БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (РУ)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская энциклопедия (РУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская энциклопедия (РУ)" читать бесплатно онлайн.
С 30-х гг. 19 в. формируются национальные исполнительские кадры, возникают очаги музыкального образования. Основываются филармонические общества в Бухаресте (1833) и в Яссах (1836), подготовившие открытие в 1864 консерваторий в обоих городах, организуются Румынское певческое и театральное общества в Трансильвании (1847). В Бухаресте создаются постоянный симфонический оркестр (1866) и филармония (1868). С 30-х гг. разными труппами ставятся оперные спектакли на румынском языке с участием румынских артистов; с 1852 — на сцене Большого (с 1877 — Национального) театра. В 1885 Дж. Штефэнеску сформировал первую постоянную оперную труппу. Во 2-й половине 19 в. мировую известность получают певцы — Е. Теодорини, Х. Даркле, Дж. Димитреску, Д. Попович-Байрёйт и др.; выдвигаются первые национальные дирижёры — Э. Вахман, Э. Кауделла. Высокого уровня достигает хоровое искусство (хор Ясской митрополии под руководством Музическу, хоры Баната и Трансильвании под руководством Димы); в 1901 Кириак-Джорджеску основал хоровое общество «Кармен».
В 20 в. окончательно складывается национальная композиторская школа во главе с Дж. Энеску, чьи симфонические, камерные сочинения и опера «Эдип» (1931) явились классическими образцами национального творчества. В 1-й половине 20 в. выдвигаются композиторы М. Андрику и Д. Куклин (авторы симфонических и камерных сочинений), М. Жора (один из основоположников современного румынского балета). Достижениями явились оперы С. Драгоя «Напасть» (1927), П. Константинеску «Бурная ночь» (1934). В 1920 в Бухаресте создаётся общество румынских композиторов. Развивается музыкально-театральная и концертная жизнь Р. Выступают певцы — П. Штефэнеску-Гоангэ, Ф. Кристофоряну, Т. Грозэвеску, дирижёры — А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, А. Чолан, выдающийся скрипач и дирижёр Дж. Энеску, пианист Д. Липатти, виолончелисты Д. Динику и К. Димитреску, и др. Создаются оперные театры в Бухаресте (1919, с 1921 — государственный) и Клуже (1920). В 1921 в Клуже открывается консерватория. Получают развитие музыковедение и фольклористика, начатые трудами Н. Филимона, Т. Бурады, А. Панна (середина 19 в.); работают музыкальный историк Дж. Брязул, фольклористы К. Брэилою, С. Драгой, Т. Бредичану.
Освобождение страны от фашизма и провозглашение в 1947 Р. республикой создали предпосылки и для расцвета музыкальной культуры. Развивается массовая песня (И. Киреску, В. Попович, М. Вескан, М. Сокор, Г. Думитреску, Д. Попович и др.). На героические, исторические, революционные темы создаются оратории, кантаты — «Дрозд Илие Пантилие» А. Виеру (1949), «Тудор Владимиреску» Г. Думитреску (1950), «Созвездие Человека» Т. Олаха (по Маяковскому, 1960); народные музыкальные драмы «Господарь Ион Лютый» (1955) и «Восстание» (1959) Г. Думитреску, «Панэ Лесня Русалим» П. Константинеску (1955); балеты «Янку Жиану» (1962) и «Пламя» (1973) М. Кириака. В решении этих тем заметное влияние на румынскую музыку оказало творчество русских и советских композиторов. Наряду с обращением румынских композиторов к античной и классической литературе (оперы — «Прометей» Д. Поповича, 1958, «Гамлет» П. Бентою, 1969) сохраняется традиционная линия воплощения национальных легенд (оратория «Миорица» С. Тодуцэ, 1959). Активны поиски композиторов в области национальной симфонической и камерной музыки (З. Ванча, И. Думитреску, Д. Бугич, В. Бергер, Т. Олах, Д. Попович), создаются инструментальные концерты (Константинеску, Бентою, Виеру и др.), примечательны достижения в области оперетты и эстрадной музыки (Г. Дендрино, Н. Киркулеску, А. Мэлиняну, Э. Роман, Ф. Комишель), музыки для кино.
