Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"
Описание и краткое содержание "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке" читать бесплатно онлайн.
В монографии представлено современное понимание истории Реформации и религиозно-политической борьбы в Англии XVI — первые десятилетия XVII века. Данный период в британской истории был временем разрыва церковно-административных связей с римско-католической церковью, началом формирования национальной церкви и пуританизма, комплекс этих факторов оказал большое влияние на развитие духовной культуры во всем англоязычном мире. Под непосредственным воздействием Реформации приобрела свою идентичность британская политическая система, государственность во главе с монархом, сосредоточившим светские и церковные властные функции, а также активизировался Парламент как законодательное учреждение. В Англии сохранилось католическое сообщество, ограниченное в правах, но не потерявшее свою вероисповедную идентичность, что стало одной из основ толерантности и культурного разнообразия. Период XVI — первой половины XVII в. во многих отношениях ознаменовал начало становления политической системы и складывания социо-культурной самобытности современной Великобритании.
Книга будет интересна всем тем, кого занимают вопросы религиозно-политической истории Англии XVI — первой половины XVII в., а также становления британской конфессиональной и культурной идентичности в целом.
Значение деятельности представителей либерального направления, как представляется, состоит в том, что методологические установки либеральных историков способствовали изучению идейных влияний в происхождении английской Реформации, анализу идейно-смыслового, богословского содержания реформационных учений, то есть пониманию того, как англичане XVI–XVII вв. аргументировали неприемлемость учения католической церкви и необходимость утверждения протестантской религиозности. Гораздо меньше внимания либеральные историки уделяют анализу социально-экономических причин Реформации и различных материальных интересов конкретных людей, тех или иных социальных групп, которые повлияли на их отношение к Реформации и привели к её восприятию или неприятию по отношению к ней. Влияние материальных интересов как мотив исторического действия полностью не выпадает из сферы внимания либеральных историков, но не находится в разрабатываемой ими объяснительной схеме человеческого поведения на первом плане.
Значительным явлением в изучении истории английской Реформации и религиозных проблем в Англии XVI — первой половины XVII в. стало оформление в 1970–80-е гг. ревизионистского направления, крупнейшими представителями которого являются продолжающие свою научную деятельность К. Хейг и Дж. Скарисбрик. В общетеоретическом плане ревизионисты отрицают, что исторический процесс по своему содержанию представляет собой реализацию тех или иных внутренне присущих ему или заранее кем-то сформулированных целей, при этом критикуя либеральных историков за то, что, по мнению ревизионистов, как раз либеральный историзм способствовал пониманию хода истории общества как телеологического по характеру, в котором реализуются определенные цели. Либеральный историзм ещё в середине XX в. был подвергнут представителями консервативного направления в британской историографии развернутой критике, а теоретические взгляды ревизионистов, восприняв критические выпады, с которыми в адрес либеральных историков обращался Г. Баттерфилд (1900–1979), сложились также под влиянием идей М. Оукшотта (1901–1990), на которого ревизионисты прямо ссылаются. В трактовке ревизионистов, историческое прошлое — сложный, трудный для понимания мир без ясности в том, какая сюжетная линия в развитии событий является главной, поскольку в истории общества велика роль случайностей. Ревизионисты скептически относятся к идеям общественного прогресса и существования исторических закономерностей. Лишь задним числом, в ретроспективе, зная, чем завершился тот или иной процесс, можно выделить ту линию в развитии событий, которая стала главной, но деятельность историка, с точки зрения ревизионистов, не сводится к тому, чтобы способствовать разъяснению единственно возможной последовательности событий, поскольку в развитии общества реализуется тот сценарий, который появляется из множества актов конкретных выборов, которые люди делают в складывающихся ситуациях, и в реализовавшемся варианте развития событий ревизионисты не находят предопределённости.
