» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (РУ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (РУ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (РУ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (РУ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская энциклопедия (РУ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская энциклопедия (РУ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (РУ)" читать бесплатно онлайн.








  Ю. А. Кожевников.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

  К эпохе неолита относятся выразительные статуэтки из глины (так называемый Мыслитель из Чернаводы, культура Хаманджия, 3-е тыс. до н. э.), керамические сосуды с богатыми прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам Эгейского мира, Центральной и Восточной Европы (культуры Боян, Кукутени и др.). Сохранились памятники искусства фракийцев, скифов, кельтов, остатки античных городов на побережье Чёрного моря (Каллатия, ныне Мангалия; Истрия; Томы, ныне Констанца), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др.), многочисленные произведения греко-римской и римской скульптуры (в том числе так называемый «Трофей Траяна» из Адамклисси). От эпохи переселения народов остались ювелирные изделия готов (клад золотых вещей из Пьетроассы, 4 в. н. э.), древних славян, поселившихся в 6—7 вв. (предметы из Войнештского клада, конец 12 — начало 13 вв.).

  Средневековое искусство Трансильвании (с 12 в. в составе Венгерского королевства) развивалось в контакте с искусством католических стран Центральной Европы. Церкви в романском стиле (трёхнефные базилики в Чиснэдиоаре, до 1223, и Алба-Юлии, между 1250 и 1290) сменились готическими постройками (зальные храмы — св. Михаила в Клуже, «Чёрная» церковь в Брашове, 14—15 вв.) с массивными стенами, монументальной башней у западного фасада и скупым резным декором. В 14—17 вв. велось городское строительство (каменные и кирпичные дома горожан, укрепления с монументальными башнями и воротами — в Сибиу, Сигишоаре, Брашове). Сооружались замки (Бран, 1377, Хунедоара, завершен в 15 в.), свободные по планировке, с помещениями в несколько ярусов вокруг иррегулярного внутреннего двора, с округлыми и квадратными башнями, эркерами и т.п. С начала 16 в. в архитектуру проникли веяния Возрождения. Дома горожан стали украшаться отдельными ордерными деталями, пышное скульптурное убранство в ренессансном духе приобрели капеллы, сооружавшиеся в готических церквах (капелла Лацо в соборе в Алба-Юлии, завершена в 1512). Реконструкцию в духе архитектуры Возрождения претерпевали и замки, приобретшие внутренние дворы с аркадами и лоджии на фасадах (замки Криш, около 1559—1698, Фэгэраш, 16—17 вв.). Однако стиль Возрождения не сложился в законченную художественную систему. С начала 18 в. распространились постройки в стиле барокко, которым свойственна сдержанность форм и декора (церкви в Клуже, Тимишоаре, Ораде, дворец Брукенталя в Сибиу и др.). В сельских церквах 14—18 вв. часто использовались отдельные формы архитектуры Молдовы и Валахии. В 19 в. в Трансильвании строительство сократилось.

  В средневековом изобразительном искусстве Трансильвании переплетались влияния европеского готического и поздневизантийского искусства. Настенной живописи 14—15 вв. часто были свойственны грубоватая выразительность и характерность образов. Развивавшаяся с 15 в. станковая живопись близка центральноевропейскому кругу. В 17 в. получила распространение надгробная скульптура (плиты с упрощёнными рельефными портретными изображениями в духе Ренессанса), в 18 в. — настенная живопись и алтарная скульптура в стиле барокко. В декоративно-прикладном искусстве 14—18 вв. особого расцвета достигла художественная обработка металла.

