» » » » Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации


Авторские права

Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации

Здесь можно купить и скачать "Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вышэйшая школа, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации
Рейтинг:
Название:
История Беларуси в контексте европейской цивилизации
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-985-06-2511-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Беларуси в контексте европейской цивилизации"

Описание и краткое содержание "История Беларуси в контексте европейской цивилизации" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются закономерности и региональные особенности процессов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и общеевропейской истории с учетом цивилизационных характеристик. Особое внимание уделяется истории советского периода, проблемам развития суверенной Республики Беларусь.

Для студентов и преподавателей учреждений высшего образования.






В середине XII в. попытку объединить Минское и Полоцкое княжество предпринял минский князь Ростислав Глебович (1151–1159), но неудачно. Отношения с Киевом оставались очень напряженными. Так, в 1129 г. киевский князь Мстислав из-за отказа участвовать в походе на половцев вероломно захватил пятерых полоцких князей с семь ями в плен и отправил их в Византию, к своему зятю императору Иоанну II. Там они служили в войсках и успешно сражались с сарацинами (арабами). Среди высланных был и отец Евфросинии Полоцкой князь Святослав (Георгий). Только через 11 лет двое из оставшихся в живых князей полоцкой династии Василий и Иван вернулись на родину.

В конце XII в. немецкие рыцари, купцы и священники-миссионеры высадились в устье Западной Двины с целью заселения этих земель. В 1202 г. на землях нынешних Латвии и Эстонии был основан новый рыцарский орден меченосцев (к нашивке в виде креста был добавлен меч). Ливонским орден стал называться после окончательного завоевания земли ливов, живших в бассейне Западной Двины. В 1237 г. по требованию папы римского Григория XI орден меченосцев был присоединен к Тевтонскому ордену и стал его северным отделом. Угроза захвата крестоносцами нависла над польскими, белорусскими и литовскими землями. Постоянные попытки военного вторжения тевтонов, шведов и литвы привели к политическому союзу Полоцкого княжества и Новгорода, который был закреплен в 1239 г. свадьбой новгородского князя Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава Васильковича. В результате Новгород оказался в вассальной зависимости от Полоцка. В битве на Неве в 1240 г. со шведским войском, которые призвал в крестовый поход на Русь папа Григорий XI, новгородцам помогали полочане.

В начале XIII в. на земли восточных славян обрушилась мощная волна монгольских завоевателей; осенью 1240 г. был захвачен Киев. Белорусские земли остались в стороне от основного движения монгольских войск. В летописях есть упоминание о разрушении войсками хана Батыя Бреста в 1240 г. и о том, что некоторые города южной Беларуси платили дань захватчикам. Есть известия о битвах с монголами в низовьях Припяти около Мозыря. Первое массовое вторжение монгольских войск во главе с ханом Бурундаем на запад Беларуси произошло зимой 1258–1259 гг.; впоследствии такие набеги повторялись (1275, 1277, 1287), не угрожая установлением над белорусской территорией ордынского господства.

Во времена феодальной раздробленности полной политической и экономической обособленности земель и княжеств еще не было, но в XII – первой половине XIII в. в Беларуси белорусская государственность продолжала постепенно развиваться. Процесс феодальной раздробленности был свойствен и Западной Европе. Он имел как позитивные, так и негативные результаты. Так, например, к позитивным последствиям можно отнести рост внутренних рынков отдельных земель и городов, возникавших и развивавшихся уже как опорные центры местных княжеских династий.

3.2. Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (вторая половина XIII – первая половина XVI в.)

3.2.1. Создание Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского

Мнения о месте нахождения летописной Литвы противоречивы: одни исследователи отождествляют ее расположение с современной Литвой, другие помещают ее на белорусско-литовском порубежье, третьи – на территории Беларуси. Многообразие представлений о месте, этническом характере и процессе создания Великого княжества Литовского дают нижепредставленные концепции.

Рассмотрим концепцию, принадлежащую современным литовским историкам (Э. Гудавичус и др.), по мнению которых ВКЛ было создано на территории современной Литвы, а предками литовцев и латгалов были восточные балты. Колыбелью литовских племен они считают Литовскую землю, территория которой находилась между средним течением Немана, реками Нарис и Мярко и долгое время расширялась на юг до верховьев Немана. Литовский этнос включал в себя разные союзы племен: собственно литовцев, аукшайтов, жмудинов, селов, земгалов, куршей, скалвов. При этом некоторые ученые считают, что «литовцы» и «аукштайты» – слова-синонимы.

