» » » » Г. Пруссаков - 16-я воздушная


Авторские права

Г. Пруссаков - 16-я воздушная

Здесь можно скачать бесплатно "Г. Пруссаков - 16-я воздушная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Пруссаков - 16-я воздушная
Рейтинг:
Название:
16-я воздушная
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "16-я воздушная"

Описание и краткое содержание "16-я воздушная" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о славном боевом пути 16-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. Летчики 16-й воздушной громили гитлеровских захватчиков под Сталинградом и Курском, на Украине и в Белоруссии, в небе братской Польши, принимали участие в Берлинской операции, всегда прочно удерживая господство в воздухе. Авиаторы армии совершили около 290 тысяч боевых вылетов. Свыше 200 летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза, более 27 тысяч авиаторов отмечены правительственными наградами. Книга написана на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов минувшей войны.

Рассчитана на широкий круг читателей.






Соединения штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков в это время находились в боевой готовности, но начать запланированную авиационную подготовку и поддержку войск не могли: туман опускался до земли и закрывал аэродромы и цели, затрудняя полеты даже легких самолетов По-2.

О сложности метеоусловий можно судить по такому эпизоду. Экипаж 717-го нбап в составе младших лейтенантов В. А. Малышева и А. А. Ковтуна при возвращении с разведки не смог в густом тумане обнаружить свой аэродром в районе Рыки. При попытке произвести посадку наугад самолет врезался в шпиль костела и завис на нем. Только случайно экипаж остался жив. Летчики получили ушибы и были сняты с помощью наших бойцов и местных жителей.

В целях оказания поддержки сухопутным войскам командующий 16-й воздушной армией разрешил командирам авиасоединений, несмотря на крайне сложные метеоусловия, выпускать на боевые задания наиболее подготовленные экипажи. Удары разрешалось наносить только по тем целям, которые будут указываться командованием общевойсковых армий, что повышало целеустремленность применения авиации и исключало возможность поражения своих войск. Во второй половине дня 221-я бад, 9-й шак и 11-я гвардейская шад сделали 55 самолето-вылетов на бомбардировку и штурмовку войск противника, но из-за тумана некоторые экипажи выполнить задания не смогли. Остальные авиасоединения не вылетали. Сложные метеоусловия послужили причиной потери шести самолетов.

Со стороны противника днем самолеты не появлялись.

К вечеру войска фронта прорвали главную полосу обороны противника на обоих плацдармах и продвинулись на глубину 12–18 км, а 11-й танковый корпус завязал бой за Радом.

С рассветом 15 января войска фронта продолжали наступление. На магнушевском плацдарме в прорыв была введена 1-я гвардейская танковая армия. Противник, оказывая упорное сопротивление, под ударами войск фронта отходил в западном и северо-западном направлениях.

Из-за неблагоприятной погоды (сплошная облачность высотой 50 — 200 м, туманы, снегопад) воздушная армия только во второй половине дня начала боевые действия наиболее опытными экипажами.

Поддерживая главным образом войска 61-й и 5-й ударной армий, мелкие группы штурмовиков уничтожали вражескую артиллерию, танки и живую силу; истребители вели «свободную охоту» и воздушную разведку. Несмотря на сложные метеоусловия, летчики, изучив заранее район боевых действий и построение обороны противника, по едва уловимым признакам находили нужные объекты и наносили по ним меткие удары.

Так, четверка штурмовиков 805-го шап под командованием штурмана полка старшего лейтенанта И. А. Сухорукова (в мае 1946 г. он стал Героем Советского Союза, выполнив к концу войны 80 боевых вылетов) вблизи пункта Варка обнаружила около 20 вражеских танков и свыше двух батальонов пехоты, развернутых в боевые порядки для контратаки во фланг наших войск. Сухоруков донес об этом на КП 5-й ударной армии своему командиру корпуса генералу Б. К. Токареву. Затем, перестроив группу в круг, пошел в атаку на вражеские танки. После первого захода от сброшенных противотанковых бомб несколько фашистских танков загорелось, а пехота противника залегла в укрытиях. Штурмовики, стремясь задержать врага и нанести ему большие потери, сделали 7 заходов, после чего на смену им подошли другие группы, вызванные командиром 6-го шак. Они завершили разгром противника и обеспечили продвижение наших войск.

Командарм 16-й воздушной направил командиру 6-го шак следующую телеграмму: «Штурмовики нанесли перед фронтом 5-й ударной армии эффективный удар по противнику, в результате чего части успешно продвигаются вперед. Всему летно-техническому составу, принимавшему участие в боевых действиях, объявляю благодарность».

Войска 61-й армии встретили сильное огневое противодействие противника из района Нового Желехува. Для оказания помощи войскам вылетела шестерка штурмовиков 58-го гвардейского шап во главе с командиром полка Героем Советского Союза подполковником В. Д. Панфиловым. В результате их атак огневые точки противника были подавлены, войска перешли в атаку и овладели пунктами Новый Желехув и Подгужице.

Хорошо действовали группы гвардейцев-штурмовиков во главе с летчиками А. М. Жгулевым, А. С. Зинченко, Героем Советского Союза В. Ф. Хохлачевым, а также Богдановым, Милюковым и Тваури (позднее А. С. Богданов, В. А. Милюков и Г. И. Тваури были удостоены звания Героя Советского Союза).

