БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Пр)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (Пр)" читать бесплатно онлайн.
Выбор вида П. т. производится на основе технико-экономических расчетов, трудоёмкость которых может быть значительно сокращена при наличии заранее разработанных областей рационального применения различных видов транспорта, в зависимости от основных факторов (например, грузопотока, дальности перевозок, рельефа местности и т.п.).
Технический прогресс в области П. т. характеризуется следующими главными направлениями: совершенствование организации работ и управления в результате внедрения комплексной производственной технологии, регламентирующей весь процесс производства, включая работы, выполняемые П. т., разработки взаимоувязанной технологии работы П. т. с магистральным транспортом; развитие новых форм организации управления ж.-д. и автомобильным П. т. на основе объединения их в крупные отраслевые и межотраслевые предприятия и комбинаты; организация специализированных баз по ремонту транспортной техники; внедрение централизованных межцеховых перевозок по заранее разработанным маршрутам и графикам (расписанию); внедрение автоматизированного управления П. т. как подсистемы АСУ предприятий; механизация и автоматизация подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и внедрение новой техники, особенно непрерывного транспорта, а также научной организации труда, передового опыта и достижений науки и техники.
Лит.: Берников Л. Н., Пути совершенствования промышленного транспорта, М., 1970; Коновалов В. С., Организация, механизация и экономика заводского транспорта, М., 1973.
В. С. Коновалов.
«Промышленный транспорт»
«Промы'шленный тра'нспорт», ежемесячный научно-технический журнал, орган Госстроя СССР. Издаётся в Москве с 1972. Освещает проблемы использования ж.-д., автомобильного, непрерывного и специальных видов промышленного транспорта на предприятиях и стройках, а также взаимодействия его с магистральным транспортом. Тираж (1975) 7 тыс. экз.
Промышленный центр
Промы'шленный центр, город, выделяющийся средоточием одной или нескольких отраслей промышленности. Часто П. ц. одновременно выполняют также и транспортные функции. Профиль центров добывающей промышленности, как правило, более узок, чем центров обрабатывающей промышленности, поскольку производственная специализация первых обусловлена использованием ограниченного круга природных ресурсов. В СССР и др. социалистических странах П. ц. формируются в ходе территориального планирования развития производительных сил.
Промышленных зданий и сооружений институт
Промы'шленных зда'ний и сооруже'ний институ'т Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный (ЦНИИПромзданий), основан в 1961. Находится в Москве, в ведении Госстроя СССР. На основе изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства производственных зданий и сооружений промышленных предприятий институт совершенствует генеральные планы промышленных предприятий и промышленных узлов; разрабатывает объёмно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий и сооружений, несущие и ограждающие строительные конструкции (для применения их в качестве типовых), системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Институт осуществляет подготовку научных кадров через очную и заочную аспирантуру. Публикует сборники трудов, инструкции.
Пронаос
Про'наос (греч. pronaos — преддверие храма), помещение в античном храме, располагавшееся перед наосом . Спереди П. ограждали обычно две колонны, а с боков — стены в виде антов .
Периптер. План: а — опистодом; б — наос; в — пронаос.
Пронефрос
Проне'фрос (от греч. pro — перед, вместо и nephros — почка), головная почка, предпочка, орган выделения у зародышей низших позвоночных; у высших позвоночных и человека П. закладывается, но не функционирует. В процессе развития зародыша П. сменяется мезонефросом . У животных большинства систематических групп выделительные канальцы П. имеют единый фильтрующий аппарат — сосудистый клубочек, расположенный вблизи воронки (нефростома), которой каждый каналец П. открывается в целом . Другие концы канальцев, сливаясь, образуют зачаток пронефрического канала, который растет назад и впадает в клоаку .
См. также Выделительная система , Почки , Вольфов канал .
