БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Пр)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (Пр)" читать бесплатно онлайн.
Показателем завершения технической перестройки промышленности является наступление момента, когда в ведущих отраслях производства основная масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой машин, приводимых в движение силой пара. В дореформенный период в России лишь в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной и писчебумажной промышленности основная масса продукции изготовлялась на предприятиях фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда к машинному в основном завершился к концу 70-х — началу 80-х гг. 19 в. В 1879 в отраслях текстильной промышленности с помощью машин производилось от 54,8% (суконная и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. На металлообрабатывающих предприятиях машинами производилось во всех отраслях 86,3% всей продукции, в свеклосахарной промышленности — 85,1%. В 1882 в горнозаводской промышленности пудлинговые печи, сменившие кричные горны (см. Металлургия ), давали около 90% всего металла, а 63% энергетических мощностей чёрной металлургии приходилось на паровые установки. Но в ряде отраслей промышленности ещё господствовал ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформенный период. В 60—70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км железных дорог, т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной особенностью П. п. в России было слабое развитие ряда отраслей машиностроительной промышленности (прежде всего станкостроения). Постоянные наёмные рабочие имелись в России ещё в эпоху крепостничества. Однако они ещё не были пролетариями, поскольку в большинстве своём не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного права превратила постоянных наёмных рабочих дореформенной эпохи в подлинных пролетариев. После крестьянской реформы 1861 формирование пролетариата шло быстрыми темпами. Его ряды складывались из промышленных рабочих крепостной эпохи, безземельных и малоземельных крестьян, а также крестьянства, разорившегося в процессе расслоения.
К началу 80-х гг. в основном завершилось формирование пролетариата как класса. Постоянные наёмные рабочие составляли в это время большую часть всех промышленных рабочих (в 1886—93 в 9 фабричных округах Европейской России 71,8%; в округах с высокоразвитой промышленностью ещё выше: в Петербургском — 89,2%, Московском — 80,2%, Владимирском — 80,5%). В начале 80-х гг. уже имелся многочисленный слой потомственных пролетариев.
Переход от мануфактуры к фабрике был решающим этапом и в формировании класса буржуазии . В ходе П. п. сложился и стал господствующим слой крупной промышленной буржуазии, которая вытеснила на второй план господствовавших ранее представителей торгового капитала. В 1879 в отраслях обрабатывающей промышленности предприятия с числом рабочих свыше 100, составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего производства. Формированию крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительственная таможенная политика, казённые заказы, гарантированные прибыли и т.п.).
В процессе П. п. в России возникло и стало господствующим крупное промышленное производство, сложились классы капиталистического общества, т. е. окончательно утвердился капиталистический способ производства и выявились присущие ему противоречия (см. Капитализм ). Завершение формирования классов капиталистического общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией основным, определяющим направлением всех классовых и общественно-политических противоречий в стране.
Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полное собрание соч., 5 изд., т, 3, гл. 5—8; Струмилян С. Г., Промышленный переворот, М., 1944; Яцунский В. К., Промышленный переворот в России. (К проблеме взаимодействия производительных сил и производственных отношений), «Вопросы истории», 1952, № 12; его же, Крупная промышленность России в 1790—1860 гг., в книга: Очерки экономической истории России первой половины XIX в., М., 1959; Пажитнов К, А., К вопросу о промышленном перевороте в России, «Вопросы истории», 1952, № 5; Ковальченко И. Д., Завершение промышленного переворота. Формирование пролетариата и буржуазии, в книга: Очерки истории СССР. 1861—1904, М., 1960, с. 86—90; Рашин А. Г., Формирование рабочего класса в России. Историко-экономические очерки, М., 1958; Иванов Л. М., Преемственность фабрично-заводского труда в формировании пролетариата в России, в сборнике: Рабочий класс и рабочее движение в России. 1861—1917, М., 1966; Рындюнский П. Г., Вопросы истории русской промышленности в XIX в., «История СССР» 1972 № 5; Виргинский В. С. 3ахаров В. В., Подготовка перехода к машинному производству в дореформенной России; там же, 1973, № 2; Очерки истории техники в России (1861—1917), М., 1973.
И. Д. Ковальченко.
Промышленный район
Промы'шленный райо'н, территория с ярко выраженной индустриально-производственной специализацией. П. р. в СССР и др. социалистических странах в планомерном порядке специализируется на тех отраслях, которые дают продукцию с наименьшими затратами средств производства и труда. В капиталистических странах П. р. обычно складывается стихийно, хотя попытки регулирования развития П. р. и имеют место. Для территориальных организации П. р. характерно групповое размещение предприятий, образующих промышленные центры и промышленные узлы. См. в ст. Промышленное строительство .
