Авторские права

Валерий Ильичев - Говорящие птицы

Здесь можно скачать бесплатно "Валерий Ильичев - Говорящие птицы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Наука, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Ильичев - Говорящие птицы
Рейтинг:
Название:
Говорящие птицы
Издательство:
Наука
Год:
1990
ISBN:
5-02-005326-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Говорящие птицы"

Описание и краткое содержание "Говорящие птицы" читать бесплатно онлайн.



Птицы — единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

«Говорящие» птицы — уникальная загадка природы. Несмотря на то, что уже длительное время это явление интересует любителей птиц, оно еще не разгадано. Несколько десятилетий назад возрос интерес к обучению «говорению» волнистых попугайчиков. Оказалось, что они не просто копируют человеческую речь, но могут связывать слово и обозначаемый им предмет, ситуацию и высказывание. Некоторые из них отвечают на вопросы человека, обмениваются с ним репликами. Какие виды птиц «говорят», где они живут, как они ведут себя на воле, как у них устроен слух и голосовой аппарат, как научить волнистого попугайчика сговорить, как выбрать подходящую птицу, как ее содержать, чем кормить обо всем этом рассказывает данная книга.

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

На 1-й стр. обложки: красный ара (фото Дж. Холтона).






Эта способность в общем проявляется лучше у представителей тех систематических групп, которые занимают вершину эволюции и обладают наиболее развитыми способностями к ориентации и сигнализации, характеризуясь сложными формами социального поведения.

Появление высокоразвитых способностей к имитации человеческой речи носит мозаичный характер, но в целом эти способности усиливаются по направлению от низших ступеней эволюции к высшим.

Дети и «говорящие» птицы

Мы уже говорили о том, насколько важен контакт с «говорящей» птицей для одиноких и пожилых людей. Но он не менее важен для формирующегося человека.

Контакт человека с окружающей средой формируется в годы раннего детства, идея природы и окружающей среды воплощается в ее реальных носителях, с которыми ребенок охотно контактирует. Стереотип поведения и отношения к окружающей среде, к ее носителям формируется в первые годы жизни ребенка. Птица является наиболее доступным объектом экологического воспитания, у нее быстро формируется психологический контакт с человеком, в частности с ребенком. Птицы — существа активные, привлекательные, подвижные, их поведение соответствует живому любознательному характеру ребенка.

Задачи экологического воспитания дошкольников и младших школьников приобретают в настоящее время очень большое значение в связи с возрастающей необходимостью воспитания не только экологически грамотного, но и гуманного по отношению к живому молодого поколения. В становлении человека как личности животное играет значительную роль. Большое положительное влияние оказывает животное, живущее рядом с ребенком, на развитие его эмоциональной сферы. Дети, выросшие в семьях, где держали животных, более эмоциональны, милосердны к другим людям и к животным. Четвероногие и пернатые питомцы помогают сформировать у ребенка и такие качества, как терпимость, самосознание и самоконтроль.

Среди птиц наиболее удобным объектом экологического воспитания является ручная «говорящая» птица, с которой возможен двусторонний акустический контакт.

Постоянная забота о птице воспитывает ответственность, необходимость регулярно заниматься с птицей, чтобы научить ее произносить слова, воспитывает терпение и целеустремленность.

Дошкольник или младший школьник, занимающийся с ручной птицей, скорее добьется успеха, чем подросток или взрослый, по разным причинам: 1) он менее загружен дома, в школе или на работе; 2) «говорящая» птица для него — это большой элемент новизны, это (3) возможность проявить себя. Маленький ребенок и птица наиболее психологически совместимы, их коммуникативные системы близки, на определенном этапе может происходить параллельное развитие психики ребенка и психики птицы. В период развития речи ребенку будет полезен и такой своеобразный коммуникативный партнер. Детский голос лучше воспринимается наиболее доступной для обучения ребенком птицей — волнистым попугайчиком.

Мы уже описали широкие возможности имитации волнистыми попугайчиками человеческой речи (Ильичев, Силаева, 1985; Силаева, 1987).

Принципы и методы обучения детей и попугаев в значительной степени схожи. Ситуативно-наглядное обучение наиболее эффективно для тех и других. Развивающемуся интеллекту ребенка, так же как и высокоорганизованному животному, необходимы занятия, у тех и других велика потребность в общении, обучении. Обучение во многом строится на звукоподражании. Известно, что обучение детей бывает особенно успешным в группах из 2–3 человек, возникает определенный вид соревнования, ребенок общается при этом не только с учителем, но и со сверстниками. То же самое мы наблюдаем и в описанном выше методе обучения попугая Алекса (метод «треугольника»), Ни для кого не секрет, что потребность к обучению генетически заложена у детей и высокоорганизованных животных. Важно только, воспользовавшись правильными методиками, развить ее.

Восприятие окружающей среды у человека и птиц связано с одними каналами: зрительным и акустическим. До сих пор при обучении попугаев в основном опирались на акустический канал, И. Пепперберг в своих опытах по обучению жако Алекса использовала ситуативно-наглядный метод обучения, т. е. затронула и визуальный канал.

