» » » » Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае


Авторские права

Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае

Здесь можно скачать бесплатно "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Альба плюс, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае
Рейтинг:
Название:
Татары в Тверском крае
Издательство:
Альба плюс
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-98403-003-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Татары в Тверском крае"

Описание и краткое содержание "Татары в Тверском крае" читать бесплатно онлайн.



Историко-этнографический очерк, написанный на основе архивных изысканий, рассказывает об истории татар Тверского края. В книгу также включены архивные материалы о строительстве мечети в г. Твери.






Впоследствии буфеты перейдут к сыну Фатиху, который уже будет представлять с 1906 года Санкт-Петербургское купечество.[22]

Среди лиц, имеющих свидетельства на право торговли, из татар числились Салехетдин Фатхуллин и Шигабетдин Абдулгафуров. Последний позже станет муэдзином в Соборной мечети и заместителем муллы Хусаина Сеид-Бурхана.[23] С именем этого муллы связана официальная история татарской (мусульманской) общины города.

В конце XIX века для прохождения воинской службы в 8-й гренадерский полк прибывают татары-новобранцы. Вместе с ними приходит и мулла Хусаин Сеид-Бурхан. К этому времени татар в губернии насчитывалось уже около тысячи человек, третья часть которых проживала в городе. Был ли до него мулла, неизвестно, но образованные люди среди татар, несомненно, встречались. Они могли проводить намазы и выполнять обязанности муллы при свадебных обрядах, похоронах и в праздники. В пользу вышесказанного говорит тот факт, что на конец века приходится культурный и духовный расцвет нации на почве Ислама, рост самосознания татарского народа. В то время не было ни одной татарской деревни, будь то в Казанской, Уфимской или Нижегородской губерниях, где бы не стояла мечеть, а рядом медресе, куда татары с раннего возраста отдавали своих детей для обучения традициям Ислама.

Поэтому не удивительно, что с приходом официального муллы была удовлетворена потребность мусульман в мечети. Произошло это в 1906 году. Заслуга в этом не только городских властей, разрешивших постройку мечети, и мусульман, собравших деньги на строительство, но и лично купца Ф.И. Алышева, по официальной версии взявшего основную часть расходов на себя.[24]

Состав лиц, присутствовавших на открытии мечети, говорит о том, что мусульманская община города пользовалась уважением не только со стороны местных властей. Кроме губернатора Н.Г. фон Бюнтинга, городского головы С.С. Немова, начальника тверского гарнизона Е.П. Голубкова и командиров полков, были гости из Петербурга — генерал от кавалерии князь Чингиз-Хан, ахун Баязитов и из Москвы — ахун Агеев.

Уважение было проявлено и со стороны царствующего дома и лично императора Николая II: для окончания строительства он выделил 2 тысячи рублей. Об этом было объявлено во время торжественного открытия.

Глава мусульман Петербурга ахун А. Баязитов произнес прочувствованную речь, которая впоследствии была напечатана в вестнике «Русский мусульманин» (см. 2-ю главу).

Мечеть в Твери стала духовным и культурным центром, где мусульмане могли выполнять коллективно пятничные и праздничные молитвы, учиться и учить своих детей основам Ислама и общаться между собой.


СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Увеличение татарского населения Тверской губернии за счет отходников продолжалось вплоть до 1917 года. Это подтверждают данные первой переписи, проведенной в советское время в 1926 году.[25]

Смена политического режима в 1917 году не повлияла на усиление миграционных процессов, а лишь изменила причины, обусловившие дальнейший приток мигрантов в города.

Прирост татарского населения Тверской области в советское время идет за счет рабочих, призванных партией на «стройки коммунизма»: строительство крупных предприятий, расширение старых и открытие новых торфоразработок на Орше. Тогда, в 30-е годы, образовали свои компактные поселения в деревнях Аввакумово и Лукино пензенские татары, приехавшие на торфоразработки.

К экономическим причинам миграции в города добавились и социально-культурные: политика «ликбеза» стала дополнительным фактором, способствовавшим оседанию мигрантов.

Как видно из таблицы 3 и блок-диаграммы 1, в советское время в Калининской области наблюдался заметный и стабильный рост численности татар и близких им по происхождению и культуре башкир.


Таблица 3



Распад Советского Союза и последовавшие за этим события — армяно-азербайджанский и межтаджикский конфликты, война на Северном Кавказе — резко увеличили отток татарского населения из этих регионов. К названным причинам нужно добавить и тягу бывших республик Средней Азии (Казахстана, Узбекистана, Туркмении) к этнократической государственности, вследствие чего вместе с русскими покинули эти государства и татары.

