» » » » Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае


Авторские права

Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае

Здесь можно скачать бесплатно "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Альба плюс, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае
Рейтинг:
Название:
Татары в Тверском крае
Издательство:
Альба плюс
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-98403-003-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Татары в Тверском крае"

Описание и краткое содержание "Татары в Тверском крае" читать бесплатно онлайн.



Историко-этнографический очерк, написанный на основе архивных изысканий, рассказывает об истории татар Тверского края. В книгу также включены архивные материалы о строительстве мечети в г. Твери.






Герб Арсеньевых — два скрещенных ятагана, стрела, подкова, полумесяц — свидетельствует о восточном происхождении рода. С большой долей вероятности можно утверждать, что упомянутые в писцовой книге Исуповы являются татарами.

Говоря о первых татарах-поселенцах, нельзя не отметить такого исторического факта, как приглашение русскими князьями к себе на службу выходцев из других земель. Среди приглашенных были, конечно, и татары. Вот что пишет по этому поводу В.С. Борзаковский, ссылаясь на родословную книгу:

«При дворе Тверских князей были также выходцы из татар. О роде Бибиковых да Якимовых в родословной книге (стр. 202) замечено, что приехал служить в Тверь к великому князю Михаилу из Синей Орды татарин именем Жидимер, а сказывается он, что был сродичь царям Синей Орды; а у Жидимира был сын Дмитрий, а у Дмитрия сын Микула и т.д. Родословная не говорит, к какому Михаилу выехал Жидимер — к Михаилу Ярославичу или к Михаилу Александровичу. Можно предположить, что к Михаилу Ярославичу, потому что "...татар тогда много у него служащих ему"».[13]

Принимая во внимание данный факт, можно предположить, что татары, как жители Твери, появились в начале-середине XIV века, а не в XV веке, как говорилось выше.

Возможно, к этому периоду относится возникновение этнотопонимов Татарские Горы и Татарский Двор.

Татарские Горы — это возвышение в районе Смоленского переулка (в районе современной школы 22). По преданию, ханские баскаки и их отряды ставили там свои шатры.

Татарская улица, или Татарский Двор, упоминаемая в писцовых книгах Игнатова и Нарбекова за 1626—1628 гг., ориентировочно находилась в пределах современных улиц Достоевского и Бебеля и переулков Дмитрия Донского и Трудолюбия. Эти названия существовали до середины XVII века на месте улиц, где в XIV веке жили послы и представители Золотой Орды, а также купцы: ведь Тверь в то время по масштабам торговли затмевала Москву и поддерживала торговые отношения как с Западом, так и с Востоком.

А теперь давайте заглянем в дворянскую родословную книгу Тверской губернии 1787—1797 гг., составленную М.П. Чернявским.

Среди дворян, предки которых владели поместьями и вотчинами, а также среди служилых дворян Тверской губернии встречаются татарские фамилии. Это известные с XV века князья-дворяне Беклемишевы, а также роды Солтановых, Алымовых, Ахматовых, Башиловых, Булатовых. Предки Беклемишевых и Солтановых владели поместьями в Тверском, Ржевском, Новоторжском уездах и в Бежецкой пятине.

Заслуживает внимания и еще одна примечательная фигура тверской и российской истории, волею судьбы попавшая в водоворот бурных событий 2-й половины XVI века. Это бывший касимовский царь, потомок ханов Золотой Орды Саин-Булат (1550—1616), который принял православие и под именем Симеон Бекбулатович 11 месяцев номинально исполнял роль «великого князя всея Руси» при живом самодержце Иване Грозном. После этого он до 1586 года княжил в Твери, пока не попал в опалу из-за интриг Бориса Годунова. В 1605 году был пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, а в 1612 году освобожден и возвращен в Москву.

При Тверском княжении двор его находился в селе Кушалино, а дворец — на территории Тверского кремля.


ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ

Потеря Тверью в 1485 году независимости и, как следствие, угасание ее политической и экономической жизни отодвинули перспективу образования инородческих кварталов по образцу московских, где так называемые греческие, грузинские, татарские и другие слободы существовали уже в XV веке.

Вторая волна переселения татар в Тверской край (да и не только в Тверской) приходится на 2-ю половину XIX века и связана с общими миграционными процессами, происходившими на Европейской части Российской империи. Основными причинами этих процессов явились:

а) отмена крепостного права;

б) формирование новых промышленно-экономических отношений, обусловивших концентрацию в городах значительного количества крупных заводов и фабрик.

Татары Нижегородчины и Касимова (а именно они составляли основную волну переселенцев), работавшие ранее в деревнях как государственные крестьяне, сотнями и тысячами подались в города на заработки.

