» » » » Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации


Авторские права

Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации

Здесь можно купить и скачать "Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вышэйшая школа, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации
Рейтинг:
Название:
История Беларуси в контексте европейской цивилизации
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-985-06-2511-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Беларуси в контексте европейской цивилизации"

Описание и краткое содержание "История Беларуси в контексте европейской цивилизации" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются закономерности и региональные особенности процессов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и общеевропейской истории с учетом цивилизационных характеристик. Особое внимание уделяется истории советского периода, проблемам развития суверенной Республики Беларусь.

Для студентов и преподавателей учреждений высшего образования.






В конце XVIII–XIX в. на Беларуси работают композитор С. Монюшко – автор оперы «Галька» (1847), написанной с использованием белорусской народной мелодики и поставленной в г. Вильно, и оперы на белорусском языке «Сялянка», представленной в Минске в 1852 г.; композиторы М. Огинский, Д. Стефанович, Ф. Милодовский (автор оперетты «Конкуренты», показанной в Минске), М. Ельский, Ф. Лопата, Ю. Шадурский (автор оперетты «Тарас на Парнасе»). Известность во Франции, Италии, Великобритании и Австро-Венгрии как виртуоз-скрипач получил М. Соколовский.

В 1890 г. открылся Первый постоянный драматический театр в Минске. Белорусский музыкально-драматический кружок работал в Вильно (1910–1915). В Минске при профессиональном театре были организованы хор и танцевальная группа («Первая белорусская труппа» во главе с И. Буйницким (1861–1917)). В театре были поставлены такие пьесы, как «Паўлінка» Я. Купалы, «Модны шляхцюк» К. Каганца, «У зімовы вечар» Э. Ожешко, «Сватовство» В. Дунина-Марцинкевича. Одним из выдающихся деятелей театра стал В. Голубок (1882–1937), написавший более 40 пьес.

Белорусскую народную песню в начале ХХ в. изучала и пропагандировала Музыкально-этнографическая комиссия при Московском университете, созданная Н. Янчуком. Известными популяризаторами белорусской народной музыки были Л. Роговской, А. Гриневич, Н. Чуркин. Бурное развитие национально-культурной жизни во второй половине XIX– начале ХХ в. привело к тому, что белорусская культура оказала огромное воздействие на формирование национального самосознания.

Глава 3. Государственные образования на белорусских землях в IX – XVIII вв.

3.1.Становление ранних государственных образований на белорусских землях

3.1.1. Европа в Средневековье

Главными процессами в средневековом периоде европейской истории (V–XV вв.), которые определили его характерные черты и особенности, были становление и расцвет феодальной системы. В средние века возникло большинство современных государств, определились в основном их границы, были заложены этнокультурные особенности будущих наций. В различных областях Европы феодальные отношения складывались неравномерно. Единый для всего континента по своей сущности процесс генезиса феодализма в каждом регионе имел свои особенности. Для Восточной Европы средневековье – это прежде всего период формирования феодализма, расцвет которого пришелся уже на Новое время. Установление фео дальных отношений в Европе шло двумя путями: синтезным и бессинтезным. Для первого пути развития свойственно соединение германских родоплеменных и поздне-римских рабовладельческих отношений. Этот путь проявился на тех территориях Западной Римской империи, которые были захвачены германскими племенами. Второй путь сложился в странах, где влияние римских рабовладельческих отношений было незначительным или вообще отсутствовало. Основанный на родоплеменных отношениях бессинтезный феодализм развивался медленно; он и был характерен для белорусских земель.

Феодализм, представлявший собой систему экономических, политических и духовных отношений, имел присущие ему независимо от временных и региональных особенностей определенные черты. Феодализм – это прежде всего система личных связей, основанная на принципе сословных гарантий и привилеев, иерархически объединяющая членов высшего общества. Она получила название вассалитета. Во главе феодальной иерархии (первая ступень) стоял король (верховный сюзерен), являвшийся часто лишь номинальным главой государства. На второй иерархической ступени феодализма находились непосредственные вассалы короля (крупные феодалы – герцоги, графы), имевшие различный состав прав. Подчинение таких феодалов королю часто было только формальным. На третьей ступени стояли вассалы крупных феодалов – бароны, еще ниже располагались их вассалы – рыцари. Отношения вассалитета выстраивались при получении земли. Человек, которому был пожалована земля, становился вассалом, а тот, кто ее давал – сеньором. Крестьяне как непосредственные производители имели надел земли, орудия труда, но они не являлись собственниками земли, а были лишь ее держателями на различных условиях. Таким образом, крестьяне стояли за пределами феодальной лестницы. Среди крестьян по статусу выделяются две группы. Первая группа – лично свободные крестьяне, которе могли уйти от хозяина, продать надел или сдать в аренду. Вторая группа крестьян – это лично зависимые, не имевшие свободы передвижения.