  Средневековое искусство Валахии и Молдовы развивалось под воздействием близлежащих православных стран — Византии, Сербии, Болгарии. Наряду с крестово-купольными храмами (церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш, 1352) здесь получили распространение однонефные триконховые церкви с притвором и с одним или несколькими куполами (церковь монастыря Козия, конец 14 в.). В декоре построек Молдовы встречаются отдельные готические детали (стрельчатые завершения окон и порталов), которые сочетаются с узорными поливными керамическими вставками в верхней части стен и на барабанах куполов (церковь монастыря Нямц, 1497). В конце 15 — начале 16 вв. в церквах Молдовы начали применяться оригинальные подкупольные своды в виде ступенчато расположенных арок на консолях. Таким сводам соответствуют высокие, звездчатые в плане барабаны куполов. В 14—15 вв. велось строительство крепостей, прямоугольных в плане, с помещениями по периметру, с башнями и бастионами (Нямц, Сучава). Для церковной архитектуры 16—17 вв. в Молдове и Валахии характерно тяготение к пышному декоративизму. Церкви Валахии начала 16 в., сложенные из шлифованного камня и мрамора, сплошь покрыты нарядной плоскорельефной резьбой (ложные аркатуры, филёнки, розетты), обычно расчленённой на 2 яруса (церковь монастыря Дялу, 1500—02, епископская церковь в Куртя-де-Арджеш, 1512—17). Непрекращавшиеся войны с Турцией привели к разорению княжеств. Несмотря на установившееся турецкое господство (16—19 вв.), традиции национальной культуры бережно сохранялись. Более скромные кирпичные постройки Валахии 16—17 вв. повторяли в упрощённых формах схему декора церквей начала 16 в. (церкви Михай-Водэ, 1589—91, и Патриаршая, 1654—58, — в Бухаресте). В композицию церквей Молдовы и Валахии, сохранявших традиционную структуру, в 16—17 вв. часто вводился открытый притвор с арками или приземистыми аркадами. Замечательны сельские церкви Молдовы, камерные по размерам, с высокими нависающими крышами. Их стены сплошь покрыты снаружи красочными сюжетными росписями, образующими нарядные «ковровые» композиции (церкви монастырей Хумор, 1530, Молдовица, 1532, с. Воронец, расписана в середине 16 в.). В архитектуре Валахии в конце 17—18 вв. распространился так называемый стиль Брынковяну, для которого характерно сочетание традиций народного и средневекового национального зодчества с отдельными элементами ренессансной и барочной архитектуры — лоджиями, витыми колоннами, пышными резными растительными капителями (дворец Могошоая близ Бухареста, 1700—02, церковь Ставрополис в Бухаресте, 1724—1730). Сохранявшие традиционную композицию постройки Молдовы 17—18 вв. часто покрывались богатой плоскорельефной резьбой, в которой причудливо сочетались европейские, восточные и национальные орнаментальные мотивы (церковь «Трёх святителей» в Яссах, 1639). В 17 в. в церквах часто использовались элементы архитектуры барокко (церковь монастыря Голия, 1660), в конце 18 — начале 19 вв. — классицизма (Георгиевская церковь монастыря Нямц, 1795). Выраставшие близ княжеских дворов города Молдовы и Валахии вплоть до 19 в. сохраняли облик сельских поселений с кривыми улицами и домами-усадьбами. Своеобразны распространённые в Валахии дома-крепости («кула») с массивными стенами и окнами в виде бойниц.

  Средневековая живопись Валахии и Молдовы исходила из поздневизантийских традиций. Гибкость контурного рисунка, спокойный тон повествования и мягкость красочной гаммы сочетались в ней с попытками индивидуальной характеристики персонажей (миниатюры евангелия работы Гаврила Урика, 1429, росписи церквей св. Николая в Куртя-де-Арджеш, 2-я половина 14 в., в Пэтрэуци, 1487). В 16 в. в росписях, при сохранении средневековых схем, усилились светские начала, появились черты парадной репрезентативности и декоративной орнаментальности, главным образом в портретах ктиторов (росписи епископской церкви в Куртя-де-Арджеш, около 1526). В наружных стенописях церквей Молдовы проявлялись попытки внести в искусство актуальное содержание (изображение турок среди грешников в сценах «Страшного суда»). В живописи Валахии 17—18 вв., проникнутой наивной жизненной непосредственностью и красочным фольклорным началом (росписи церкви в Филипешти-де-Пэдуре, 1692, живописец Пырву Муту), появились пейзажные и архитектурные фоны с элементами пространственности (росписи монастыря Хурези, 1694—1704). В иконописи Молдовы и Валахии, развивавшейся с конца 15 в., строгая обобщенность образов сменилась в 17 в. тяготением к декоративности и орнаментальности. Круглая скульптура в Молдове и Валахии в средневековый период не получила развития. Переживало расцвет искусство орнаментальной резьбы по камню и дереву, для которой характерно богатство растительного и геометрического мотивов (деревянные врата, троны и алтари церквей, каменные надгробные плиты и архитектурные детали). Высокого уровня достигли в 14—18 вв. художественная вышивка (шитые серебром и золотом предметы церковного обихода, часто с выразительными портретными изображениями и многофигурными композициями) и обработка металла.

