» » » М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул


Авторские права

М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул

Здесь можно скачать бесплатно "М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул
Рейтинг:
Название:
Дворец-музей Топкапы Стамбул
Автор:
Издательство:
Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда
Год:
2012
ISBN:
978-5-87107-388-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Описание и краткое содержание "Дворец-музей Топкапы Стамбул" читать бесплатно онлайн.



Дворец-музей Топкапы является наиболее важной достопримечательностью Стамбула и самым посещаемым музеем Турции. Он включает в себя четыре двора, в которых расположены церковь Святой Ирины, дворцовые кухни, гарем, зал аудиенций, сокровищница из трех залов, собрание священных реликвий, тронный зал, библиотека, сад тюльпанов и другие строения и объекты. Здесь хранятся коллекция одежды султанов, всемирно известное собрание султанского оружия, редчайшая коллекция фарфора, часов, уникальные драгоценности, христианские святыни — например, кисть руки Святого Иоанна Крестителя. Экспозиция музея насчитывает около 65 тысяч экспонатов. Это лишь малая часть, выставленная на всеобщее обозрение.

Обложка: Интерьер зала обрезания.






Над двойной железной дверью Орта Капы, украшенной рельефным орнаментом, в овальном медальоне помещена тугра (монограмма) Мехмеда Фатиха, а над ней золотой арабской вязью выведена шахада, главный символ мусульманской веры — «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его». Примерно с XVIII века Средние ворота стали называть также Баб-ус-селям (Ворота приветствия). Привилегией проезжать под ними верхом обладали только султаны, все остальные должны были спешиваться.

В самом конце Алай Мейданы у Средних ворот когда-то стояли два камня Назидания, на которые клали головы казненных по приказу султана. Недалеко от ворот находился Джеллят Чешмеси (Фонтан палача), здесь заплечных дел мастера смывали кровь с орудий казни и рук.

Сейчас во внутренних помещениях Средних ворот расположены информационное бюро, туристическая полиция и служба контроля входных билетов. Над воротами, как и во многих других местах Стамбула, развевается символ Турции — красный флаг с полумесяцем, ничуть не изменившийся со времен султана Мехмеда Фатиха.

Второй двор (Диван Мейданы). Вид в сторону Орта Капы

Второй двор — Диван Мейданы (Площадь Дивана) — также появился во времена Мехмеда Фатиха, однако был перестроен в эпоху правления Сулеймана I Кануни (Законодателя), более известного в Европе как Сулейман Великолепный. Здесь располагаются здания государственных служб, а также значительная часть помещений дворцовых служб. Сюда султан выходил, по крайней мере, два раза в год, во время религиозных праздников. Во втором дворе проходили такие важнейшие государственные церемонии, как прощание с телом усопшего султана и возведение на трон его преемника (джюлус). Здесь же четыре раза в год выдавалось жалованье янычарам. Эта церемония, носившая название «улуфе», сопровождалась щедрым угощением от имени султана. Часто к ней также был приурочен прием иностранных послов.

Иерархическую структуру второго двора образовывали три дороги, ведущие от ворот Баб-ус-селям. Центральная называется Падишах Йолу (Дорога Падишаха). Надо напомнить, что титул «султан» (власть, могущество), использовавшийся европейцами, означал на самом деле только принадлежность к Османской династии и применялся ко многим родичам правителя, в том числе женщинам, а официальный титул властителя Турецкого государства звучал как «падишах». По этой дороге он проезжал через Диван Мейданы к третьим воротам дворца. Вторая дорога, Везир Йолу (Дорога визиря), вела от ворот к зданию Дивана — высшего органа управлении Османской империей.

Дорога падишаха остается от зрителя справа, за величественными старыми чинарами, которым не меньше 300 лет, они помнят многие события, происходившие на Диван Мейданы. Ранее в этой части двора располагались дворцовые конюшни, где размешались лошади самого султана и высших сановников, а также хранилище пышной конской упряжи и драгоценных седел.

Перед зрителем — дорога, которая ведет к дворцовым кухням, и один из многочисленных источников воды. Справа от нее видны дворцовые постройки, окруженные открытыми галереями. В настоящее время под этим портиком находится одна из музейных экспозиций — лапидарий, в основном состоящий из мусульманских надгробных плит, украшенных резьбой, и фрагментов различных дворцовых построек. За портиком расположен проход в еще один небольшой двор, где были здания дворцовых кухонь. Кроме того, впереди, у самых ворот Орта Капы расположено помещение, в котором настоящее время выставлены пышные резные золоченые кареты XVIII–XIX веков, в них обитательницы гарема выезжали с территории дворца. Кареты европейской работы по турецкой традиции дополнялись плотными занавесками, чтобы посторонний взгляд не проник за стекла и не увидел женщину.