Если первая причина явилась толчком для свободного перемещения крестьян-переселенцев на новые земли (юго-запад Украины, Северный Кавказ, Сибирь), то вторая увеличила интенсивность миграции на работу в города.

Выгодное с экономической точки зрения географическое положение Тверской губернии способствовало быстрому росту промышленных предприятий и, соответственно, численности населения, в том числе и татарского.

В Твери татары (мусульмане) впервые зафиксированы в количестве двух человек в 1846 году.[14]

По переписи 1869 года, проведенной властями города по собственной инициативе, татар в Твери насчитывалось 58 человек.[15]

Но уже к 1878 году, когда была проведена 1-я перепись населения Тверской губернии, татар (магометан)[16] насчитывалось 717 человек.[17]

В то время в вопросниках отсутствовала графа о национальности, которая определялась косвенно, по принадлежности к вероисповеданию.

В вопросниках 1 Всероссийской переписи 1897 года стояла дополнительная графа «Распределение населения по родному языку и полу», которая помогала более точно определить национальную принадлежность.[18]


Таблица 1

Распределение магометан в Тверской губернии по родному языку и полу в 1897 году.



Как видно из таблицы 1, среди народностей, исповедовавших Ислам, или, как тогда говорили, магометанство, преобладали татары.

Перед началом строительства мечети в Твери в 1906 году была проведена еще одна перепись, которая касалась только мусульман. Выяснилось, что в городе проживает 250 мусульман.[19]

Особенности динамики численности татарского (магометанского) населения в Тверской губернии до Октябрьской революции отражены в таблице 2. Они позволяют сделать вывод о росте численности татар в Твери.


Таблица 2



В социальном отношении из 513 человек татарского населения губернии чуть более трети (186 человек, или 36 %) составляли военнослужащие, младшие офицерские чины расквартированных в Твери и губернии полков.

Остальную часть составляли крестьяне в возрасте от 20 до 29 лет. Это были так называемые отходники, которые, оставив семьи и родственников в деревнях, подались в города на заработки. Они пополняли новый формирующийся класс пролетариев. В то время рабочих еще не выделяли как самостоятельную социальную группу, а записывали по происхождению.

Во второй половине XIX века в Твери образовалось несколько слободок. Слева, по дороге на Москву — Ямская, справа — Мещанская слобода. Ныне это район улицы Вагжанова, которая раньше так и называлась — 1-я Ямская. Параллельно ей проходила 2-я Ямская, ныне улица Московская.

В документах архива мы не найдем названия Татарская слобода, но название Татарский переулок сохранилось. По мнению известного тверского краеведа Н.А. Забелина, именно в этом районе, между Татарским и Смоленским переулками, находилась Татарская слобода. По его словам, район слободок активно заселялся со второй половины XIX века. Там жили ямщики, рабочие и люди, имевшие лошадей, — в основном это были татары. С барж, которые причаливали к берегу Волги, они возили товар на фабрику братьев Коняевых и обратно. Большей частью это были продукты: зерно, сахар и мука. Люди без лошадей занимались погрузкой и разгрузкой. Таковые тоже были из татар: как мужчины непьющие и выносливые, они очень ценились промышленниками и имели спрос как надежная рабочая сила.

Среди татар были и, как сказали бы сейчас, сборщики вторсырья. Собирали все: тряпки, кости, металл. Сборщики ходили по дворам с таратайками и громко кричали: «Шурум-бурум есть?! Калоши резиные есть?» После того как все приносилось, татарин сортировал товар: тряпки связывал в один узел, кости складывал в мешок, металл в отдельный ящик.

Металл свозили на завод в плавильню (ныне завод им. 1-го Мая), кости применялись для изготовления сахара.

Были и те, кто специализировался на чем-то одном, в частности, на тряпках, так называемые «трепачи». У «трепачей» были сараи, куда они складывали свой товар. Ватой от старых вещей они набивали подушки, а из старых кусочков материи татарки шили лоскутные одеяла. После этого переделанный, «обновленный» товар шел на продажу. Предприимчивый татарин выгодно продавал его на базаре человеку, достаток которого не позволял купить новую вещь.

Татары же более образованные получали документы на право торговли и занимались делами посерьезней.

В ведомостях о выдаче купеческих торговых документов мы видим татарина Сергачского уезда Нижегородской губернии Мусу Юсупова,[20] торговавшего мебелью в ведомстве Ламберта на Мироносицкой (ныне бульвар Радищева), а также владельца буфетов на Николаевской железной дороге купца 2-й гильдии Алышева Ибрагима Ишбулатовича.[21]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Татары в Тверском крае"

Книги похожие на "Татары в Тверском крае" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фарит Батыргарей

Фарит Батыргарей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае"

Отзывы читателей о книге "Татары в Тверском крае", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.