Применительно к изучению английской Реформации этот подход проявляется в том, что ревизионисты, в отличие от либеральных историков, считают вполне жизнеспособной позднесредневековую английскую религиозность и рассматривают церковь Англии предреформационных десятилетий XVI в. как институт, соответствовавший запросам общества и вполне удовлетворявший духовные потребности англичан этого времени, отказываясь рассматривать Реформацию как результат победы нового истинного прогрессивного протестантизма над старым, ложным, неадекватным новым историческим условиям католицизмом. Выявленная на континентальном материале «порча церкви», рассматриваемая как одна из причин Реформации в Западной Европе, по мнению ревизионистов, не имеет отношения к церкви Англии. Ревизионисты рассматривают Реформацию как политическое явление, связанное со стремлением Генриха VIII укрепить королевскую власть, что было ему необходимо на рубеже 1520–30-х гг. для решения брачной проблемы, увеличения финансовых поступлений в государственную казну, и отвечавшее также материальным интересам некоторых групп в составе английского общества — предпринимателей и землевладельцев, стремившихся ограничить роль церкви в общественной жизни и лишить её части материального богатства, а также юристов общего права, стремившихся ограничить юрисдикцию церковных судов и увеличить свои доходы путём расширения сферы судопроизводства судов общего права. В ревизионистской трактовке, Реформация в Англии была результатом многочисленных актов выбора в конкретных ситуациях, складывавшихся в политической истории страны, в связи с чем К. Хейг даже характеризует то, что происходило в Англии в 1530–50-е гг., как «спотыкающуюся Реформацию», или как совокупность «Реформации» в результате столкновений придворных политиков, перемен во внешней политике Англии, а не как явление, ранее традиционно обозначавшееся в британской историографии единым понятием, предполагавшим единство в ходе этого процесса (the Reformation). Происходившие в религиозно-политической сфере события были трудны для понимания современников, и в 1530–50-е гг., и даже позже, для англичан было большим вопросом, можно ли называть разворачивавшиеся в стране процессы Реформацией. В ревизионистской трактовке Реформация характеризуется как действия королевской власти, которых не хотело большинство англичан, подчинившихся Генриху VIII главным образом потому, что в стране, как считают ревизионисты, был высок авторитет монархии. В подкрепление этого мнения ревизионисты привлекают свидетельства источников о том, что реформированная религия утверждалась в массе народа медленно, отстаивая мнение, что лишь к 1580-м гг., когда протестантское исповедание было воспринято представителями властных элит на местном уровне в графствах, были достигнуты заметные успехи в процессе утверждения реформированной религии среди большинства англичан.
Новым подходом в трактовке религиозных проблем в Англии в XVI — первой половине XVII в. в концепции ревизионистов стало и то, что они нашли место в религиозной истории постреформационного периода для католиков. Католицизм сохранился в Англии, по мнению ревизионистов, в связи с тем, что протестантизм в стране насаждался властями сверху, но этот процесс не увенчался полным успехом, поэтому, в ревизионистской трактовке, Реформация не превратила Англию в протестантскую страну: для ревизионистов Англия стала в результате Реформации страной, расколотой в религиозном отношении. Католики перестали рассматриваться ревизионистами как носители вероисповедания, которое пыталось, как утверждали либеральные историки, воспрепятствовать прогрессивному ходу самого исторического процесса. Либеральные историки, на первый взгляд, подходя к изучению Реформации с сугубо светских, аналитических позиций, фактически сохраняли в рамках своего подхода симпатии к протестантизму, а в ревизионистской концепции католики перестали исключаться из истории английской Реформации и были интегрированы в неё как предмет исследования, без изучения которого понимание реформационного и постреформационного периодов в истории Англии нельзя считать полноценным. Вместе с тем, критики концепции ревизионистов пытались приписывать их подходу в трактовке английской Реформации католические симпатии. Представляется, что ревизионистское направление в изучении Реформации в Англии — это консервативное направление, одно из традиционных направлений британской историографии, на современной стадии его существования в данной предметной области.
В общетеоретическом плане интересно также мнение историков-ревизионистов о том, что в основе мотивов исторического действия лежат материальные, политические интересы действующих лиц, и в соответствии с этими мотивами подбирается то или иное их идейное оформление. Точку зрения о том, что люди действуют в истории под влиянием идейной убежденности, ревизионисты рассматривают как неосновательную идеализацию человеческой природы.
Историки, придерживающиеся методологических подходов социальной истории, тоже внесли вклад в изучение религиозно-политической истории Англии XVI–XVII вв. Будучи разнородным в идейно-мировоззренческом отношении, социально-историческое направление отличается стремлением к анализу процессов, происходивших в религиозной истории Англии, в широком социальном контексте, пытаясь выявить те факторы общественной жизни, которые влияли на развитие церкви Англии, религиозности англичан, появление в постреформационный период различных религиозных направлений. Среди британских историков обсуждается вопрос о том, как связать процессы, происходящие в социальноэкономической жизни общества, с религиозно-культурными процессами, остающийся дискуссионным по сей день.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"
Книги похожие на "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"
Отзывы читателей о книге "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке", комментарии и мнения людей о произведении.


