Проницаемость биологических мембран
Проница'емость биологи'ческих мембра'н, важнейшее свойство биологических мембран (БМ), заключающееся в их способности пропускать в клетку и из неё различные метаболиты (аминокислоты, сахара, ионы и т.п.). П. б. м. имеет большое значение для осморегуляции и поддержания постоянства состава клетки, её физико-химический гомеостаз ; играет важную роль в генерации и проведении нервного импульса, в энергообеспечении клетки, сенсорных механизмах и др. процессах жизнедеятельности. П. б. м. обусловлена особенностями строения БМ, являющихся осмотическим барьером между клеткой и средой, и служит характерным примером единства и взаимосвязи между структурой и функцией на молекулярном уровне.
БМ проницаемы лишь для небольшого числа низкомолекулярных жирорастворимых веществ (глицерин, спирты, мочевина и др.). Такая проницаемость (простая диффузия) играет сравнительно малую роль в процессах переноса веществ через мембраны. Более важные процессы переноса (транслокации) веществ через БМ происходят с участием специфических систем транспорта. Предполагают, что эти системы содержат мембранные переносчики (белки или липопротеиды) и, возможно, ряд др. компонентов, осуществляющих связанные с транспортом функции (например, рецепторные). Переносчик (или их система) связывает переносимое вещество (субстрат) и может перемещаться в мембране. Если переносчики неподвижно фиксированы в БМ, то считают, что в БМ существуют специфические для переносимого вещества поры или каналы (рис. 1 ). Если переносчик связывается с субстратом путём невалентных взаимодействий (ионными, гидрофобными и др. силами), то такой процесс называется вторичной транслокацией; различают 3 её типа (рис. 2 ): облегчённая диффузия (унипорт), котранспорт (симпорт) и противотранспорт (антипорт). Механизм облегчённой диффузии не зависит от переноса др. веществ в клетку или из клетки. Этим способом переносится, например, глюкоза в эритроциты. Котранспорт — совместный транспорт двух (или более) веществ в одном направлении. Так, транспорт глюкозы и аминокислот через слизистые оболочки тонкого кишечника сопряжён с транспортом ионов Na+ . Механизм противотранспорта подразумевает сопряжение переноса вещества в одном направлении с потоком др. вещества в противоположном направлении. Этим способом осуществляется противоположно направленный перенос ионов Na+ и К+ в нервных клетках (см. Мембранная теория возбуждения ). Процессы сопряжённого транспорта (симпорт и антипорт) имеют большое значение в тех случаях, когда переносимое вещество движется против градиента концентрации (из области меньшей в область большей концентрации). Такой активный транспорт, в отличие от пассивного транспорта (по концентрационному градиенту), требует затрат энергии. Энергообеспечение активного транспорта достигается за счёт сопряжения вторичной транслокации с ферментативными реакциями разрыва или образования химических связей. При этом энергия химического превращения расходуется на поддержание осмотического потенциала или асимметрии по обе стороны мембраны.
Транспорт веществ через БМ, связанный с разрывом или образованием валентных связей, называется первичной транслокацией. Типичный пример такого процесса — работа «натриевого насоса» , сопряжённая с химической реакцией гидролиза богатого энергией аденозинтрифосфата (АТФ), катализируемого ферментом аденозинтрифосфатазой. Гидролиз АТФ сопровождается переносом ионов Na+ из клетки и поступлением в клетку ионов К+ ; предполагают, что переносчиком ионов К+ является свободный фермент, а ионов Na+ — фосфорилированный фермент, образующийся в ходе гидролиза АТФ. До сих пор не удалось выделить переносчиков из БМ клеток животных. У бактерий четко доказано (главным образом генетическими методами) существование переносчиков — т. н. пермеаз , некоторые из них (например, М-белок — переносчик лактозы у кишечной палочки) выделены в чистом виде. Имеются данные, показывающие, что активный транспорт сахаров и аминокислот у бактерий сопряжён с окислением D-молочной комитеты. У некоторых бактерий обнаружено большое число «связывающих белков», которые, возможно, являются рецепторными компонентами соответствующих транспортных систем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (Пр)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " БСЭ - Большая Советская энциклопедия (Пр)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (Пр)", комментарии и мнения людей о произведении.