин девушек) занимал второе место за великим визирем. Недаром стражники употребляли все свои силы на то, чтобы доказать, что физические преимущества ничто перед разумом.

В разное время при дворах султанов насчитывалось от нескольких тысяч до нескольких сотен евнухов. Каждая родственница или жена султана имела своего первого евнуха, который пользовался значительным влиянием среди персонала ее двора. Евнухи часто поддерживали связи обитательниц гарема с внешним миром. Влиятельные евнухи были весьма богаты — они осыпались ценными подарками как подопечными дамами, так и гостями гарема, которым нередко оказывали тайные услуги.

Современный исследователь Ш. Казиев пишет в книге «Повседневная жизнь восточного гарема»: «Не все евнухи были одинаковы в физическом смысле. Некоторые были способны скрасить томительные будни одалисок… в старости евнухи выходили в отставку и получали пенсию. Некоторые становились баснословно богатыми и жили как вельможи. Они заводили собственных рабов и одалисок и даже женились, чтобы было кому украсить сытую старость. Зачастую избранницами гаремных ветеранов становились знакомые придворные дамы, с которыми они успели подружиться или к которым испытывали нежные платонические чувства. Женами богатых евнухов становились и молодые дамы, уверенные, что богатство с легкостью восполнит отсутствие семейного счастья».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Книги похожие на "Дворец-музей Топкапы Стамбул" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Ракитина

М. Ракитина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Отзывы читателей о книге "Дворец-музей Топкапы Стамбул", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.