Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "16-я воздушная"
Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.
В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.
Рассчитана на широкий круг читателей.
В плане также определялось, что в первую очередь должны перебазироваться на новые аэродромы две трети штурмовых, половина истребительных и бомбардировочных дивизий, все ночные бомбардировочные дивизии и разведывательные авиаполки. Остальные авиасоединения должны были вести боевые вылеты с исходных аэродромов базирования, пока позволял радиус действия, после чего они выводились в резерв фронта.
В соответствии с планом на оперативные аэродромы и склады армии были завезены боеприпасы и горючее на 5 суток боевых действий; на армейских и фронтовых складах создавались запасы на 5–8 дней. Учтя опыт летнего наступления, все запасы были выдвинуты к Висле. С началом наступления на каждом новом аэродроме намечалось иметь боеприпасов и горючего на 1–2 дня боевых действий.
Большая работа при подготовке к операции была проделана инженерно-авиационной службой воздушной армии. Основные усилия службы направлялись на восстановление неисправных самолетов на тыловых аэродромах и на местах вынужденных посадок; к середине января их оставалось лишь 2,7 %. Инженерно-технический состав также много поработал иад тем, чтобы научить молодых летчиков грамотной эксплуатации материальной части.
Очень интенсивно готовились к операции и связисты воздушной армии. Всего для обслуживания летных и тыловых частей в армии имелось около ста рот и один полк связи, а также одна связная авиаэскадрилья. Офицеры связи усовершенствовали систему оповещения, увеличив количество постов ВНОС; на пяти аэродромах истребителей были развернуты радиолокаторы обнаружения противника; на всех КП аэродромов установлены приемники информации от системы ПВО фронта.
Управление воздушной армией осуществлялось с узла связи в Желехуве. Радиоузел штаба армии имел 20 действующих приемников. Все авиасоединения имели прямую телеграфную связь с взаимодействовавшими соединениями сухопутных войск. Для управления авиацией на поле боя был организован НП командующего воздушной армией в пункте Домброво, который имел связь с общевойсковыми и авиационными соединениями, со штабом воздушной армии и с самолетами в воздухе. Для управления авиацией на поле боя было создано семь воздушных радиосетей: по одной для наведения и разведки и пять для взаимодействия авиасоединений родов авиации. Эти мероприятия должны были обеспечить управление авиацией в операции.
Большую подготовительную работу провели и другие отделы и службы воздушной армии.
Одновременно с подготовкой к наступлению воздушная армия частью сил продолжала боевую деятельность: непрерывно вела разведку и борьбу с авиацией противника, действиями «охотников» препятствовала передвижению войск противника по дорогам, а также выполняла другие задания командования фронта.
Ввиду сложных условий погоды вылеты проводились наиболее подготовленными экипажами, которые помимо основной задачи, например воздушной разведки, завязывали воздушные бои, штурмовали эшелоны и автотранспорт врага. Только в декабре одиночными самолетами и парами по врагу было нанесено 1100 ударов, в том числе 170 ночью.
Всего за период с 1 ноября 1944 г. по 13 января 1945 г. воздушная армия произвела 3796 боевых самолето-вылетов, из них около половины на воздушную разведку противника. В 13 воздушных боях в декабре было сбито 7 вражеских самолетов. Армия потерь не имела. Со стороны авиации противника отмечалось 736 самолето-пролетов.
Для борьбы с воздушными разведчиками противника истребительные авиадивизии получили зоны размером до 80 — 100 км по фронту, а в каждом авиаполку имелись дежурные пары. Перехват вражеских самолетов обеспечивался дивизионными радиолокаторами. Иногда вылеты производились по сигналам постов ВНОС или «по-зрячему». Благодаря этим мероприятиям группировка наших войск воздушной разведкой противника не была вскрыта.
Для отражения возможных налетов вражеской авиации на передовых аэродромах в готовности находились звенья и эскадрильи истребителей.
Воздушная разведка при подготовке операции должна была вскрыть систему обороны противника и определить группировку его войск и авиации. За 2,5 месяца выдалось только 9 дней, когда можно было производить плановую аэрофотосъемку. Однако воздушные разведчики за это время все же засняли оборону противника по вислинскому рубежу 2 раза и вокруг плацдармов 3–4 раза. Передний край обороны противника вокруг магнушевского плацдарма был заснят перспективным фотографированием с воздуха 7 раз. Вражеские аэродромы фотографировались от 5 до 16 раз. Кроме того, были засняты многие другие объекты. Материалы аэросъемки были доведены на картах до войск и штабов.
