» » » » Анатолий Тарас - Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв


Авторские права

Анатолий Тарас - Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Тарас - Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв
Рейтинг:
Название:
Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв"

Описание и краткое содержание "Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена рассмотрению многочисленных войн Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой, происходивших в течение более чем 300 лет. Попутно описаны некоторые другие вооруженные конфликтны: гражданские войны феодального периода, татарские набеги, казацкие восстания. Ныне события тех далеких времен отчасти забыты, отчасти недостаточно изучены, отчасти известны в искаженном виде.


В основу книги легли труды дореволюционных историков (Карамзина, Соловьева, Костомарова и многих других), а также исследования современных российских и белорусских ученных.


Книга рассчитана на самый широкий круг читателей: от профессиональных историков до учащихся старших классов школ.






Реки и озера изобиловали рыбой, составлявшей заметную долю в повседневном рационе простолюдинов. Охота играла важную роль в жизни феодальной знати, любившей эту рыцарскую забаву, а также блюда из дичи (остальные жители питались, в основном, мясом домашних животных).

В Беловежской пуще, куда выезжали охотиться великие князья, они нередко вели дипломатические переговоры с соседними государями. Право охоты в лесах регулировали удельные князья (магнаты); в селах жили крестьяне-бобровники, собиравшие «бобровую дань» для феодалов, и охотники, в изобилии снабжавших княжеские дворы дичью.

Ремесленники производили гончарные изделия, кожи, ткани, деловую древесину, дёготь, смолу, стекло, ювелирные украшения, оружие и многое другое. Уже в XIV веке в Великом княжестве Литовском были известны свыше 200 специальностей ремесленников. Ремесленники жили в городах и местечках. С конца XV века их жизнь организовывалась по принципу цехов (или братств). Это было связано с тем, что во время гуситских войн (1419–1437 гг.) в Литву переселилось много ремесленников из городов Чехии и Германии — чехи, немцы, евреи.

К началу XVII века на территории ВКЛ существовали около 70 городов и 500 местечек. Большинство городов насчитывало 200–300 дворов (1,5–2,5 тысячи жителей), в местечках обычно имелось 100–150 дворов (750–1200 жителей). Общую численность населения страны в то время историки и демографы оценивают примерно в 4 миллиона человек, из которых шляхетское сословие (включая магнатов) составляло до 400 тысяч (примерно 9–10 %).

* * *

Первым государственным образованием на территории будущего Великого княжества Литовского (и будущей Беларуси) стало Полоцкое княжество.[2] Скандинавские саги упоминают Полоцк уже в VI веке. Первое упоминание о нем в киевской летописи датировано 862 годом. Там сказано, что новгородский князь Рюрик направил в Полоцк своего наместника.

Киевские летописи также сообщают, что полоцкие дружины участвовали в походах на Византию князей Олега (в 907 году) и Игоря (в 944 году). С 60-х годов X века в Полоцке правил варяжский князь (конунг) Рогволод.[3]

Наибольшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князе Всеславе Брячиславовиче (1044–1101), которого былины, легенды и предания именуют Чародеем, Кудесником либо Волхом Всеславовичем. Именно он построил Софийский собор, символизировавший равенство Полоцка Киеву и Новгороду, где такие соборы были построены в 1037–1042 и 1045–1050 гг.[4]

Полоцкое княжество охватывало значительную часть территории современной Беларуси. Ему принадлежали земли по обоим берегам Западной Двины, вокруг Нарочанских и Браславских озер, а также нынешняя Минская область.

Позже (в ХI веке) образовалось Туровское княжество.

Еще до начала XIII века к Полоцку и Турову добавились княжества Новогородское (Новогрудское), Городненское (Гродненское), Слонимское, Заславльское, Волковыское, Мстиславльское, Витебское, Менское (Минское), Друцкое, Пинское и целый десяток других. Теперь дадим слово беларуским историкам:

«Великое княжество Литовское создавалось как полиэтническая страна. На протяжении столетий продолжались процессы сближения и взаимной ассимиляции племен и народов, одновременно ускорялся этногенез новой нации. Балтский этнос на территории современной Беларуси постепенно славянизировался, сначала знать, а потом и простой люд переняли славянский язык, крестились по православному или католическому обряду. Вместе со славянами центральной и западной частей ВКЛ они идентифицировались под общим наименованием литвины…

В стороне от процесса формирования нации литвинов остались жемойты и часть аукшайтов, присоединившаяся к ним. Компактное проживание значительной части балтского этноса на севере ВКЛ, почти полное отсутствие там славянского субстрата, особенности исторической судьбы (пребывание в подчинении у крестоносцев до 1411 года — А. Т.) привели к тому, что Жемойтия сохранила не только административную автономию, но и культурные, этнические отличия.