Подлинного расцвета достигло музыкальное исполнительство. Пользуются известностью певцы — З. Палли, Е. Черней, Г. Зобиан, Н. Херля, Д. Иордэкеску, пианист В. Георгиу; скрипачи — Ш. Георгиу, Й. Войку, Ш. Руха; виолончелисты — Р. Алдулеску, К. Иля; дирижёры — М. Басараб, М. Кристеску, Э. Симон и др. Возникли новые музыкальные театры и коллективы: филармонии — в Тимишоаре (1947), Клуже (1955), оперные театры — в Тимишоаре (1947), Яссах (1956). В Р. работали (1974): 5 оперных и 5 музыкальных театров, около 20 симфонических оркестров, камерные оркестры и камерно-инструментальные ансамбли, оркестры народных инструментов, хоровые коллективы, ансамбли народного танца, в том числе «Румынская рапсодия» («Жаворонок», 1953). Популярен хор Бухарестской консерватории «Мадригал» (1968). Одной из развитых областей искусствоведческой науки стало музыковедение. Среди музыковедов — З. Ванча, В. Косма, П. Брынкуш, В. Томеску, О. Л. Косма, Дж. Сбырча; фольклористы Т. Александру, Э. Комишель, Г. Чобану. В 1949 общество румынских композиторов преобразовалось в Союз композиторов СРР. В 1949 (на базе созданного в 1927 Фоноархива народной музыки) основан институт этнографии и фольклора. С 1957 существует музыкальное издательство Союза композиторов, с 1950 — ежемесячный специальный журнал «Muzica»; издаются ежегодники (музыкальные статьи и исследования). С 1958 каждые 3 года в Бухаресте проходят Международные фестивали и конкурсы им. Дж. Энеску.
Лит.: Мартынов И., Румынская народная музыка, в сборнике: Вопросы музыкознания, в. 3, М., 1960; Лейтес Р., Заметки о румынской музыке XX в., в кн.: Проблемы музыкальной науки, в. 1, М., 1972; Breazul G., Pagini din istoria muzicii româneşti, v. 1—3, Buc., 1966—74; Brăiloiu С., Opere, v. 1—3, Buc. 1967—74; Vancea Z. Creaţia muzicală românească, v. 1, sec. XIX—XX, Buc., 1968; Brâncuşi P., CăIinoiu N., Muzica în România socialistă, Buc., 1973; Cosma O. L., Hronicul muzicii româneşti, v. 1—2, Buc., 1973—74; Cosma V., Muzica populară românească, Buc., 1975.
Р. Э. Лейтес.
XVI. Балет
В основе профессионального балетного театра — традиции народной хореографии, а также искусство гастролёров, привозивших в 1-й четверти 18 в. оперные спектакли с танцевальными дивертисментами. В 1818 в Бухаресте был выстроен театр «Красный фонтан», где ставились оперные спектакли с танцевальными сценами. В 1822 в Брашове немецкая труппа показывала балет-пантомиму из жизни румынских национальных героев Хории, Клошки и Кришана, на музыку народных танцев. В 1833 в Бухаресте при Филармоническом обществе открылось отделение танца, а в 1869 состоялась премьера первого национального балета «Золотая принцесса» Л. Виста, поставленного совместно американскими и румынскими балетмейстерами О. Мейвуд и Г. Мочану. В 1877 при оперной труппе Национального театра создаётся хореографическая школа, одним из руководителей которой был итальянский балетмейстер Т. Парис. В 1910-е гг. формируется профессиональное балетное искусство Р. В 1921 при театре в Бухаресте (см. Румынский театр оперы и балета) и Клужской государственной опере создаются постоянные балетные труппы. Композиторы сочиняют музыку для национальных балетов, которые находят своё воплощение в этих театрах, в том числе «Ирис» К. К. Ноттары, «На ярмарке» и «Мадемуазель Мериуца» М. Жоры, «Свадьба в Карпатах» П. Константинеску. Освобождение страны от фашистских войск и провозглашение в 1947 Р. республикой создали новые условия для развития балетного театра. Организуются труппы при государственной опере в Тимишоаре, государственной опере в Яссах, Венгерской опере в Клуже, музыкальных театрах Брашова, Констанцы, Галаца и др. В репертуаре балеты: «Гайдуки» Х. Жери, «Ианку Жиану» и «Пламя» М. Кириака, «Возвращение из глубин» М. Жоры, «Принц и нищий» Л. Профета, экспериментальные постановки на музыку Т. Олаха, А. Виеру, А. Строе и др., а также балеты классического репертуара. Многие танцовщики учатся в Советском Союзе, советские балетмейстеры ставят балеты в румынских театрах. Среди ведущих деятелей румынского балета: балетмейстеры — О. Дановский, Т. Урсяну, Ф. Кансали, В. Марку, Г. Тауб, артисты балета — С. Орляну, И. Личиу, В. Массини, Л. Жорбан, Е. Мачай, Р. Константини, М. Попа, И. Илиеску, А. Мезинческу-Думитраке, К. Хамел, П. Чортя, А. Кечулеску, И. Туджяру, М. Штефанеску.
