» » » М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул


Авторские права

М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул

Здесь можно скачать бесплатно "М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул
Рейтинг:
Название:
Дворец-музей Топкапы Стамбул
Автор:
Издательство:
Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда
Год:
2012
ISBN:
978-5-87107-388-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Описание и краткое содержание "Дворец-музей Топкапы Стамбул" читать бесплатно онлайн.



Дворец-музей Топкапы является наиболее важной достопримечательностью Стамбула и самым посещаемым музеем Турции. Он включает в себя четыре двора, в которых расположены церковь Святой Ирины, дворцовые кухни, гарем, зал аудиенций, сокровищница из трех залов, собрание священных реликвий, тронный зал, библиотека, сад тюльпанов и другие строения и объекты. Здесь хранятся коллекция одежды султанов, всемирно известное собрание султанского оружия, редчайшая коллекция фарфора, часов, уникальные драгоценности, христианские святыни — например, кисть руки Святого Иоанна Крестителя. Экспозиция музея насчитывает около 65 тысяч экспонатов. Это лишь малая часть, выставленная на всеобщее обозрение.

Обложка: Интерьер зала обрезания.






Не следует думать, что обитательницами гарема были исключительно легкомысленно одетые красотки. Первое место в гареме всегда по праву занимала мать султана, носившая титул валиде-султан. Европейские послы всегда именовали ее королевой-матерью, именно она считалась хозяйкой этой половины дворца. Следом за нею в иерархии обитателей гарема находились дети султана — сыновья-наследники (шахзаде), дочери и сестры (ханым-султан). Только затем следовали четыре жены (кадын-эфенди), которые не считались полноправными членами династии. Многочисленные невольницы делились на кадын (госпожа), икбал (фаворитка), гезде (отмеченная или попавшаяся на глаза), калфа (старая опытная служанка, заведовавшая хозяйством) и одалык (обычная служанка).

В соответствии с рангом распределялись покои. В лабиринтах многочисленных построек и переходов обитательницам гарема было очень важно получить комнату с большим окном, балконом или выходом во внутренний двор. Свой собственный просторный двор примыкал только к покоям полноправной государыни — валиде-султан.

Небольшой по размерам внутренний двор гарема назывался Двором невольниц. С одной стороны он примыкает к помещениям черных евнухов, с другой соединяется с обширными апартаментами валиде. Построенный в XVI веке, нынешний вид он приобрел после пожара в 1665.

Здания двора с трех сторон окружены открытой галереей. Второй этаж строений выкрашен в любимый в Османской Турции розовый цвет. В некоторых местах фасады зданий украшены росписью XVIII века с растительными мотивами. В этот двор выходили не только общие апартаменты и спальни дам не самого высокого ранга, к нему примыкали также бани, прачечная, одна из кухонь и резервуар для воды. Судя по всему, в этом дворе не только занимались хозяйственными делами, но и дышали свежим воздухом после посещения хамама (бани), который был в гареме одним из главных развлечений.

Впрочем, не следует думать, что в гареме распределение помещений было постоянным. С течением времени все менялось в связи с потребностями семьи и двора очередного повелителя.

Зал повелителя (Тронный зал султана Мурада III в гареме)

Одно из главных помещений гарема — Хюнкар софасы (Комната повелителя) — было построено по приказу султана Мурада III в конце XVI века. Свой настоящий вид оно получило после многочисленных перестроек в XVIII–XIX веках. Здесь правитель вместе с валиде-султан и своими женами отмечал различные семейные празднества.

Помещение представляет собой большой зал с куполом. Он разделен на две части — основное помещение, у стены которого под балдахином стоит широкий диван — трон повелителя. Сбоку находится галерея с балконом, где, вероятно, в дни праздников находились музыканты, а на галерее под ним располагались места для валиде-султан и ближайших родственниц султана.

Стены зала первоначально были покрыты традиционными турецкими изразцами, но в XVIII веке их сменили модные европейские изразцы, изготовленные в голландском городе Дельфте. В результате многочисленных перестроек зал также получил черты таких европейских стилей, как барокко и ампир. Его украшают изготовленные в Европе хрустальные люстры, а также другие предметы, например часы. От традиционного турецкого интерьера здесь остались пристенные фонтаны с пышной резьбой.

Вестибюль с жаровней — одна из комнат валиде-султан

Как уже отмечалось, гарем вовсе не был местом, где некоторое количество юных красавиц скучали в ожидании редкого посещения своего венценосного мужа. Это было женское государство в государстве со своей сложной иерархией и структурой, где первое место в иерархии занимала обычно не старшая жена, а императрица-мать.

Естественно, что каждый из султанов глубоко почитал свою мать и именно для нее в гареме отводились лучшие комнаты. Покои валиде были построены в XVI веке и восстановлены после пожара в 1665. Они включают спальню, молельню, гардеробную и другие помещения.

Один из первых покоев валиде увенчан куполом, роспись на котором имитирует открытую беседку, окруженную фруктовыми деревьями. Свет проникает в комнату через окна, расположенные высоко под куполом, чтобы ничей взгляд не побеспокоил хозяйку и посетительниц зала. Промежутки между настоящими окнами также украшены живописью, изображающей очаровательные пейзажи. Интерьер комнаты был оформлен по новой моде в XIX веке.

