Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Описание и краткое содержание "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматривается интервенция США и НАТО в Ливии и её последствия для Сирии, Ирана и Кавказа. Анализируются подготовленность сторон к войне; воздушная операции США и НАТО; стратегия и тактика армии Каддафи и повстанцев ПНС; ведение информационной войны. Исследуются геополитические, военно-технические, экономические, финансовые, энергетические и экологические аспекты ливийской войны 2011 года. Рассматриваются сирийская и иранская группировки войск; военно-технические контракты России с Сирией и Ираном; история подготовки «сирийского заговора»; роль США в создании антииракской коалиции (потенциал США, Израиля); силы, средства, возможности иранской армии; позиция России по силовому решению сирийской и иранской проблем; вопросы безопасности России и государств Южного Кавказа; стратегические уроки ливийской войны для России и российских вооруженных сил. Уроки и выводы Ливийской войны важны не только для её участников, но и для развития теории и практики военного дела в России.
Книга адресована востоковедам, дипломатам и политологам, военным специалистам, студентам и преподавателям, занимающимся проблемами международного сотрудничества, а также реформирования Российской армии.
В 2010–2012 гг. Азербайджан продолжал масштабные закупки вооружения и военной техники. При этом измененилась география закупок, а упор делался на более дорогостоящую и эффективную военную технику дальнего радиуса действия (РСЗО, дальнобойная артиллерия, ракетные системы), а также штурмовую и армейскую авиацию. До этого Азербайджан стремился закупать в странах Восточной Европы, а также в Украине, Беларуси, России и даже в Грузии[391] вооружение, оставшееся в наследство от бывшей Советской Армии (или его модернизированные восточноевропейские и постсоветские аналоги). Однако в последние годы Азербайджан стал закупать РСЗО большого калибра, тактические ракетные системы и самоходную артиллерию, при этом основным партнером в поставках ВТС и в сфере модернизации военной техники становился Израиль (поставки РСЗО, БПЛА, и т. д.). Это укладывается в разрабатываемую Азербайджаном концепцию «дистанционной войны», основанную на том, что с учетом сооруженной армянскими сторонами за последние десятилетия эшелонированной фортификационной линии обороны, «классическое» наступление азербайджанской армии лишь с использованием бронетехники и ствольной артиллерии может привести к тяжелым потерям.
Кроме этого, важным партнером в военной сфере для Азербайджана продолжала оставаться Турция. По утверждениям министра обороны Турции Вежди Гонуля, за последние несколько лет Турция предоставила Азербайджану военной помощи на сумму свыше 200 млн долларов. В августе 2010 года между Турцией и Азербайджаном был подписан договор о военном сотрудничестве, однако его положения достаточно расплывчаты и не предусматривают прямых обязательств Турции по вовлечению в боевые действия в Карабахе в случае их инициирования Азербайджаном[392].
Впрочем, если рассматривать позицию Азербайджана непосредственно в карабахском переговорном процессе и вокруг него, то в целом она являлась производной от той региональной ситуации, которая сложилась после заморозки «футбольной дипломатии» и перманентной напряженности на линии фронта, которая практически не меняется уже второе десятилетие. «Переведя дух» после напряженного ожидания результатов спонсируемых США и Европой попыток армяно-турецкой нормализации, Азербайджан с лета 2010 года вновь попытался повысить ставки в зоне конфликта, используя военную риторику как элемент давления.
Основные ориентиры и компоненты системы безопасности были определены в стратегии безопасности Азербайджана и военной доктрине Азербайджана в 2010 году. Первое положение доктрины Азербайжнана содержит общую информацию о понятии военной доктрины, ее назначении и законодательной базе, определяет цели, систему и направления обеспечения безопасности. Второе положение доктрины содержит информацию о глобальной безопасности и национальной безопасности страны. В положении отмечается, что основными факторами, негативно влияющими на национальную безопасность Азербайджанской Республики, являются осуществленная армянской стороной политика этнических чисток и разрушение социально-экономической инфраструктуры в населенных азербайджанцами районах Армении и на оккупированных территориях Азербайджана, а также продолжающаяся оккупация азербайджанских земель[393]. Согласно доктрине, факт оккупации Арменией азербайджанских территорий, на которых временно отсутствует контроль со стороны органов власти Азербайджанской Республики, представляет опасность не только национальной безопасности Азербайджана, но и оказывает серьезное воздействие на региональную безопасность. Отмечается также, что на территории Азербайджана продолжаются попытки разжигания сепаратистских настроений различными силами. Третье положение обобщает внешние и внутренние угрозы военной безопасности страны. Другие угрозы — это стихийные бедствия, техногенные катаклизмы, массовая нелегальная миграция, оборот радиоактивных, химических и биологических материалов. Четвертое положение военной доктрины содержит информацию об оборонной политике Азербайджана. В пятом положении содержатся военно-стратегические основы военной безопасности страны. Шестое положение содержит обязанности Вооруженных сил и других вооруженных формирований. В шестом положении подчеркивается, что следует довести до нужного уровня военные подразделения для усиления стратегического давления на оккупанта, в случае необходимости, применения силы для урегулирования конфликта с Республикой Армения в краткие сроки и с минимальными потерями для Азербайджанской Республики.