  С ростом национально-освободительного движения, на рубеже 18 и 19 вв. во всех областях Р. формируется светское искусство. Получает развитие портретная живопись (статичные, наивно-выразительные портреты Н. Полковникула, И. Баломира и др.). Искусство середины 19 в. откликается на события революционного движения. Возникают тенденции романтизма и реализма (портреты и пейзажи И. Негулича, Б. Исковеску, патриотическая аллегорическая композиция К. Д. Розенталя). Подъёму художественной культуры способствовало объединение Молдовы и Валахии (1859) и провозглашение независимого Румынского государства (1877). В картинах на темы национальной истории и идиллических сценах крестьянской жизни Т. Амана сосуществовали романтические, академические и реалистические черты. В 1870—90-е гг. переживало расцвет искусство демократического реализма (отличающиеся тонкостью цветовых градаций и свежестью гаммы пейзажи и образы людей из народа Н. Григореску и Й. Андрееску, близкие живописи барбизонской школы). Социально-критические тенденции проявились в картинах на темы жизни румынского пролетариата О. Бэнчилэ и Ж. А. Стериади, острых политических карикатурах И. Изера и др. В живописи 1-й трети 20 в. поиски новых выразительных и колористических возможностей, использование отдельных приёмов фовизма, кубизма и экспрессионизма сочетались с интересом к предметному миру, демократическими национальными идеалами (портреты, пейзажи, натюрморты, исторические композиции и жанровые сцены Ш. Лукьяна, Г. Петрашку, Т. Паллади, К. Рессу, Ш. Димитреску, Н. Тоницы, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ и др.). В 30 — начале 40-х гг., в период начавшейся фашизации государственного строя, в искусстве Р. сложилось прогрессивное, антифашистское направление. Переживает расцвет политическая журнальная графика (экспрессивные обличительные рисунки и карикатуры Н. Тоницы, А. Жикиди и др.). В скульптуре конца 19 — 1-й трети 20 вв. академизм сменился тенденциями романтизма (Ш. Йонеску-Валбудя), стиля «модерн» (Д. Пачуря) и неоклассицизма (И. Жаля, О. Хан, К. Медря). В работах К. Брынкуши поиски символического звучания образов и выразительных возможностей материала иногда приводили к отвлечённости форм. В ряде произведений скульптор стремился к современному переосмыслению традиций румынского народного искусства. В архитектуре в начале 19 в. появились отдельные постройки в стиле классицизма. Во 2-й половине 19 в., в связи с развитием промышленности и ростом городов, распространились парадные общественные постройки в духе европейской эклектической архитектуры (Атенеум, Дворец юстиции и др. — в Бухаресте), часто сооружавшиеся иностранными архитекторами. В 1880-е гг. архитектор И. Минку обратился к традициям народного зодчества и «стиля Брынковяну» (так называемый Буфетул в Бухаресте). В 1930-е гг. тенденции неоклассики (Дворец Республики в Бухаресте) сменяются функционализмом (постройки архитекторов Х. Крянгэ и Д. Марку в Брашове и Бухаресте). После установления народно-демократического строя в архитектуру внедряются индустриальные методы, сооружены новые (Георге-Георгиу-Деж, Виктория) и реконструируются старые города, на Черноморском побережье созданы благоустроенные курортные комплексы (Мамая, Эфорие, Мангалия). Новые районы отличаются гибкостью пространственной организации, выразительным сочетанием горизонтальных и вертикальных объёмов, многообразным ритмическим расположением лоджий, солнцезащитных и вентиляционных устройств, декоративным использованием цвета и фактурной обработки панелей (районы Флоряска, Титан — в Бухаресте, Циглина — в Галаце, Стягул Роше — в Брашове). В промышленных и общественных постройках (зал конгрессов Дворца Республики и цирк в Бухаресте, вокзалы в Брашове, Констанце и др.) используются многообразные по конфигурации сборные конструкции. Ведётся реконструкция центров городов (площадь Объединения в Яссах). В новые ансамбли органично включаются старые памятники архитектуры (площадь Республики в Бухаресте). В архитектуре конца 1960-х гг. усиливается стремление к пластической выразительности форм, пространственной игре целостных объёмов (Летний театр в Мамае, ансамбль Национального театра им. И. Л. Караджале в Бухаресте).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (РУ)"

Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (РУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (РУ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (РУ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.