» » » » Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]


Авторские права

Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]
Рейтинг:
Название:
Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"

Описание и краткое содержание "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]" читать бесплатно онлайн.



10 октября 1802 г. рескриптом императора Александра I было учреждено военно-учебное заведение: Пажеский Его Императорского Величества корпус. История Пажеского корпуса неразрывно связана с развитием военного образования в России. Ему предшествовала организация полувоенного — полугражданского учебного заведения при императрице Елизавете Петровне, призванного дать образование пажам императорского двора.

Со временем Пажеский корпус приобрел статус элитного учебного заведения наряду с Московским университетом и Царскосельским лицеем. Из его стен вышла целая плеяда выдающихся военных и государственных деятелей, а также ученых, художников, музыкантов. Исторические портреты некоторых из них представлены в этом очерке.

Для широкого круга читателей и всех, интересующихся военной историей и военной культурой России.






Число пажей и камер–пажей при дворе не было постоянным. Только Елизавета Петровна установила их точное число: б камер–пажей и 24 пажа. Императрица часто жаловала в пажи «до вакансии». Они не получали жалования, ливреи и стола. Все виды довольствия эти пажи начинали получать только после открытия вакансии, т. е. в случае выхода того или иного пажа в офицеры, при зачислении взамен выбывшего нового пажа — «в комплект».

Дворянские дети получили свое учебное заведение. В 1732 г. указом Анны Иоанновны был образован Кадетский корпус. Затем при Елизавете Петровне были созданы Морской и Пажеский корпуса. Все три заведения были в высшей степени сословными, и Пажеский корпус считался особо привилегированным.

ПАЖИ — КАДЕТЫ — ЮНКЕРА

Военные школы при Петре Великом

При Петре I Россия стала активно приобщаться к достижениям европейской культуры. Война против Турции и взятие Азова в 1696 г. при содействии вновь построенного флота дали царю надежду вообще изгнать Турцию из Европы и получить для России выход к Черному морю. С этой целью было снаряжено посольство в Европу, в составе которого ехал сам царь под именем урядника Петра Михайлова. Создание антитурецкой коалиции во время Великого посольства (1697–1698) в страны Европы успеха не имело. С Турцией был заключен мир.

Из поездки в Европу Петр I вернулся с уверенностью, что война со Швецией за Балтийское море неизбежна. Северная война (1700–1721) стала главной внешнеполитической акцией петровского царствования. Царю предстояло решить задачи по возврату северо–западных исконно русских приморских земель и овладению побережьем Балтийского моря с прямым и близким выходом в Европу.

Швеция в конце XVII — начале XVIII в. по численности населения не уступала России и обладала лучшей в Европе армией, вооруженной по новейшим образцам того времени. Армию возглавлял честолюбивый и воинственный король Карл XII — блестящий тактик, действия которого отличались решительностью и стремительностью. Для того чтобы вступить в противоборство со Швецией Россия должна была стать в военном отношении такой же сильной. Петру I необходимо было Организовать новую армию, отлить новую артиллерию, создать новый военно–морской флот, воспитать офицерский корпус.

Достаточно сказать, что для овладения Азовом — крепостью с семитысячным гарнизоном потребовалась осадная армия в 75 тысяч человек. Основу боевых сил, осаждавших Азов, составляли стрельцы, дисциплина и боевая выучка которых оставляла желать лучшего. Еще в ходе путешествия в Европу царь изучал организацию европейских армий и их вооружение. Четыре месяца он провел в Англии. «Я остался бы только плохим работником, если бы не поучился у англичан», — говорил он при встрече с королем Вильгельмом III. Из Англии Петр привез с собой около 60 военных специалистов. В Голландии были набраны на службу 537 человек, главным образом офицеры, в том числе и один из лучших морских капитанов Корнелий Крюйс. Впоследствии он оказал Петру неоценимые услуги в создании военно–морского флота на Балтике. Специалисты и закупленные материалы следовали в Россию через Нарву и Архангельск морским путем.

Стрелецкий мятеж 1698 г., подавленный генералом Патриком Гордоном и силами выборных (иноземного строя) полков — Первомосковского и Бутырского, а также Преображенского и Семеновского, утвердил Петра во мнении о необходимости глубокого реформирования войска.