Система феодализма строилась на более жестком (по сравнению с рабовладением) функциональном разделении труда. Такое разделение стало основой формирования в раннефеодальном обществе трех сословий. Это дворянство (светские феодалы), духовенство (церковные феодалы) и народ (этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословие – это общественная группа, имеющая одинаковое правовое положение и передающая свои права и обязанности по наследству. Сословные перегородки были непреодолимы: человек от рождения считался благородным (феодал) или подлым, т. е. несущим повинности (крестьянин). Каждое сословие точно знало свои права и обязанности, и в этих пределах его представитель был свободен. Это давало человеку эпохи феодализма правовую и социально-экономическую защищенность и психологическую устойчивость.

В классическом виде феодальные отношения в Западной Европе характеризовались такой системой политической власти, при которой власть монархов была ограничена различными органами (парламент в Англии, кортесы в Испании), представлявшими интересы двух первых сословий (светских и духовных феодалов) и получившими название сословно-представительные монархии. Большую роль в жизни феодального общества играла христианская церковь. Она создавала единое моральное пространство жизни людей, несмотря на национальные и этнические различия и государственные границы. Кроме того, господство церкви и религиозной морали устраняло или ограничивало некоторые крайности феодальных отношений.

Земледелие служило основой феодального хозяйства. Оно обеспечивало занятость большей части населения (90 %); труд во всех отраслях был ручным и малоэффективным. С земледелием тесным образом было связано животноводство, дающее тягловую силу, удобрения для пашни и способствующее развитию подсобных промыслов. Господство натурального хозяйства приводило к экономической автаркии (от греч. autarkeia – самообеспеченность). Хозяйственная деятельность при феодализме была ориентирована главным образом на обеспечение собственных основных потребностей, а не на рынок. Ремесло, торговля, товарное хозяйство носили вторичный характер и не определяли феодальную экономику. Город был детищем купцов; он создавался возобновленной после нашествия варваров торговлей. Вначале постепенное развитие городов привело к расцвету средневекового хозяйства, а позднее – к его кризису и разрушению.

Феодальная собственность на землю формировалась двумя путями. Первый путь проходил через крестьянскую общину. Надел крестьянской земли переходил по наследству от отца к сыну, а с VI в. – и к дочери. Он являлся их свободно отчуждаемой собственностью – аллодом. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, а крупные и средние аллоды – в формы феодального землевладения (бенефиции и феоды). Второй путь формирования феодального землевладения основывался на практике земельных пожалований в рамках феодальной лестницы и был трех типов: а) полностью независимое наследственное владение с правом дарения, продажи (аллод, вотчина); б) пожизненное владение при условии несения военной или государственной службы (бенефиции, поместье); в) наследственное владение при условии принятия вассальной присяги сюзерену (вышестоящему феодалу) (лен, феод).

Экономические взаимоотношения крестьян с феодалами регулировались феодальной рентой. Для феодализма характерны три основных вида ренты: а) натуральная рента (дань, натуральный оброк) – отдавалась продуктами земледелия, животноводства, охоты, рыболовства, бортничества и других видов собирательства, была основной в период раннего феодализма; б) отработочная рента взималась в форме барщины (панщины) – работы на земле феодала, строительной, гужевой и других повинностей, была основной в период развитого феодализма; в) денежная рента (чинш) уплачивалась деньгами.

3.1.2. Становление ранних государственных образований на землях восточных славян. Киевская Русь

В VIII–IX вв. наступает новый этап славянской истории, связанный с расширением племенных союзов и образованием государств: княжество «Само» в Моравии и Чехии, прикарпатское – на Волыни, Болгарское государство на Дунае, Киевская Русь, или «Русская земля», – в междуречье Днестра, Днепра и Волги.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Беларуси в контексте европейской цивилизации"

Книги похожие на "История Беларуси в контексте европейской цивилизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Елизаров

Сергей Елизаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации"

Отзывы читателей о книге "История Беларуси в контексте европейской цивилизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.