» » » » Г. Пруссаков - 16-я воздушная


Авторские права

Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Здесь можно скачать бесплатно "Г. Пруссаков - 16-я воздушная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Пруссаков - 16-я воздушная
Рейтинг:
Название:
16-я воздушная
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "16-я воздушная"

Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.

Рассчитана на широкий круг читателей.






Для разрушения железнодорожного моста через Березину у Бобруйска, единственного связывающего оба берега, была направлена девятка Пе-2 24-го бап, возглавляемая Героем Советского Союза капитаном П. А. Дельцовым. На втором заходе девятки в результате прямого попадания 250-килограммовой бомбы одна из ферм моста рухнула в воду. Крышка бобруйского котла захлопнулась. Однако в момент выхода из пикирования самолет капитана П. А. Дельцова был поврежден зенитным огнем и стал неуправляем. Экипаж выбросился с парашютами. Дельцову удалось скрыться в ближайшем лесу, а штурман А. В. Тимофеев и стрелок-радист В. И. Попруга геройски погибли в поединке с фашистами на месте приземления.

Во второй половине дня 27 июня воздушной разведкой и другими видами разведки фронта было подтверждено полное окружение советскими войсками крупной группировки (до шести дивизий) немецко-фашистских захватчиков юго-восточнее Бобруйска. Находясь под непрерывными ударами наших сухопутных войск и авиации, окруженная группировка врага начала концентрироваться в районе населенных пунктов Савичи, Телуша, Ступени, Дубовка и в прилегающих к ним лесах. Фашисты стянули в этот район большое количество танков, орудий, автомашин и пехоты. Они предприняли ряд контратак и подготовились к прорыву по дороге Жлобин Бобруйск с целью выйти из котла. Сосредоточенная на небольшом участке местности вражеская группировка обладала еще значительной боевой мощью и ночью могла вырваться из окружения. Времени для срыва замысла противника было мало: до темноты оставалось не более трех часов. Требовалось немедленно нанести мощный удар по окруженному врагу для его полного разгрома.

Командующий войсками 1-го Белорусского фронта совместно с представителями Ставки Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и Главным маршалом авиации А. А. Новиковым решили эту задачу возложить на 16-ю воздушную армию. Около 18 час. генерал армии К. К. Рокоссовский поставил задачу генерал-полковнику авиации С. И. Руденко нанести быстрый и сильный удар по бобруйской группировке противника.

Для действий авиации отводилось время с 19 до 21 часа. Войска фронта получили указание четко обозначить свой передний край по периметру фронта окружения.

По приказу командующего 16-й воздушной армией на уничтожение группировки врага юго-восточнее Бобруйска было поднято 526 самолетов: дневных бомбардировщиков — 175, штурмовиков — 217 и истребителей — 134. Задачи авиакорпусам и отдельным авиадивизиям поставили лично командующий и начальник штаба воздушной армии. Командирам авиационных корпусов и дивизий было дано сначала предварительное боевое распоряжение: «Немедленно привести в боевую готовность свои соединения и подготовиться к получению задачи на уничтожение вражеских войск, окруженных юго-восточнее Бобруйска». Затем соединения получили следующие боевые задачи.

«3-му бак и 6-му сак группами бомбардировщиков без сопровождения истребителей уничтожить скопления войск и техники противника в районе… (перечислялись пункты). Бомбометание выполнять по ведущему в звене с горизонтального полета с высот 1200–1600 м плотными сериями по обнаруженным скоплениям противника и длинными сериями по лесам и перелескам, где укрываются его обозы, живая сила и техника. При бомбометании по лесам звенья выстраивать широко по фронту для перекрытия всей площади заданного района. Вылет групп немедленно по готовности. Иметь в виду, что в это же время ниже будут действовать штурмовики, которым не мешать, для чего во избежание их поражения при необходимости производить повторные заходы или бомбардировать противника в другом районе.

4-му шак, 2-й гвардейской и 299-й шад группами штурмовиков без сопровождения истребителей уничтожить скопления войск и техники противника в районе… (указанном для бомбардировщиков). Наряду с применением противотанковых бомб по танкам и самоходным орудиям широко использовать пушечно-пулеметный огонь по живой силе. Высоты действий от 600–400 м до бреющего полета. Группам штурмовиков находиться возможно более продолжительное время иад целью, делая по нескольку заходов. При появлении в районе цели бомбардировщиков и открытии по ним противником зенитного огня штурмовикам подавлять выявленные зенитные точки. Иметь в виду, что в этом районе одновременно с большей высоты будут действовать бомбардировщики.

283, 286 и 1-й гвардейской иад парами и группами по 4–6 самолетов обеспечить действия бомбардировщиков и штурмовиков способом окаймления района вражеской окруженной группировки непрерывным патрулированием истребителей, эшелонированных по высотам от 500 до 2000 м. При отсутствии в этом районе истребителей противника разрешается производить пушечно-пулеметным огнем штурмовку вражеских войск и техники»[14].