В 1949 в Бухаресте и Клуже открыты хореографические училища.
XVII. Драматический театр
Истоки румынского театра — в древних играх и обрядах, содержащих элементы театрализации. Со временем их ритуальное значение утрачивалось. В 18—19 вв. складываются более сложные формы театра «ирозий» или «виклеим» (литургическая драма), «жокул пэпушарилор» (кукольное представление), гайдуцкая драма (о народных повстанцах). Зарождение профессионального румынского театра связано с деятельностью школьного театра. Известны постановки, показанные силами учащихся в 1775 в Трансильвании и в 1816 в Яссах по инициативе писателя Г. Асаки, а также в Бухаресте под руководством поэта Я. Вэкэреску. Открытие школы драматического искусства в рамках Филармонического общества в Бухаресте (1833) и Драматической консерватории в Яссах (1836) послужило началом профессионализации театра. В 1841 в Яссах было построено театральное здание. В 1852 в Бухаресте начал работать Большой театр, переименованный в 1877 в Национальный. Становление румынского театра происходило в борьбе прогрессивных сил общества за национальное освобождение и социальный прогресс. Этому содействовал и репертуар — лучшие произведения В. Альфьери, Вольтера, Мольера. В создании профессионального театра значительной была деятельность участников революции 1848 — писателей и общественных деятелей К. Негруцци, Александри, М. Когэлничану и др. Во 2-й половине 19 в. большое развитие получило актёрское искусство, которое имело 2 направления: реалистическое (М. Милло) и романтическое (К. Караджале, М. Паскали). В 1877 с образованием независимого государства в Р. учреждается Драматическое общество, объединившее профессиональных актёров. На рубеже 19—20 вв. реалистической традиции продолжали актёры Г. Манолеску, А. Романеску, К. Ноттара, А. Прутяну, позднее их ученики А. Деметриаде, Т. Буландра и Л. Стурдза-Буландра, Г. Сторин и др. Большое влияние на национальное театральное искусство оказала деятельность драматурга, режиссёра и критика И. Л. Караджале, поднявшего румынскую сатирическую комедию до лучших образцов мировой драматургии. Наряду с сатирической комедией происходило становление жанра исторической драмы. Её авторами были драматурги В. Александри, Б. П. Хашдеу, А. Давила, Б. Делавранча. Развитие национальной драматургии способствовало формированию репертуара. В начале 20 в. в румынском театре утверждается режиссёрское искусство. Первый румынский режиссёр — П. Густи, один из реформаторов национального театра — А. Давила (в 1905—08 и 1912—14 директор Национального театра), на деятельность которого оказало влияние творчество А. Антуана и К. С. Станиславского. В 1919, после объединения Трансильвании с Р., был основан Национальный театр в Клуже, который достиг значительных успехов под руководством З. Бырсана. В период фашизации страны репертуар театров состоял из развлекательных, дидактических и мелодраматических спектаклей. Реакционным тенденциям противостояли передовые театральные деятели: К. Петреску, Д. Замфиреску, В. Эфтимиу, Т. Буландра, Л. Стурдза-Буландра, М. Вентура, С. Соаре, М. Филотти, М. Себастьян и др. Они вели борьбу за реалистические традиции в сценическом искусстве, утверждали в репертуаре румынскую и мировую классическую драматургию. Спектакли ставили режиссер Густи, В. Й. Попа, А. Майкан и др. В Национальном театре в Яссах показывались спектакли для рабочей аудитории (1929—1930), был создан театр для рабочих «Труд и добрая воля» (1938, руководитель В. Й. Попа).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская энциклопедия (РУ)"
Книги похожие на "Большая Советская энциклопедия (РУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская энциклопедия (РУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская энциклопедия (РУ)", комментарии и мнения людей о произведении.




