За пределами литвинского этноса осталось и население Украины, освобожденной от господства Золотой Орды и присоединенной к ВКЛ. Южные окраинные районы были почти безлюдными, более заселенными были Галиция, Волынь, Киевщина. Жители этих регионов придерживались наименования русины».

Беларусь: Государство и люди. Минск, 2002, с. 53—55

Большинство княжеств Литвы занимало в XIII веке площадь меньшую, чем современный сельский район, имели население всего несколько тысяч человек. Славяне, жившие в замках и городах этих княжеств, в своем большинстве уже стали православными, но славяне в деревнях и подавляющее большинство балтов все еще были язычниками. Между тем, численность горожан в ту пору не превышала 5–8 % от всего населения. Следовательно, все эти княжества еще долгое время после крещения Киева оставались языческими. Отметим, что первая православная епархия на территории Литвы была создана в Полоцке в 992 году. Однако православной церкви с самого начала пришлось здесь конкурировать с католической. Всего один пример: туровский князь Святополк крестился в 1010 году по католическому обряду.

Конфликты Киевского княжества с северными языческими племенами впервые отмечены в летописях времен князя Владимира I Святославовича (правил в 980–1015 гг.). Однако летописцы фиксировали лишь факты набегов язычников и походы на них киевских князей, не приводя никаких подробностей. Новгородские летописи XIII века приводят кое-какие детали о таких нападениях. Вот, например, запись, датированная 1234 годом (в современном переводе):

«Литва явилась внезапно перед Русою и захватила посад до самого торга. Но жители и гарнизон успели вооружиться: огнищане и гридьба, купцы и гости ударили на литву, выгнали ее из посада и продолжали бой на поле. Литва отступила.

Князь Ярослав Святославович, узнавши об этом, двинулся на врагов с конницей и с пехотой, которая ехала в ладьях по реке Ловати. Но у Муравьина князь отпустил пехоту назад, потому что у ней кончился хлеб, а сам продолжал путь с одной конницей. В Торопецкой волости на Дубровне встретил он литву и разбил ее. Побежденные потеряли 300 лошадей, весь товар (добычу) и побежали в лес, бросивши оружие, щиты, совни, а некоторые тут и костью пали».

Что означает слово «Литва»?

Долгое время, вплоть до конца XVIII века, земли нынешней Беларуси называли Литвой, а беларусов — литвинами. Под этими именами они вошли в историю. Что же означало наименование «Литва»? Разгадку его происхождения следует искать в древнейшей истории.

В античные времена на территории нынешней Беларуси жили кельты. Так, Геродот (V век до н. э.) писал, что это земли кельтского племени невров. Следы кельтов сохранились в ряде топонимов (например, Галацк, Клецк, Кимбаровка) и гидронимов (например, Ареса, Ачеса, Дриса, Лучеса, Плиса, Уса и т. п.). Вообще, названия многих беларуских рек имеют кельтские суффиксы «са».

Название же реки Неман (по-русски — Неман) напрямую происходит от имени кельтской богини Немон. Само имя «невры» сохранилось в названиях ряда селений и рек: Навра, Нарвелишки, Неравка, Невришки, Нерпе или Нярис (прежнее название реки Сож) и прочих.

Важным для наших рассуждений является упоминание Геродота о том, что невры ежегодно на несколько дней превращались в волков. Несомненно, он имел в виду ритуально-магическое отождествление с тотемным животным племени — волком.

Среди беларусов сохранилось множество преданий о волколаках — людях, превращавшихся в волков. Любопытно, что прославленного полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, прозванного «Чародеем», современники считали волколаком. Волчий мотив присутствует и в легенде об основании князем Гедимином города Вильно. Кстати, одного из предков Гедимина (согласно Воскресенской летописи) так прямо и звали — Волк!

Итак, различные источники (античные авторы, народные предания, топонимика) свидетельствуют, что на территории древней Литвы (современной Беларуси) существовала устойчивая традиция культа волка, впервые возникшая у невров.

Геродот сообщает, что впоследствии невры покинули этот край из-за нашествия змей. Видимо, их вытеснили северные соседи, имевшие своим тотемом змею. Все же какая-то часть невров оставалась в прежних местах обитания вплоть до прихода славян.

Не случайно в ономастикой литвинов входили кельтские имена Гедимин, Свидригайла, Сколад, Ягайла, Скиргайла и другие.

Культ волка от невров переняло славянское племя велетов (волатов). Птолемей (II век н. э.) указывает, что они жили по берегам Вислы и Немана, а также восточнее этих рек, в регионе между городами Вильно (ныне Вильнюс), Городня (Гродно) и Новогородок (Новогрудок). В скандинавской саге о Дитрике (IX век) страна велетов — Вильтинланд — граничит с Полоцкой землей. Упоминаются в ней велетский город Вилькимабор (Вилькомир) и лес Лютувальд.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв"

Книги похожие на "Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв"

Отзывы читателей о книге "Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.