» » » М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул


Авторские права

М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул

Здесь можно скачать бесплатно "М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул
Рейтинг:
Название:
Дворец-музей Топкапы Стамбул
Автор:
Издательство:
Директ-Медиа, Издательский дом Комсомольская правда
Год:
2012
ISBN:
978-5-87107-388-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Описание и краткое содержание "Дворец-музей Топкапы Стамбул" читать бесплатно онлайн.



Дворец-музей Топкапы является наиболее важной достопримечательностью Стамбула и самым посещаемым музеем Турции. Он включает в себя четыре двора, в которых расположены церковь Святой Ирины, дворцовые кухни, гарем, зал аудиенций, сокровищница из трех залов, собрание священных реликвий, тронный зал, библиотека, сад тюльпанов и другие строения и объекты. Здесь хранятся коллекция одежды султанов, всемирно известное собрание султанского оружия, редчайшая коллекция фарфора, часов, уникальные драгоценности, христианские святыни — например, кисть руки Святого Иоанна Крестителя. Экспозиция музея насчитывает около 65 тысяч экспонатов. Это лишь малая часть, выставленная на всеобщее обозрение.

Обложка: Интерьер зала обрезания.






Рядом с комнатами горячо любимой матушки правитель впервые возвел отдельные комнаты лично для себя. Начал строительство в 1579 знаменитый архитектор Синан. Главный из этих покоев — двусветный зал внушительных размеров. Его стены отделаны голубыми изразцами из города Изника, который славился фаянсом. В стенах устроены в три яруса небольшие ниши, в свое время служившие для изящных и драгоценных украшений — флаконов-ароматников, ваз, часов. В одной из стен имелся небольшой фонтан, освежающий воздух летом. Для отопления зимой служил камин справа. В окна второго яруса вставлены цветные стекла. Вообще освещение было очень важным во дворце, ведь султан на земле являет подобие света Аллаха на небе, поэтому днем в покои лился свет сверху, а вечером комнаты освещались разными светильниками.

О большом значении, которое уделялось символике при оформлении покоев главы правоверных, говорит и выбор текстов, начертанных на изразцах. На синем фризе белыми буквами написан один из главных текстов Корана — айат аль-курси, или айят трона: «Аллах — нет Божества, кроме него, живого, сущего; не овладевает им ни дремота, ни сон; ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед ним, иначе как с его позволения? Он знает то, что было до них и что будет после них, а они не постигают ничего из его знания, кроме того, что он пожелает. Трон его объемлет небеса и землю, и не тяготит его охрана их, поистине. Он — высокий, великий!».

Упоминание трона Аллаха сразу должно было напоминать и о почтении к трону земного владыки. В зале сохранились два больших позолоченных балдахина, под которыми, вероятно, во время семейных торжеств находились места самого султана и его матери Нурбану.

В начале XVII века личные покои в гареме возвел для себя также султан Ахмед I, а в XVIII столетии — Ахмед III.

Интерьер Двойного павильона — покоев шахзаде

Не только женщины были обитательницами гарема. Главная задача правителя — продолжить древний род Османов, восходящий к XIII веку, поэтому роль старшего сына и будущего наследника (шахзаде) была очень велика. До определенного возраста мальчик рос на женской половине, и самые пышные покои (после самого султана и валиде) отводились именно ему.

Так называемый Двойной павильон был возведен на территории гарема в XVII веке. В XVIII столетии помещение отводилось под покои наследника. Вдоль трех стен проходит низкая уютная софа. Посередине стоит обязательная жаровня для обогрева. А вот проблема охлаждения помещения летом решена очень интересно — каждое окно имеет свой «кондиционер». В откосах больших окон сделаны небольшие фонтанчики с изящными раковинами, и воздух, попадая в комнату, сразу освежался. Стены, как и в соседних помещениях, отделаны изразцами, причем хорошо видно, что из них составлялись не просто орнаменты. Изразцы слева представляют единую композицию с изображением трех высоких кипарисов. Между верхними и нижними окнами проходит пояс изразцов с клеймами текстов из Корана.

Однако учеба шахзаде происходила не здесь. На территории гарема существовала школа для сыновей султана, одному из которых было суждено стать его преемником. Ее помещения выходят во Двор черных евнухов. Когда сын султана приступал к учебе, великий визирь должен был подарить ему богато украшенный букварь с золотыми буквами. По случаю первого чтения Корана обычно устраивали большие праздники и приглашали множество гостей. Далее мальчиков обучали письму, математике, толкованию Корана, мусульманскому законоведению, истории, философии, стихосложению, риторике и некоторым другим предметам. Особое внимание уделялось дворцовому этикету и военному делу.

По достижении возраста зрелости, в 13–14 лет, сыновья покидали помещения гарема. Однако, проживая в других покоях, юноша всегда мог навещать гарем, чтобы засвидетельствовать свое почтение и любовь к матери и бабушке-валиде, со временем подбиравшим девушек для собственного гарема наследника.