Дворцовые кухни

Всю правую от ворот Баб-ус-селям часть Диван Мейданы, позади портика, занимает Сарай Мутфаклары (Кухонный двор). В его длинном (около 170 м) внутреннем дворе, вытянувшемся вдоль берега Мраморного моря, имелось десять больших кухонь с куполами и высокими трубами. Еще во времена Мехмеда Фатиха здесь был возведен корпус с четырьмя куполами, а во времена Сулеймана Кануни, когда число обитателей Топкапы увеличилось, к нему были пристроены шестикупольная Хас Мутфак (Личная кухня султана) и Хельвахане, где готовили исключительно халву — любимое лакомство обитателей дворца. После сильного пожара в 1574 по приказанию султана Сулеймана Великолепного кухни были расширены и обновлены самим Мимаром Синаном — величайшим турецким архитектором XVI века. Это говорит о том, какое значение в Турции в ту эпоху великолепного расцвета придавали изысканным кушаньям, ведь далеко не во всяком дворцовом комплексе кухонный корпус носит гордое название «дворец».

Здесь готовилась еда и для султана, и для высших государственных чинов, и для всех придворных разных рангов. Лучшие турецкие и иностранные повара трудились не покладая рук, создавая для обитателей Топкапы произведения непревзойденного кулинарного искусства. У них всегда были наготове любые блюда, чтобы удовлетворить внезапную прихоть повелителя. Турецкая кухня отличалась от европейской неожиданными сочетаниями продуктов и приправ, а разнообразие меню зависело лишь от фантазии поваров. Рецепты их творений передавались по наследству и бережно охранялись. «И было на этой скатерти то, что бегает, и летает, и плавает в морях, — перепелки, птенцы голубей, и ягнята, и наилучшая рыба», — повествует о восточном обеде одна из сказок «Тысячи и одной ночи». Как правило, ни один обед не обходился без плова — любимого блюда султанской семьи и простых служителей.

Полные обеды из десяти блюд сервировались дважды в день. Десерты, напитки и кофе подавались во дворце постоянно. Поэтому кроме поваров, в кухонный штат входили носильщики, которые доставляли кушанья в личные покои султана и гарем. Блюда транспортировали на больших деревянных носилках, покрытых крышкой в виде купола, чтобы они не остывали по дороге. Все подавалось одновременно — суп, мясо, рис, овощи, десерт. Ели в те времена руками, обычно при этом сидели на коленях или по-турецки, скрестив ноги, перед длинным низким столом. Прежде чем сесть за стол, все обитатели дворца хором произносили короткую молитву, адресованную их повелителю: «Да осыплет Аллах благодеяниями нашего славного падишаха!» После еды слуги разносили сосуды с розовой водой для мытья рук, а также тонкие полотенца. Затем обычно подавали кофе и трубки или кальяны с душистым табаком. Часто такие трапезы сопровождались музыкой и выступлениями танцовщиц.

Здание и башня Дивана

Главным зданием Диван Мейданы в соответствии с названием двора является здание Дивана — Диван-и-Хумайюн. К нему от ворот Баб-ус-селям ведет Везир Йолу — дорога визиря. Здание для заседаний высшего государственного совета было построено в первой половине XVI века, в эпоху Сулеймана Великолепного его мимарбаши (главным архитектором) Алаюддином. Оно обнесено широкой галереей, которая опирается на стройные колонны.

Сразу за зданием Дивана возвышается двухъярусная четырехгранная башня с остроконечной крышей, несколько напоминающая колокольню. Построенная во времена Мехмеда Фатиха, она, по мнению турецких исследователей, имеет черты, присутствовавшие во дворцах прежней столицы — Эдирне. Первоначально башня предназначалась для вполне практических целей — контроля за акваторией порта, расположенного в заливе Золотой Рог. Однако впоследствии ее использовали для наблюдения за торжественными церемониями, происходившими на Диван Мейданы. Благодаря близости к Дивану башня получила и другое название — Адалет Кулеси (Башня справедливости), двор Дивана стали также иногда называть Адалет Мейданы (Площадь справедливости).

Непосредственно к зданию Дивана примыкает восьмикупольное строение Дыш Хазине (Внешняя казна), где хранились деньги, предназначавшиеся непосредственно для нужд двора, в том числе на регулярные выплаты беспокойному войску янычар. В связи с близостью двух зданий Диван еще имел название Куббеалты (Под куполом).

Справа от здания Дивана находится вход в самую труднодоступную часть дворца — гарем. Он носит название Арабы Капы (Ворота повозок), которое получил из-за того, что здесь обитательницы гарема, готовясь к выезду в город, садились в крытые повозки, а позднее — в кареты. Предание утверждает, что башня Дивана в связи с близостью к помещениям гарема использовалась его обитательницами, чтобы любоваться видами города, однако подтверждений этому в документах нет.

В настоящее время помещение Дивана является музейной экспозицией и открыто для всех желающих, а в Дыш Хазине размещается уникальная коллекция султанского оружия.

Помещение Дивана

Учитывая жаркий климат страны, одна из главных задач, стоящих перед всеми турецкими архитекторами, — максимальная защита от солнца и сохранение тени и прохлады. Отсюда любовь строителей к рытым переходам, галереям, портикам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Книги похожие на "Дворец-музей Топкапы Стамбул" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Ракитина

М. Ракитина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Отзывы читателей о книге "Дворец-музей Топкапы Стамбул", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.