Как вспоминает маршал авиации С. И. Руденко, вся постановка задач авиасоединениям на удар по бобруйскому котлу заняла всего лишь от 9 до 15 мин. Здесь сказалась высокая готовность, а также отличная организованность и сколоченность штаба воздушной армии, возглавляемого неутомимым и деятельным генералом П. И. Брайко, и штабов авиасоединений.

Активность авиации противника во второй половине этого дня была низкой. Истребители изредка появлялись парами и группами по 4–6 самолетов и серьезного противодействия нашей авиации не оказывали.

Погода благоприятствовала действиям наших авиачастей. Летнее солнце спускалось к горизонту. Первые группы бомбардировщиков иад гитлеровцами, засевшими в бобруйском котле, появились в 19 час. 15 мин. Окруженные войска противника ощетинились шквалом зенитного огня. Подоспевшие группы штурмовиков немедленно приступили к подавлению зенитных средств врага. Не прошло и часа, как зенитный огонь противника почти прекратился. Группы бомбардировщиков с первого захода начали бомбардировать обнаруженные скопления врага на дорогах Ступени — Дубовка, Телуша — Савичи и в прилегающих лесах. Штурмовики нанесли бомбоштурмовой удар в первую очередь по голове вражеской колонны (севернее Дубовки), где были сосредоточены танки и самоходные орудия. Удар авиации по окруженной группировке немецко-фашистских войск был внезапным и сокрушительным. Бомбардировщики и штурмовики группа за группой подходили к району целей. Некоторые группы становились «в очередь», чтобы после ухода действовавших групп всей мощью своего огня обрушиться на гитлеровских захватчиков.

В результате бомбардировки и пушечно-пулеметного обстрела в местах скоплений боевой техники возникли сильные взрывы и образовались крупные пожары. Клубы черного дыма поднялись на высоту 300–400 м. Горели танки и автомашины с намалеванными крестами, рвались боеприпасы и автоцистерны, наполненные горючим. Гитлеровская орда была охвачена паникой.

Как выяснилось позже, по данным наших войск и показаниям немецких военнопленных, в первые же минуты налета авиации, в результате последовавших от взрывов бомб и реактивных снарядов многочисленных пожаров, распространился едкий дым. Гитлеровцы в панике приняли его за ядовитый газ и, надев противогазы, стали разбегаться. Многие водители автомашин и ездовые повозок пытались выбраться из чащи леса на поляны, но здесь они попадали под пушечно-пулеметный огонь наших штурмовиков и истребителей. Некоторые стремились спастись, съезжая с дорог, но застревали в болоте или натыкались на пни. Часть вражеских танков и автомашин продолжала движение по дорогам в северо-западном направлении, но неизбежно попадала под удар нашей авиации. На дорогах образовались нагромождения разбитой горящей техники. Желая вырваться из огненного ада, шоферы автомашин выезжали на железнодорожную насыпь высотой 3–5 м и пытались пробиться по полотну железной дороги в сторону Бобруйска.

Через час после разрыва первых бомб районы скопления войск и техники врага оказались закрытыми плотными облаками дыма и пыли, что затруднило последующие действия нашей авиации.

В результате сосредоточенного удара нашей авиации управление вражескими войсками было полностью нарушено. Они совершенно потеряли боеспособность. Летчики-разведчики рассказывали, как по дорогам и в лесах, среди деревьев и болот метались в ужасе лошади и солдаты, беспорядочно двигались в разных направлениях немецкие танки, автомашины и повозки. Обезумевшие фашисты бросали технику, орудия, награбленные вещи и по лесам и перелескам бежали к Березине, где вплавь под покровом ночной темноты переправлялись к Бобруйску. Многие не доплывали до противоположного берега и тонули, а переправившихся ждал плен на западный берег Березины уже вышли войска 65-й армии.

Вот как воссоздает картину этого разгрома Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в книге «Воспоминания и размышления».

«…Я видел, как шел разгром немцев юго-восточнее его (Бобруйска. — Авт.). Сотни бомбардировщиков 16-й армии С. И. Руденко, взаимодействуя с 48-й армией, наносили удар за ударом по группе противника. На поле боя возникли пожары: горели многие десятки машин, танков, горюче-смазочные материалы. Все поле боя было озарено зловещим огнем. Ориентируясь по нему, подходили все новые и новые эшелоны наших бомбардировщиков, сбрасывавших бомбы разных калибров. Немецкие солдаты, как обезумевшие, бросались во все стороны, и те, кто не желал сдаться в плен, тут же гибли. Гибли сотни и тысячи немецких солдат, обманутых Гитлером, обещавшим им молниеносную победу иад Советским Союзом».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "16-я воздушная"

Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Пруссаков

Г. Пруссаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"

Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.