25 июня (6 июля) 1700 г. в селе Преображенском состоялась фактическая передача первых четырнадцати вновь сформированных полков командирам дивизий генералам A. M. Головину и А. А. Вейде. Эта дата вошла в отечественную историю как день учреждения регулярной армии, 200-летие которой отмечалось в 1900 г. Однако для боеспособной армии требовался обученный офицерский корпус. Если раньше для укомплектования полков иноземного строя вербовались западные военные специалисты, привлекаемые в Россию высоким денежным содержанием и определенными привилегиями, то теперь для новой регулярной армии вновь создаваемый офицерский корпус формировался из унтер–офицеров Преображенского и Семеновского полков. Сам Петр начал свое военное образование с «барабанной науки и солдатские чины прямыми своими заслугами получил». Спустя годы царь не отказывал себе в удовольствии лично подавать сигналы барабанным боем после успешного штурма очередной шведской крепости. Он прошел все ступени военной службы от бомбардира бомбардирской роты до полковника Преображенского полка. Солдатская, а затем унтер–офицерская служба молодых русских дворян на первом этапе образования регулярной армии была ступенью к получению первого офицерского звания.

Однако Петр I понимал, что солдатская служба не может вечно оставаться прямой дорогой к офицерскому званию. Указом от 14 января 1701 г. царь повелел: «Быть математических и навигацких хитростно наук учению». В палатах Сухаревой башни в Москве была открыта Навигацкая школа, которая положила начало созданию отечественной системы военного образования. Следует отметить, что это было первое светское высшее учебное заведение в России для подготовки специалистов военно–морского флота, судостроителей, геодезистов и др.

В период Великой Северной войны со Швецией потребность в обученных офицерских кадрах неизмеримо возросла. В указе царя особо подчеркивалось, что «Школа оная не только потребна к единому мореплаванию и инженерству, но и артиллерии и Гражданству». В нее принимали сыновей дворянских, дьячих и подьячих, из домов боярских и других чинов от 12 до 17 лет, потом и 20-летних, «добровольно хотящих, иных же паче и со gринуждением». Ученики из семей, которые имели более 5 дворов крепостных, учились за собственный счет (своекоштные), прочие получали «кормовые» деньги.

Среди первых учителей Навигацкой школы были профессор Эбердинского университета Генрих Фарварсон, англичане Степан Гвин и Ричард Грейс, а также автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий. По своим знаниям он не уступал иностранцам и, по словам современника, ими «хотя и навигаторы написаны, только до Леонтия наукой не дошли».

Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739) — выходец из крестьян. Самостоятельно овладел грамотой и основами латинского языка. В 1694 г. окончил Славяно–греко–латинскую академию. Изучил математику, немецкий, голландский и итальянский яpыки. В Навигацкой школе преподавал со времени ее открытия до последних дней жизни, пройдя путь от преподавателя до начальника школы. В 1703 г. Л. Ф. Магницким была издана «Арифметика» — первый русский курс математики, которую М. В. Ломоносов впоследствии назвал наряду с «Грамматикой» М. Смотрицкого «вратами учености». В том же году при его участии было подготовлено русское издание логарифмических таблиц А. Влакка, а в 1722 г. изданы астрономические и навигационные таблицы.

В Навигацкой школе ученики проходили арифметику, геометрию, тригонометрию плоскую и сферическую, навигацию, морскую астрономию, а также краткие сведения по географии. Кроме того, желающие брали уроки по фехтованию. Простые сословия обучались в школе грамоте и счету, а потом служили писарями, помощниками архитекторов, в Адмиралтействе. Дворяне шли на флот, в артиллерию и инженеры. Учеников переводили из одного отделения в другое, или «из одной науки в другую» по мере обучения и готовности к делу. На освободившиеся вакансии тотчас принимали новых учеников. Навигацкая школа имела два подготовительных начальных класса, в одном из них обучали чтению и русскому письму, в цифирной школе проходили начальный счет с арабскими цифрами. В 1710 г. в Петербурге была учреждена Академия морской гвардии, в нее были переведены старшие классы из Навигацкой школы, а Московская школа превратилась в ее подготовительное отделение.

С 1712 г. в Москве начала действовать Инженерная школа, а с 1719 г. — Петербургская инженерная школа. В 1725 г. они были объединены в одну Петербургскую инженерную школу. В 1712 г. также была образована школа при артиллерийском полку, а в 1721 г. — Особая школа при Петербургском лабораторном доме для уже состоявших на службе артиллеристов.

Решение политических задач, поставленных еще предшественниками Петра, зависело только от мощи военной силы русских. Знакомство с теоретической стороной военных дисциплин также было необходимо, как и знание иностранных языков. С их помощью можно было повысить уровень знаний в различных областях наук. С открытием Академического университета при Академии наук была установлена связь с научным миром других стран.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"

Книги похожие на "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Хазин

Олег Хазин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"

Отзывы читателей о книге "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.