» » » » Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]


Авторские права

Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]

Здесь можно скачать бесплатно "Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]
Рейтинг:
Название:
Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"

Описание и краткое содержание "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]" читать бесплатно онлайн.



10 октября 1802 г. рескриптом императора Александра I было учреждено военно-учебное заведение: Пажеский Его Императорского Величества корпус. История Пажеского корпуса неразрывно связана с развитием военного образования в России. Ему предшествовала организация полувоенного — полугражданского учебного заведения при императрице Елизавете Петровне, призванного дать образование пажам императорского двора.

Со временем Пажеский корпус приобрел статус элитного учебного заведения наряду с Московским университетом и Царскосельским лицеем. Из его стен вышла целая плеяда выдающихся военных и государственных деятелей, а также ученых, художников, музыкантов. Исторические портреты некоторых из них представлены в этом очерке.

Для широкого круга читателей и всех, интересующихся военной историей и военной культурой России.






Следует отметить, что воинскому воспитанию солдатских детей положил начало Петр I. В 1721 г. он повелел при каждом гарнизонном полку учредить школу на 50 солдатских детей для обучения грамоте и мастерствам. Таких школ было образовано 49. В них принимались мальчики от 7 до 15 лет и если они обнаруживали способности и преодолевали начальный курс, то специализировались по следующим направлениям: 10 человек обучались артиллерии и фортификации, 20 — пению и музыке, 10‑мастерствам и 10 — письмоводству. Школы с самого зарождения претендовали на универсальность даваемых знаний и навыков. Этот принцип сохранялся и в дальнейшем, оттого–то из военных воспитанников вышло немало деятелей, проявивших себя в различных областях. С 15-летнего возраста отроки поступали в армейские и гарнизонные полки, а наиболее способные оставлялись в школах еще на три года для особого усовершенствования. Школы эти находились под попечительством губернских начальников: вице–губернаторов, губернаторов и генерал–губернаторов.

Сухопутный шляхетский кадетский корпус в системе военного образования России

С именем графа Павла Ивановича Ягужинского связано создание Кадетского корпуса России. Доверие к нему Петра I выразилось в том, что в 1722 г. он был назначен генерал–прокурором Сената, который получил большие полномочия. Не случайно генерал–прокурор Сената назывался «сердцем всего государства». П. И. Ягужинский показал себя на этом посту прекрасным администратором. После смерти Петра I П. И. Ягужинский служил послом в Польше, а затем в Пруссии. Там он познакомился с действовавшим кадетским корпусом. Его организации предшествовало создание кадетских рот, объединенных впоследствии в кадетский батальон, а позднее в кадетский корпус. В программу обучения немецких кадетов входило чтение, письмо, французский и немецкий языки, фехтование, вольтижировка, танцы. По инициативе П. И. Ягужинского и по представлению генерал–аншефа Х. А. Миниха императрица Анна Иоанновна в 1731 г. издала указ об учреждении Кадетского корпуса.

17 февраля 1732 г. в Петербурге было открыто учебное заведение закрытого типа для шляхетских (дворянских) детей от 13 до 18 лет. Императорский указ «Об устройстве корпуса кадетов» обосновал необходимость такого шага: «Хотя вечнодостойный памяти дядя наш, государь Петр Великий Император, неусыпными своими трудами воинское дело такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для происхождения определено было указом Его Величечества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем яко школою, далее дослуживаться…

А понеже воинское дело поныне еще в настоящем добром Порядке содержится, однако, дабы такое славное и государству зело потребное дело наивяще в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от малых лето в теории обучены, а потом и в практику годны были, тогда ради указали Мы: учредить Корпус кадетов, состоящих из двухсот шляхетских детей от тринадцати до осьмнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждому человеку природа к одному воинскому склонна, токож в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыке и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять. И на содержание того корпуса и на учителей и прочих расходов определяем сумму 30000 руб., и повелеваем нашему Сенату по сему учредить учреждение, каким порядком содержать и обучать, таким и штат как офицерам, учителям и прочим служителям определили, из вышеописанной суммы по достоинству жалование и к тому способный дом приискать, и нам о всем том немедленно донесть, для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенате».