К концу дня воздушные разведчики установили, что дорога Пионки — Радом забита войсками, автомашинами и повозками, движущимися на запад. Эти данные свидетельствовали о начале отвода противником основной группировки своих войск.

16-я воздушная армия за 15 января произвела 181 самолето-вылет, из них 81 — на штурмовку противника; остальные — на разведку, «свободную охоту» и сопровождение штурмовиков.

Над войсками фронта было отмечено лишь 4 пролета самолетов противника.

16 января войска фронта продолжали развивать наступление, особенно успешно на левом крыле фронта. С магнушевского плацдарма была введена в прорыв 2-я гвардейская танковая армия, которая к исходу дня подошла к Сохачеву, охватив варшавскую группировку немцев с юго-запада.

9-я гвардейская и 242-я нбад, воспользовавшись улучшением погоды, начали ночью боевые действия. Одиночными самолетами они наносили удары по отходившим немецко-фашистским войскам и вели разведку, выполнив 223 вылета.

С рассветом 16-я воздушная армия развернула боевые действия с полным напряжением. Ее основные усилия были направлены на поддержку танковых армий и преследование отходивших войск противника.

Утром экипажи-разведчики засекли движение вражеских колонн от Гура Кальвария и Варшавы на запад. Опасаясь окружения в районе Варшавы, противник начал отвод своих войск. С 10 до 17 час. по дорогам от Новее-Място, Радома и Вежбицы на запад проследовало свыше 12 тыс. автомашин, до 140 танков, 240 орудий и 3,5 тыс. подвод.

Воздушные разведчики вскрыли направление и масштабы отхода главной группировки немцев в полосе наступления войск фронта. Это дало возможность командованию правильно распределить силы и организовать удары по отходившим колоннам противника. Весьма важную роль при этом сыграли штурмовики. В результате их ударов груды разбитой вражеской техники закупорили дорога, колонны останавливались, создавались благоприятные условия для действий танковых соединений.

Так, 9-й шак и 11-я гвардейская шад вместе с истребителями 13-го иак и 286-й иад обеспечивали наступление войск 33-й и 69-й армий и их танковых корпусов. Атаками штурмовиков на дороге Пшисуха — Опочно в течение дня было создано семь пробок. Мост у Опочно был разрушен штурмовиками. На берегу скопилось большое количество живой силы и техники врага. На уничтожение этой группировки и были направлены усилия авиации. От ее ударов противник понес большие потери. На дорогах осталось более 3 тыс. автомашин, бронетранспортеров и несколько десятков танков, а также много орудий и другой боевой техники, которая была брошена отходившими войсками противника. Вместе с техникой было уничтожено большое количество гитлеровцев. 9-й шак при этом выполнил 252 самолето-вылета, а 13-й иак — 460. В районе Мнишек, Крашкув, Дзельна штурмовиками на дороге было уничтожено свыше тысячи автомашин и большое количество живой силы и боевой техники врага.

На участке дороги Опочно — Томашув в результате действий наших штурмовиков и бомбардировщиков в лесу остановилась колонна противника, состоявшая из большого числа автомашин, орудий и повозок. Этим незамедлительно воспользовались передовые танковые части, двигавшиеся на Томашув. Они с ходу атаковали колонну противника и разгромили ее.

Западнее Нове-Място отходившая колонна противника попала под удар восьмерки штурмовиков 59-го гвардейского шап под командованием гвардии майора Г. Г. Клименко. Когда голова колонны вошла в дефиле, штурмовики произвели 8 заходов и, уничтожив много автомашин, вынудили вражескую колонну остановиться. Вскоре подошедшие танки передового отряда довершили разгром этой колонны.

В районе Бялобжеги, Нове-Място, Сохачев по войскам противника эффективно действовали группы штурмовиков 2-й гвардейской шад под командованием подполковника В. Е. Неделько и Героя Советского Союза В. Д. Панфилова, майоров С. Т. Борщева, Н. П. Васильченко, Героя Советского Союза В. Ф. Хохлачева и капитана М. И. Буркова. Кроме них отличились капитан С. И. Жуков, старшие лейтенанты Г. С. Киселев, А. Н. Сидорович и лейтенант В. А. Тышевич (за успешное выполнение соответственно 138, 110, 102 и 113 боевых вылетов на штурмовку им было присвоено в 1946 г. звание Героя Советского Союза).

Дневные бомбардировщики воздушной армии, имея задачу не допустить отхода противника на запад, эшелонированными ударами уничтожали скопления войск противника в районе Студзянка, Бжуза, Джевица, Томашув, а также бомбардировали железнодорожные станции Опочно, Шиманув, Жирардув, мост у Рава Мазовецка и аэродром Бжустув. По району Опочно удар наносили 20 самолетов 128-го бап (командир майор М. П. Мизинов, штурман капитан С. С. Щеглов), две девятки 96-го гвардейского бап (ведущие летчики майор П. П. Субботин со штурманом капитаном Ф. Г. Крикуновым и майор А. И. Фадеев со штурманом капитаном Д. Л. Лось) и 11 Пе-2 54-го бап (командир подполковник А. С. Хлебников, штурман майор А. П. Логвинов).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "16-я воздушная"

Книги похожие на "16-я воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Пруссаков

Г. Пруссаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Пруссаков - 16-я воздушная"

Отзывы читателей о книге "16-я воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.