Двор фавориток

Один из самых больших открытых дворов с террасой называется Двором фавориток. Он неслучайно примыкает к помещениям султана и шахзаде.

Стены Двойного павильона шахзаде, отделанные ценными голубыми изразцами и снаружи, видны слева. Строения в правой части двора относятся ко второй половине XVIII века и возведены под влиянием архитектуры южных стран Европы. Их вторые этажи вынесены вперед, окна часто закрывались деревянными ставнями уже с самого восхода солнца. Дополнительной защитой от жары служит выступающая крыша, позволяющая окнам находиться в тени. В середине двора расположен традиционный фонтан с водой. Когда-то эти помещения назывались Гёзделер дайрелери (Покои фавориток).

Поселиться в них было мечтой каждой вновь поступившей в гарем девушки. Однако эта мечта осуществлялась далеко не у каждой обитательницы женской части дворца. Чтобы привлечь хоть ненадолго внимание своего повелителя, девушки старались совершенствовать все свои достоинства. Можно сказать, что гарем турецкого султана выполнял функции одного из первых в мире женских университетов, потому что обучение гёзде являлось по-своему ничуть не менее серьезным, чем обучение шахзаде. Его главной задачей было превратить невольниц самого простого происхождения, часто вовсе не грамотных и не говоривших по-турецки, в изысканных придворных дам. Девушек учили не только тщательно заботиться о своей красоте и разбираться в дорогостоящих одеяниях и украшениях, любая из претенденток на звание фаворитки должна была обладать и другими талантами. Особенно ценилось умение слагать стихи и петь. Многих учили танцам и игре на разных музыкальных инструментах. Желающие проходили обучение всем изысканным видам рукоделия — вышивке по бархату и шелку, шитью жемчугом и золотыми нитями. Наиболее любознательные осваивали целый курс наук, вплоть до философии и законоведения. Если девушка, пройдя такой курс, в течение некоторого времени не привлекала внимания султана, то ей могли определить приданое и выдать замуж за одного из вельмож. Для любого придворного считалось большой честью и удачей получить в жены воспитанницу султанского гарема.

Сегодня на скамейках, расставленных во Дворе фавориток, многочисленные туристы любуются видами Стамбула и дворцовых садов.

Золотая дорога

Из Двора фавориток идет так называемый Алтын Йол (Золотой путь). Воспользовавшись им, можно, минуя запутанные лабиринты гарема, пройти обратно во Двор черных евнухов. Старейший и самый длинный коридор дворца получил свое название не от пышной отделки, а от обычая, согласно которому султан, выходя из покоев, в дни торжественных церемоний разбрасывал здесь золотые монеты. Их могли подбирать обитатели гарема — приближенные и фаворитки, что и показано на старинных османских миниатюрах.

Если пройти по Золотому коридору до конца в другую сторону, можно выйти к воротам Кушхане Капысы (Кухонные ворота). Здесь находилась небольшая кухня, которая использовалась для обслуживания султанов по ночам. В наши дни в этом месте заканчивается экскурсия по гарему, и через небольшие ворота можно попасть в эндерун.

Библиотека султана Ахмеда III в третьем дворе

Кроме Палаты султана и Палаты священных реликвий в третьем дворе находится еще множество других строений. Сразу за воротами — Тронный зал, где султаны принимали иностранных послов. За ним, ближе к центру двора, — небольшое изящное здание Библиотеки султана Ахмеда III.

Ахмед III вступил на престол в 1703. Красивое небольшое здание библиотеки возвели в 1718 в так называемом стиле lale («тюльпан»). Недаром историки нарекли правление Ахмеда III «эпохой тюльпанов». Действительно, и сам султан, и его великий визирь чрезвычайно любили эти изысканные цветы, тратили большие деньги на их приобретение и даже сами выводили новые сорта. Турецкое «лале» имеет символическое созвучие со словом «Аллах», поэтому при дворе устраивались «праздники тюльпанов». Сам султан со своим гаремом и все остальные любовались их цветением в садах Топкапы.

Архитектурный стиль этой эпохи уже относится к новой истории Турции. Ахмед III, которого по праву можно назвать первым из султанов-реформаторов, проводил последовательный курс на приобщение страны к науке, культуре, экономике Европы. Им была открыта первая в исламском мире типография, развивался интерес к картографии, книгам, прессе. В разных концах Стамбула выросли многочисленные дворцы, были разбиты новые парки и сады с мраморными бассейнами и фонтанами. Загородную резиденцию правителя — Саадабад — построили по привезенным из Франции планам Версаля и Фонтенбло.

Библиотека «европейски ориентированного» султана — здание с двумя портиками, выходящими на два крыльца с обеих сторон фасада. Оно выстроено из серого камня, большие окна расположены в два яруса. От классической турецкой архитектуры остался только купол, увенчанный изящным шпилем с полумесяцем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Книги похожие на "Дворец-музей Топкапы Стамбул" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Ракитина

М. Ракитина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Ракитина - Дворец-музей Топкапы Стамбул"

Отзывы читателей о книге "Дворец-музей Топкапы Стамбул", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.