Другие литовские историки полагают, что первоначально Литва – это небольшой район между реками Нарис, Вилия и Неман. Они считают, что слово «Литва» пришло в русский, польский и другие славянские языки непосредственно из литовского языка. Само это слово происходит от названия небольшой речки Летаука. Литва Миндовга, в которую вошли Жемойтия, Аукштайтия, Селы, Земгалы, с помощью оружия захватила русские земли и насильственно присоединила их к Литве. Представители этой концепции связывают генезис ВКЛ с балтскими племенами и считают княжество этнически литовским государством, игнорируя роль белорусских и других восточнославянских земель в создании ВКЛ. Данная точка зрения созвучна дореволюционной российской и советской белорусской историографии (В. Пашуто, Л. Абецедарский). Сущность ее заключается в том, что белорусские земли были завоеваны литовскими князьями, которые жестоко эксплуатировали белорусский народ, и только русский народ освободил белорусов от угнетения и дал им возможность получения государственности в 1919 г.

Имеется и концепция, приверженцы которой рассматривают ВКЛ как «литовско-русское государство». Среди этих авторов нужно выделить российских ученых Н. Устрялова, М. Любавского, М. Кояловича. Концепция «Великое княжество Литовское является белорусско-литовским государством» нашла отражение в работах М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского, В. Пичеты и др. Они обосновали важнейшую роль белорусских земель в становлении и развитии ВКЛ.

В 1990-е гг получила широкое распространение концепция белорусского исследователя Н. Ермоловича. Он доказывает, что современная Литва по расположению не соответствует летописной, относящейся к территории, расположенной между Минском, Новогородком (Новогрудок), Молодечно и Слонимом. Кроме того, не Литва завоевала Новогородок, а, наоборот, Новогородок завоевал соседнюю Литву. ВКЛ сложилось прежде всего как белорусское государство, поскольку его основанием явилось Белорусское Понеманье с центром в Новогородке и решающую роль в его создании сыграли белорусские феодалы. Белорусская культура и белорусский язык были господствующими. Позднее – с переносом столицы в Вильно – название «Литва» стало охватывать не только Верхнее Понемонье, но и восток современной Литвы (Аукштайтия). Большинством современных историков утверждение Н. Ермоловича о местоположении летописной Литвы отвергается. Главным аргументом служит тот факт, что на этой территории не найдено ни одного археологического памятника, датированного XIII в.

Представители «полиэтнической» концепции (Г. Голенченко, М. Спиридонов, П. Лойко, В. Насевич, А. Кравцевич) утверждают, что ВКЛ – это полиэтническое государственное образование, сложившееся на балто-восточнославянской территориальной основе. Определяющую роль в создании и развитии ВКЛ сыграли литовский, белорусский и другие этносы. В соответствии с концепцией A. Кравцевича ВКЛ сложилось в балто-славянской контактной зоне при преобладающей роли белорусских земель в условиях, когда Литва находилась в активной стадии формирования своей государственности. В раннем периоде формирования ВКЛ, согласно представлениям B. Насевича, политическое преобладание имела литовская знать, в то время как белорусские и украинские земли играли решающую роль в социально-экономическом и культурном развитии государства.

Предпосылки создания ВКЛ, по мнению большинства современных исследователей, складывались как на балтских, так и на восточнославняских землях. На балтских они были связаны с зарождением и развитием государственности у местных племен, предводители которых (так называемые кунигасы) стремились расширить свои владения за счет соседних земель древнерусских княжеств. С этой целью использовались различные средства (военные походы, брачные союзы, мирные соглашения), и уже к концу XIII в. им удалось вовлечь в сферу своего влияния многие удельные княжества. Восточнославянские же земли были разорены нашествием монголов, которые разрушили политическую систему Руси. Вместе с тем на этих землях стали усиливаться тенденции, связанные с преодолением феодальной раздробленности. Объединительные процессы были порождены социально-экономическим явлениями, развитием феодальных отношений, возрастанием роли боярства, ростом городов, расширением торговых связей и территориальной специализации труда. В едином государстве социально-экономические задачи можно было решать более успешно. Для усиления правового регулирования феодальных отношений феодалам необходимо было объединиться. Созданию единого государства содействовала также этническая и религиозная консолидация населения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Беларуси в контексте европейской цивилизации"

Книги похожие на "История Беларуси в контексте европейской цивилизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Елизаров

Сергей Елизаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Елизаров - История Беларуси в контексте европейской цивилизации"

Отзывы читателей о книге "История Беларуси в контексте европейской цивилизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.