В переводе с французского слово «сadete» означает младший, несовершеннолетний. Так назывались во Франции молодые дворяне, зачисленные на военную службу до производства в офицеры. Первоначально кадеты занимались только экзерцициями, т. е. строевым обучением, так как нужных преподавателей смогли найти несколько позднее. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников корпус уже в первый год принял до 360 человек. Первым шефом корпуса стал генерал–аншеф ХА. Миних, а директором — генерал–майор И. Л. Люберас фон Потг.

Христофор Антонович Миних (1683–1767) родился в Ольденбурге в семье военного инженера. Получил домашнее образование, приобрел профессию отца и в течение 20 лет служил в немецкой, французской и польской армиях. В 1721 г. в чине генерал–майора он по приглашению русского посла в Варшаве Г. Ф. Долгорукова прибыл в Россию вести инженерные работы. Разработанный им чертеж нового укрепления Кронштадта понравился Петру: «Спасибо Долгорукову, он доставил мне искусного инженера и генерала». ХА. Миних руководил строительством шлюзов Обводного и Ладожского каналов. Инженерные работы по устройству судоходства на Неве и строительству Балтийского порта принесли Миниху глубокое уважение императора. В 1728 г. он был назначен губернатором Ингерманландии, Карелии и Финляндии. Став президентом Военной коллегии и генерал–фельдмаршалом, Миних уровнял в окладах денежного содержания офицеров из русских с иностранцами. Наряду с Кадетским корпусом он организовал гарнизонные школы, преобразовал Военную коллегию, сформировал два новых гвардейских полка — Измайловский и Конной Гвардии, произвел переустройство гвардейских и армейских полков, составил новые штаты для армии, заменившие старую «табель» от 1704 г. По его инициативе в армии был введен корпус тяжелой кавалерии (кирасир) — 12 полков и созданы первые гусарские полки.

В Кадетский корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет. Учебная программа была рассчитана на 5–6 лет и, по сравнению с прусским корпусом, была значительно расширена. Это было вызвано стремлением подготовить воспитанников не только для военной, но и гражданской службы. Учебная программа включала изучение Закона Божия, русского и французского языков (во всех классах), немецкого и латыни — по желанию, чистописание, арифметику, геометрию, географию, историю, складное письмо, риторику, юриспруденцию и музыку (для особо одаренных), мораль, геральдику, фортификацию и артиллерию. В последнем классе воспитанников учили тем наукам, «к которым склонности, прилежание и понятия показали». В конце курса, после строгого экзамена выпускникам предстояла военная или гражданская служба. В зависимости от успехов присваивались офицерские чины или унтер–офицерские звания. Для гражданской службы Кадетский корпус готовил чиновников, судей и дипломатов.

Параллельно шло развитие военных школ для других сословий. В конце XVIII в. гарнизонные школы были преобразованы к военно–сиротские отделения, призванные воспитывать детей нижних чинов. Учащиеся отделений назывались кантонистами (от кантонной системы комплектования войск в Пруссии). Позже военно–сиротские отделения были переименованы в батальоны военных кантонистов, затем в училища военного ведомства, и, наконец, в военные гимназии.

Кадетский шляхетский корпус нередко называли «рассадником великих людей». Из его стен вышли фельдмаршалы П. А. Румянцев и М. Ф. Каменский, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков, первый русский актер Ф. Волков, историк И. П. Елагин, герои Отечественной войны 1812 г. генералы Д. С. Дохтуров, Я. П. Кульнев, И. С. Дорохов и др.

Особое место занял Сухопутный шляхетский кадетский корпус в истории развития русской литературы и театра. Его воспитанники объединились в «Общество любителей русской словесности», где читали свои стихи, сочинения и переводы. Трагедия А. П. Сумарокова «Хорев» была сыграна ими на сцене в 1749 г., а уже 1 января следующего года во дворце императрицы Елизаветы Петровны. В главных ролях выступали П. И. Мелиссино (будущий генерал от артиллерии, директор Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса), П. С. Свистунов (впоследствии действительный тайный советник), Н. А. Бектов (будущий генерал–поручик), кадет Ф. Волков и сам А. П. Сумароков. Спектакль неоднократно повторялся и в корпусе и при дворе. Вскоре по Высочайшему повелению был учрежден Русский театр во главе с директором А. П. Сумароковым.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"

Книги похожие на "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Хазин

Олег Хазин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Хазин - Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]"

Отзывы читателей о книге "Пажи, кадеты, юнкера[Исторический очерк]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.