Нельзя отрицать и возможности использования обонятельного (при кормлении) и осязательного (при манипуляциях с предметами) каналов в обучении попугаев «говорению».

Идеальным было бы сочетательное использование всех чувственных каналов восприятия птицей окружающей среды. При занятиях ребенка с попугайчиком следует соблюдать все указанные выше правила по обучению и содержанию птицы, но нужно также учитывать и психические особенности ребенка. Нужно объяснить ребенку необходимые условия содержания его попугайчика и сказать, что попугайчик «заговорит» только тогда, когда будет себя хорошо чувствовать у нас дома.

К удовольствию ребенка ручной попугайчик будет выпрашивать корм у него изо рта, есть вместе с семьей из тарелок. Но нужно предупредить маленького хозяина, что попугайчику нельзя давать конфет, нельзя ничего соленого, кислого, острого, нельзя есть черный хлеб, лучше вообще не давать сахара и соли. Кроме того, взрослые должны предупредить ребенка об опасностях, которые подстерегают его любимца в квартире: открытые форточки, емкости с водой, кухонная плита. Естественно, что для большего успеха обучения птица не должна иметь визуального и тем более акустического контакта с другими птицами. В этом случае ручная птица будет воспринимать человека, в данном случае ребенка, как своего единственного партнера по общению. Возникновение такого контакта, психологической общности, появление обоюдного эмоционального удовлетворения от общения ребенка и птицы совершенно необходимо.

Первым этапом обучения является приручение. Клетку с птицей нужно поставить на уровне глаз ребенка, контакт глаз очень важен при общении ребенка и птицы. Ребенку нужно объяснить, что от того, насколько он будет внимателен, терпелив и настойчив, зависит, «заговорит» ли его птица. Он должен исключить всякое насилие над своим подопечным, иначе может потерять доверие птицы. Не брать ее в руки против ее воли, не гладить, не ловить, не гонять по комнате, говорить с ней всегда ровно, ласково, спокойно, но громко и четко. Чтобы не утомляться обоим, занятия лучше проводить 2–3 раза в день, но если есть обоюдное желание, то можно заниматься и больше, от этого птица только скорее «заговорит». Птица должна быть достаточно ручной, чтобы садиться на руку, голову, плечо ребенка. Ребенок должен научиться понимать настроение попугайчика, тогда обучение пойдет успешнее. Если птица с напряженным вниманием вслушивается в слова ребенка, неподвижно повиснув на прутьях клетки, или заглядывает в рот, иногда даже положив клюв на губу говорящего, то занятие сулит успех. Заниматься с птицей, играющей с колокольчиком, чистящей оперение и не обращающей внимания на говорящего, почти бессмысленно.

Нужно объяснить ребенку, что произносить слова для заучивания птицей нужно ровным, спокойным голосом с одной и той же интонацией. В один прием достаточно будет 4–5 повторений, так как при их большем количестве снижается внимание как ребенка, так и птицы. Взрослый должен помочь ребенку выбрать кличку для питомца. При правильных и регулярных занятиях через 2–3 нед попугайчик может произнести свое первое слово. Успех окрылит ребенка и поддержит его возможно начавший угасать интерес к обучению птицы. Но если этого не произойдет, следует объяснить ребенку, что нужно еще немного позаниматься с птицей.

Роль взрослых должна заключаться в незаметной помощи ребенку по уходу за птицей и в советах, как лучше с ней заниматься. Но ребенок твердо должен бить уверен, что вся ответственность за судьбу попугайчика лежит на нем. Взрослые должны незаметно проверять наличие всего необходимого в клетке у птицы, постепенно приучать ребенка взять на себя и хлопоты по кормлению птицы, чистке клетки и т. д. В ходе взросления ребенка нужно постепенно приучать его выполнять более сложные операции по уходу за птицей. Ребенок 11–12 лет может полностью взять на себя заботу о своем питомце.

Важно, чтобы взрослые как можно меньше разговаривали с птицей, все звуковое общение с ней должно исходить от ребенка, тогда не будет интонационной путаницы и попугайчик скорее перейдет от непонятной болтовни к членораздельному четкому произнесению слов и выражений. После усвоения попугайчиком первого слова можно начать разучивать с ним небольшое выражение. В дальнейшем очень важен, и для птицы и в особенности для ребенка, подбор лексического материала. Нужно постараться одновременно развивать речь и самого учителя птицы — ребенка. Не нужно, как это часто бывает, ограничиваться лишь такими выражениями, как: «Гоша — хороший! Гоша — красивая птичка! Здравствуй, привет. Берегите попугая, Гоша — птица дорогая» или «Все птички на веточке, а Гоша в клеточке» и т. д. Можно ведь научить попугайчика рассказать о себе, где он живет (адрес), когда родился, как зовут его хозяев. Для разучивания подойдут те же стихи, которые знакомы детям, например Пушкина, Лермонтова, Маршака, Барто и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Говорящие птицы"

Книги похожие на "Говорящие птицы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Ильичев

Валерий Ильичев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Ильичев - Говорящие птицы"

Отзывы читателей о книге "Говорящие птицы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.