В последние годы (1996–1997) к политическим и этническим причинам добавились и экономические — уровень жизни в бывших республиках Союза отстает от российского.



Как видно из блок-диаграммы 1, численность татар за 8 лет увеличилась на 3340 человек, или на 53,4%, и составила по данным текущего учета 9596 человек.[26]

Несмотря на отсутствие данных по области за 1990–91 гг. и по городу за 1990–93 и 1997 годы, мы, тем не менее, с достаточной степенью уверенности можем утверждать, что пик миграции приходится на 1996–97 гг. (см. блок-диаграмму 2 и таблицу 4). За эти два года число мигрантов, прибывших в Тверскую область, составило 1918 человека, из которых в Твери поселилось 115 человек, или 6% из общего числа переселенцев.


Таблица 4



Заметим для сравнения, что за 10 лет, прошедших между переписями 1979 и 1989 годов, число татар увеличилось лишь на 1060 человек, то есть в среднем в год прибывало около 100 человек. В постперестроечное же время число мигрантов-татар увеличивалось на 500 человек в год. И если раньше мигрантами были люди, свободно выбиравшие место жительства (инженеры, рабочие, студенты), то в последний период основную часть мигрантов составляют беженцы и вынужденные переселенцы.

Последняя перепись 2002 года показала, что в Тверской области проживает 6717 татар и прирост татарского населения к 1989 году составил 461 чел. Население башкир убавилось и составило 488 человек.





В связи с этим, данные статистики 1997 года нужно рассматривать как активность миграционных процессов, нежели прирост. Поэтому неудивительно, что после установившейся социально-политической стабильности процессы пошли на спад.

На мой взгляд, татары, прибывшие в Тверской край в середине 90-х годов, не смогли адаптироваться в новых социально-экономических условиях и предпочли вернуться на историческую родину (Татарстан, Башкортостан и др. регионы), где уровень жизни в среднем выше, чем по России.


2. ТЮРКСКИЕ ТОПОНИМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ[27]

Среди большого массива топонимов Тверской области, состоящего преимущественно из русских и угро-финских названий, тюркские топонимы занимают незначительную часть — всего 300 единиц[28] — и встречаются как в виде вкраплений, так и небольшими компактными топонимическими полями, плотность которых возрастает с приближением к крупным населенным пунктам —Твери, Бежецку и Кашину.

Почти все они зафиксированы в названиях населенных пунктов и представляют собой производные от фамилий тюркского происхождения, либо русифицированные слова из тюркской лексики.

Топонимы можно разделить на два типа: русские тюркского происхождения и собственно тюркские.

Их возникновение относится к XIII–XVI векам и связано с переходом татар на службу к московским князьям и принятием русскими тюркских имен и прозвищ.

В группе ассимилированных топонимов преобладают названия, восходящие к личным именам и прозвищам, которые оформились в фамилии и в процессе адаптации к русскому языку приняли современный вид:

Барыково (часто) — от «барык» — худой, тощий (ст. тюрк.).

Карамышево (Сандовский район) — от «корумуш-карамыш» — защитивший, покровительствовавший (тюрк.).

Тургиново (Калининский район) — от «турген» — быстрый, отважный (тюрк.).

Уланово (Калязинский район) — от «улан» — молодец, парень, конник (тюрк.).

Шарапово (часто) — от «шараф» — честь, почет, слава, превосходство (араб).


В основе названий некоторых населенных пунктов — их немного — лежат слова восточного лексикона, перешедшие через тюркский язык и ставшие русскими:

Баскаки (Рамешковский, Весьегонский районы) — от «баскак» — пристав для сбора подати, ханский чиновник (тюрк.).

Базарово (Бологовский район) — от «базар» — место торговли, рынок (тюрк.).

Китаево (Нелидовский район) — от «кутаи» — название рода (тюрк.). В русском языке сохранилось как название государства.

Каурово (Бежецкий район) — от «каур» — большое перо птицы (тюрк.). В современном русском языке — рыжая масть лошади.


Ко второй группе собственно тюркских топонимов относятся названия, в основе которых лежат как имена собственные, так и другие слова из тюркской лексики. Примеры антротопонимов (фамильных топонимов):


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Татары в Тверском крае"

Книги похожие на "Татары в Тверском крае" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фарит Батыргарей

Фарит Батыргарей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае"

Отзывы читателей о книге "Татары в Тверском крае", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.