Промышленный транспорт
Промы'шленный тра'нспорт, производственный транспорт промышленных предприятий, осуществляющий перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства. С одной стороны, П. т. является неотъемлемой составной частью производства, а с другой — важнейшим звеном транспорта общего пользования. Объём перевозок ж.-д. и автомобильного П. т. примерно в 1,5 раза превышает объём перевозок этими видами транспорта общего пользования в год (свыше 12 млрд. т в 1973), объём погрузочно-разгрузочных и подъёмно-транспортных работ составил в 1973 свыше 50 млрд. тонна-перевалок при уровне механизации работ до 70%. Численность рабочих, занятых на П. т., составляет примерно 1 /4 от общей численности рабочих промышленности. По территориальному признаку эксплуатации и связи с технологическим процессом производства П. т. разделяется на внутренний и внешний. В обрабатывающей промышленности внутренний транспорт включает внутрицеховой и межцеховой, а в добывающей — внутришахтный (подземный), транспорт на поверхности и карьерный транспорт (при открытом способе разработки). Внутрицеховой П. т. является составной частью технологического процесса производства, выполняя в пределах цехов перемещения заготовок и узлов между рабочими местами, участками и отделениями. Межцеховым П. т., преимущественно не связанным с технологическим процессом, осуществляются перемещения материалов, полуфабрикатов и готовых изделий между цехами и складами, расположенными на территории предприятия или в одном с ним промышленном узле. Для современных машиностроительных предприятий характерна организация т. н. сквозного транспорта, объединяющего внутри- и межцеховые перемещения. Внешний П. т. предназначен для доставки на предприятия сырья, топлива, материалов, оборудования и др. грузов, а также для вывоза с территории предприятий готовой продукции в пункты передачи её на магистральный транспорт или непосредственно потребителю. На промышленных предприятиях СССР используют различные виды транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, напольный безрельсовый, конвейерный, канатно-подвесной, монорельсовый подвесной (канатные и монорельсовые дороги) и трубопроводный (гидравлический транспорт и пневматический). Техническую базу П. т. составляют: ж.-д. и автомобильный подвижной состав, плавучие средства, подъёмно-транспортные и погрузочно-разгрузочные машины, транспортные здания (например, депо, гаражи, ремонтные мастерские), сооружения (пути, дороги, причалы, эстакады, галереи и др.).
На долю железнодорожного транспорта в промышленности приходится 36% всего объёма перевозок сыпучих грузов. Протяжённость ж.-д. путей составляет около 130 тыс. км. Наиболее развитые ж.-д. хозяйства имеют чёрная и цветная металлургия, угольная и лесная промышленность, машиностроение. Повышение технического уровня ж.-д. транспорта промышленных предприятий выражается во внедрении прогрессивных видов тяги (тепловозов и электровозов), 4- и 6-осных специализированных вагонов, в том числе саморазгружающихся, средств автоматики и телемеханики, диспетчеризации. Средствами водного транспорта выполняется в основном погрузка и разгрузка судов общего пользования, а при наличии у предприятий собственного флота — также и внешние перевозки. Например, из общего объёма сухогрузов, перевозимых ежедневно речным транспортом общего пользования, свыше 25% загружается и выгружается на причалах промышленных предприятий, число которых превышает 1500, с общей длиной причальной линии свыше 157 км. Техническая оснащенность причалов, шахт, рудников, карьеров, металлургических, машиностроительных и др. заводов характеризуется наличием различного оборудования: конвейеров, береговых и плавучих подъёмных кранов , пневмоперегружателей и т.п. Доля автомобильного транспорта в общем объёме перевозок сыпучих грузов, выполняемых П. т., составляет свыше 46%. На предприятиях в различных отраслях промышленности для внутренних и внешних перевозок используются бортовые автомобили и самосвалы, тракторные самосвалы, седельные тягачи, трайлеры, троллейвозы и т.п. Напольный и безрельсовый транспорт применяется преимущественно на предприятиях обрабатывающей промышленности в качестве внутрицехового П. т. (электропогрузчики, электротележки, напольные штабелёры) и межцехового П. т. (автопогрузчики, авто- и электротягачи с прицепными тележками). Мобильность и возможность работы с различными грузами при наличии необходимого для этого ассортимента съёмных грузозахватных устройств делают применение погрузчиков весьма эффективным также и в технологических процессах. Конвейерный транспорт, доля которого в общем объёме перемещения сыпучих грузов составляет 12%, обладает высокой производительностью и возможностью полной автоматизации транспортно-перегрузочного процесса, является одним из наиболее эффективных видов внутреннего и внешнего П. т. Применение его взамен ж.-д. и автомобильного П. т. позволяет более экономично решать генеральные планы предприятий и обеспечивать доставку массовых сыпучих грузов (уголь, руда, песок и др.) на большие расстояния (до 100 км и более). Канатно-подвесной транспорт широко используется в промышленности (угольной, строительных материалов, металлургической, химической и др.) для внутренних и внешних перевозок грузов (например, полезных ископаемых от мест добычи к пунктам потребления или передачи на др. виды транспорта, а породы в отвал). Монорельсовый транспорт применяется главным образом в обрабатывающей промышленности в качестве внутрицехового и межцехового П. т. Техническими средствами этого вида П. т. являются электрические тали, подвесные электротягачи и электротележки. Гидравлический и пневматический транспорт обладает теми же преимуществами, что и конвейерный транспорт, и применяется в качестве внутреннего и внешнего транспорта машиностроительных предприятий, в угольной, горнорудной и др. отраслях промышленности. Гидротранспорт используется для удаления в отвалы отходов литейного производства, перемещения породы на открытых горных разработках, для доставки полезных ископаемых. Пневмотранспорт применяется в качестве внутреннего П. т. в машиностроении — для подачи материалов в литейные цехи, для доставки в выработки шахт закладочного материала и т.п. Новый вид пневмотранспорта — пневмокапсульный, как и гидротранспорт, перспективен для перемещения грузов на большие расстояния.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (Пр)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (Пр)", комментарии и мнения людей о произведении.