Выполняя разведку, летчики 165-го иап капитан А. И. Токарев, старшие лейтенанты В. А. Гоголев, Гусов, М. Р. Евтихов и младший лейтенант Криницын, пытливо осматривая каждый клочок, вскрыли районы сосредоточения двух танковых дивизий врага.
Разведчики 16-го одрап и 72-го орап обнаружили между Вислой и Одером семь оборонительных полос, выявили аэродромную сеть и группировку вражеской авиации, сфотографировали все переправы через Вислу и другие реки. При этом особенно отличились майоры И. Е. Великий и А. Н. Криворученко (к концу войны выполнил 154 боевых вылета, за что удостоен звания Героя Советского Союза, ныне полковник запаса), капитаны В. И. Давыдов (имел 163 боевых вылета, Герой Советского Союза, погиб в 1952 г.), Г. Ф. Махринов и А. И. Ренгач, старшие лейтенанты Н. П. Канищев, Г. Е. Кульманов (1 февраля 1945 г. не вернулся с боевого задания), И. Д. Хромов и лейтенант С. П. Комаров (к концу войны имел 237 боевых вылетов и стал Героем Советского Союза). Вот некоторые из них.
Иван Ефимович Великий родился в 1916 г. в Донбассе в семье паровозного машиниста. Став также машинистом, он без отрыва от работы окончил аэроклуб.
После окончания в 1939 г. Ворошиловградской военной школы летчиков коммунист И. Е. Великий был летчиком-инструктором. В Великой Отечественной войне принял участие с первых ее дней, сначала в должности военного комиссара, а затем командира эскадрильи 72-го орап; выполнял самые ответственные и сложные разведывательные задания и был одним из первых летчиков, сфотографировавших Берлин. В феврале 1945 г. он был выдвинут на должность командира 16-го одрап. За годы войны выполнил 119 боевых вылетов. Награжден многими орденами и медалями. В настоящее время подполковник в отставке И. Е. Великий работает помощником директора механического завода в Гатчине.
Разведчик старший лейтенант Н. П. Канищев родился в крестьянской семье в Курской области. Окончив Краснодарское военно-авиационное училище штурманов, 20-летний комсомолец Канищев стал инструктором. Участвуя в Великой Отечественной войне с декабря 1941 г., он выполнял разведку всегда с отличными результатами. Летом 1943 г. в одном из вылетов его летчик старший лейтенант Н. Ворожцов был смертельно ранен осколком зенитного снаряда. Летчик-наблюдатель Канищев взял управление самолетом Пе-2 в свои руки, благополучно привел его и посадил на свой аэродром. За этот полет он был награжден орденом Красного Знамени. За успешное выполнение боевых заданий в 179 боевых вылетах неоднократно награждался орденами и медалями. Ныне полковник Н. П. Канищев главный штурман авиации одного из военных округов.
Завидной военной судьбой может гордиться уроженец Ростовской области, участник Великой Отечественной войны с первых ее дней, Г. Ф. Махринов. Начав летать в аэроклубе, он в 1940 г. после окончания Ворошиловградской военной школы летчиков 19-летним пилотом прибыл в 72-й бап. За годы войны Махринов проявил себя смелым воздушным бойцом, настойчивым и отважным разведчиком.
В мае 1944 г. при выполнении боевого задания в районе Бреста на его «пешке» огнем вражеских зениток было повреждено управление. Несмотря на это, коммунист Махринов привел самолет на свой аэродром и умело выполнил посадку, доставив весьма важные сведения (на четырех аэродромах было обнаружено 240 самолетов противника). В последующем он не раз отлично выполнял аэросъемку железнодорожных узлов, аэродромов, крупных городов и оборонительных рубежей, обычно прикрываемых мощными средствами ПВО. За годы войны капитан Махринов выполнил 199 боевых вылетов. За проявленные при этом отвагу и героизм 15 мая 1946 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза. Успешно окончив в мирные годы Военно-воздушную Краснознаменную академию, он командовал авиаполком и дивизией. В настоящее время генерал-майор авиации Григорий Федорович Махринов — заместитель командующего авиацией округа.
Перед воздушными разведчиками на период наступления были поставлены следующие задачи: вести непрерывную разведку поля боя; установить районы сосредоточения вражеских резервов и их выдвижение к фронту; вскрыть отход войск противника; выявить группировку вражеской авиации; уточнить состояние речных переправ и систему оборонительных рубежей противника.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "16-я воздушная"
Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"
Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.