В седьмом, заключительном, положении подведены итоги. Здесь описаны основные формы и методы борьбы с реальными и предотвращения потенциальных угроз национальной и военной безопасности страны, а также устранения их последствий. В документе подчеркивается, что Азербайджан должен проводить оборонную политику с соблюдением норм и принципов международного права, осуществлять равноправное партнерство в международных отношениях, предусматривается разрешение конфликтов мирным путем, также указывается, что Азербайджан обязуется руководствоваться нормами международного права для воздействия на агрессора и не инициировать военные действия за исключением случаев развязывания их со стороны другого государства. Военная доктрина Азербайджана также не допускает размещения на территории страны зарубежных военных баз. Однако Азербайджан оставляет за собой право допустить временное иностранное военное присутствие, если того потребуют национальные интересы. Кроме того, в доктрине также затронуто участие Азербайджана в международных миротворческих операциях[394].
Власти Азербайджана не раскрывают сути реформ, отраженных в Плане действий по индивидуальному партнерству (IPAP), но ясно, что проделана определенная работа по приведению Вооруженных сил Азербайджана в соответствие со стандартами НАТО: создание команды экспертов-консультантов; выработка у военнослужащих навыков участия в миротворческих операциях; повышение уровня знания английского языка военнослужащих. Эта деятельность осуществлена в соответствии с Концепцией оперативных возможностей (OCC) в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» (ПИМ). Кроме того, предпринят ряд шагов с целью улучшения изучения иностранного языка в Военной академии, разработан специальный языковой курс для офицерского состава и генералов, привлекаемых к участию в мероприятиях НАТО, расширен Учебный центр ПИМ Вооруженных сил. Сюда же можно отнести модернизацию кораблей военно-морского флота, совершенствование сфер управления охраной Каспийского моря и воздушного пространства, приведение одного аэродрома в соответствие с натовскими стандартами. С целью повышения боевой подготовки военнослужащих в Учебном центре Гараэйбат создан полигон, отвечающий стандартам НАТО. Также закуплено немало военной техники, находящейся на вооружении в странах НАТО.
Тем не менее, можно утверждать, что в настоящее время в Вооруженных силах Азербайджана принципальных реформ не проводится, а в управлении Вооруженными силами есть серьезные проблемы.
Главным препятствием на пути реформ в армии являются коррупция и взяточничество, отсутствие общественного контроля. В отличие от Министерства обороны, в Государственной пограничной службе (ГПС) и Внутренних войсках (ВВ) реформы ведутся более решительно, а результаты ощутимы.
11 сентября 2012 г. в Габале по завершении второго заседания Совета стратегического сотрудничества высокого уровня состоялась церемония подписания азербайджано-турецких документов с участием президента Ильхама Алиева и премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. В военной области продолжаются проекты по переоснащению и переустройству азербайджанской армии по стандартам НАТО, где Турция играет важную роль. В энергетической области, которую Эрдоган назвал вершиной отношений, полным ходом идет реализация трубопроводных и нефтехимических проектов мирового масштаба. И, наконец, в вопросе карабахского конфликта проявляется более жесткая позиция Турции. Касаясь вопроса о возможности открытия армяно-турецкой границы, Р.Т. Эрдоган отметил, что границы не будут открыты, пока стороны, и в первую очередь Минская группа ОБСЕ, не найдут решения армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту. «Мы всегда об этом говорили. Мы не можем пойти на этот шаг. Наши шаги зависят от вывода вооруженных сил Армении с оккупированных азербайджанских территорий. Международное сообщество признает эти земли за Азербайджаном, но не возвращает эту территорию ему — законному владельцу. И в этом вопросе Турция всегда будет рядом с Азербайджаном», — подчеркнул премьер-министр Турции[395].
Прежде всего обращает на себя внимание и то, что именно в Габале премьер-министр Турции впервые публично раскритиковал позицию России по урегулированию внутрисирийского конфликта, особенно предложение Москвы о необходимости проведения президентских выборов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Книги похожие на "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Отзывы читателей о книге "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа", комментарии и мнения людей о произведении.