Убранство нижней части комнаты более традиционно. Окна здесь закрыты инкрустированными ставнями для защиты от солнца. Однако турецкий климат подразумевает не только солнце, зимой в Стамбуле бывает достаточно холодно, поэтому в помещении имеется камин, декорированный изразцами. Благодаря ему комната получила название Вестибюль с жаровней. Такими же изразцами, относящимися к XVII веку, на высоту чуть выше человеческого роста выложены стены. Из этого вестибюля можно попасть в личные бани повелителя и его матери или проследовать дальше в ее личные покои.

Главный зал покоев валиде-султан

Власть матушки государя была непререкаемой не только на территории гарема или всего дворца, но временами и всей Османской империи — в случае внезапной смерти султана и малолетства его наследника только валиде-султан становилась полноправной регентшей.

Первая дама Османской империи, которую величали «О, венец укрытых паранджой!», внушала всем окружающим не просто уважение, а страх и трепет, ведь она сумела сделать своего сына (как правило, одного из многих) султаном, и никто лучше нее не знал гаремную жизнь со всеми ее тайными и явными сторонами. На протяжении нескольких столетий валиде-султан становилась не турчанка по происхождению, а иностранка — черкешенка с Кавказа или бывшая христианка — гречанка, армянка или славянка. Предание также говорит, что несколько раз матерями султанов были девушки, рожденные в странах Европы. Пройдя весь путь от захваченной где-то невольницы, будущая валиде обычно являлась непревзойденным политиком и мастером тонких интриг.

Одной из главных обязанностей почтенной матроны (впрочем, ей могло быть и менее 40 лет) было держать в узде жен своего сына и не позволять их соперничеству нарушать спокойную жизнь семьи. Понятно, что все жены всячески старались угодить ей и заслужить ее благоволение.

Главный зал покоев валиде, судя по всему, был сооружен во второй половине XVI века при Мураде III для его матери Нурбану-султан и переделан при Селиме III в конце XVIII века в стиле барокко для Михришах-султан. При создании музейной экспозиции воспроизведена одна из сцен дворцовой жизни былых времен. Валиде-султан восседает в алькове просторной комнаты на низкой софе. Она одета в богатый туалет с высоким головным убором, с которого спускается тонкая вуаль. Нет необходимости говорить, что именно валиде была в гареме законодательницей моды и никто не смел быть одетым лучше нее. Ее гостья сидит на ковре, как ей и положено по статусу. Калфа, согнувшись в поклоне, собирается поставить на стол перед валиде чашечку ароматного кофе. Хотя, может быть, это и не калфа, а другая гостья, решившая лично услужить обожаемой матери своего супруга? Ведь именно валиде могла оказать серьезное влияние на выбор своей преемницы. В случае, если избранница султана получала ее одобрение, не было в гареме такой силы, которая могла бы противостоять союзу этих двух женщин. А вот если мать старшего внука валиде категорически не устраивала, то тут возможны были разные варианты, вплоть до устранения неугодной жены и ее наследника. Правда, и валиде иногда ждала печальная участь — если ей было суждено пережить своего сына, она оканчивала дни в забвении в старом дворце Эски-Сарай.

Личные покои султана Мурада III

В длинном ряду Османских султанов трудно выделить самых известных исторических персонажей, но Мурад III российским читателям известен — это внук Сулеймана Великолепного и знаменитой Роксоланы, без сомнения, самой прославленной обитательницы гарема. Славянке, которая получила имя Хюррем-султан, не суждено было стать валиде-султан, она скончалась раньше своего супруга, в 1558. Однако после смерти отца один из сыновей Роксоланы все же вступил на престол, как она и планировала. Правление Селима II нельзя назвать ни долгим, ни удачным: через восемь лет он загадочно скончался в своем хамаме. В 1574 воцарился внук Хюррем-султан, Мурад III. Он не только благополучно правил более 20 лет, но и стал одним из самых активных строителей разных частей дворца, возвел в гареме новые покои для своей матери Нурбану-султан.

Рядом с комнатами горячо любимой матушки правитель впервые возвел отдельные комнаты лично для себя. Начал строительство в 1579 знаменитый архитектор Синан. Главный из этих покоев — двусветный зал внушительных размеров. Его стены отделаны голубыми изразцами из города Изника, который славился фаянсом. В стенах устроены в три яруса небольшие ниши, в свое время служившие для изящных и драгоценных украшений — флаконов-ароматников, ваз, часов. В одной из стен имелся небольшой фонтан, освежающий воздух летом. Для отопления зимой служил камин справа. В окна второго яруса вставлены цветные стекла. Вообще освещение было очень важным во дворце, ведь султан на земле являет подобие света Аллаха на небе, поэтому днем в покои лился свет сверху, а вечером комнаты освещались разными светильниками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Книги похожие на "Дворец-музей Топкапы Стамбул" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Ракитина

М. Ракитина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Отзывы читателей о книге "Дворец-музей Топкапы Стамбул", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.