» » » » Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке


Авторские права

Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центр гуманитарных инициатив, год 2016. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке
Рейтинг:
Название:
Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке
Издательство:
Центр гуманитарных инициатив
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-98712-643-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"

Описание и краткое содержание "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлено современное понимание истории Реформации и религиозно-политической борьбы в Англии XVI — первые десятилетия XVII века. Данный период в британской истории был временем разрыва церковно-административных связей с римско-католической церковью, началом формирования национальной церкви и пуританизма, комплекс этих факторов оказал большое влияние на развитие духовной культуры во всем англоязычном мире. Под непосредственным воздействием Реформации приобрела свою идентичность британская политическая система, государственность во главе с монархом, сосредоточившим светские и церковные властные функции, а также активизировался Парламент как законодательное учреждение. В Англии сохранилось католическое сообщество, ограниченное в правах, но не потерявшее свою вероисповедную идентичность, что стало одной из основ толерантности и культурного разнообразия. Период XVI — первой половины XVII в. во многих отношениях ознаменовал начало становления политической системы и складывания социо-культурной самобытности современной Великобритании.

Книга будет интересна всем тем, кого занимают вопросы религиозно-политической истории Англии XVI — первой половины XVII в., а также становления британской конфессиональной и культурной идентичности в целом.






В общетеоретическом плане интересно также мнение историков-ревизионистов о том, что в основе мотивов исторического действия лежат материальные, политические интересы действующих лиц, и в соответствии с этими мотивами подбирается то или иное их идейное оформление. Точку зрения о том, что люди действуют в истории под влиянием идейной убежденности, ревизионисты рассматривают как неосновательную идеализацию человеческой природы.

Историки, придерживающиеся методологических подходов социальной истории, тоже внесли вклад в изучение религиозно-политической истории Англии XVI–XVII вв. Будучи разнородным в идейно-мировоззренческом отношении, социально-историческое направление отличается стремлением к анализу процессов, происходивших в религиозной истории Англии, в широком социальном контексте, пытаясь выявить те факторы общественной жизни, которые влияли на развитие церкви Англии, религиозности англичан, появление в постреформационный период различных религиозных направлений. Среди британских историков обсуждается вопрос о том, как связать процессы, происходящие в социальноэкономической жизни общества, с религиозно-культурными процессами, остающийся дискуссионным по сей день.

Среди концептуальных подходов к изучению религиозных проблем в Англии, появившихся в рамках методологических подходов социальной истории, важна социально-экономическая интерпретация истории реформационного и постреформационного периодов, которую развил К. Хилл (1912–2003), показавший, что имущественные вопросы, экономические мотивы занимали большое место во взаимоотношениях между королевской властью и церковью, между церковью и светскими лицами, и в повседневной жизни церкви Англии. Без учёта социально-экономической интерпретации Реформации, предложенной К. Хиллом, рассмотрение истории Реформации теперь невозможно. Но сам Хилл не рассматривал социально-экономический подход к пониманию Реформации как всеобъемлющий и полностью объясняющий религиозную сферу общественной жизни.

В рамках социальной истории для изучения религиозности англичан XVI–XVII вв. стал использоваться также культурно-антропологический подход, наиболее наглядно представленный в этой предметной области в работах К. Томаса и Р. Хаттона. Они показали продуктивность используемого ими описательного метода «примеров» и «контрпримеров». Культурно-антропологический метод, в дополнение к характеристике политического содержания, доктринальных вопросов и споров, социально-экономических процессов, происходивших в реформационный и постреформационный периоды, дал возможность показать, как в религиозном сознании англичан уживались между собой требования, предъявлявшиеся к христианину реформированной религией, элементы католических верований, магические практики, которые долго сохранялись в массовом сознании. На основе культурно-антропологического подхода появились даже предложения преодолеть разногласия в понимании религиозной истории постреформационного периода, существующие между либеральными историками и историками-ревизионистами. Р. Хаттон, описывая религиозные верования и практики постреформационного периода, предлагает считать сохранение элементов католических верований и обрядов среди англичан не сознательным сопротивлением распространению Реформации, а, скорее, частью процесса восприятия Реформации, при этом облегчавшей трансформацию английского общества из католического в протестантское. Такие явления могли сохраняться в массовом сознании, которое не является непротиворечивой системой и может сохранять в себе элементы старого и нового. При этом вопрос о существовании в XVI–XVII вв. «народной религии», отличавшейся от религиозных верований социальных верхов, остается среди историков дискуссионным: в христианской религии непросто выделить то, во что верили только верхи или низы общества, поскольку христианство всегда обращалось к человеку как таковому, а не к носителю того или иного социального статуса.

Методологические подходы социальной истории позволили также значительно расширить проблемное поле в изучении религиозных проблем в Англии в XVI–XVII вв., в результате чего появились исследования о влиянии изменений в религиозности на развитие образования, тех или иных сфер культуры, экономического мышления, семейных отношений, самых разных сторон общественной и частной жизни, причём более активное развитие сферы частной жизни, новый исторический этап в развитии человеческой индивидуальности историки склонны связывать с влиянием протестантизма.

В проделанном исследовании на основе привлечения работ представителей всех трёх охарактеризованных выше направлений рассмотрены также ещё три важнейшие группы проблем, выделяемые в современной британской историографии Реформации и постреформационного периода: становление протестантской церкви Англии в XVI — первой половине XVII в., пуританское движение в Англии и существование английского католического сообщества в этих же хронологических рамках. В этих трёх главах предпринята попытка реконструкции и обобщения того, что сделано британскими историками к настоящему времени, что обусловило необходимость обращения к важнейшим конкретно-историческим исследованиям но этим вопросам.

В понимании становления протестантской церкви Англии современная британская историография пришла к мнению, что это был процесс, занявший несколько десятилетий, и завершившийся в своих важнейших характеристиках после реставрации Стюартов в 1660 г., в результате чего была восстановлена епископальная система управления церковью, а в 1662 г. опять были приняты 39 статей в качестве доктринальной основы церкви Англии. Растянувшийся во времени процесс становления протестантской церковной организации нашёл отражение также в эволюции названия церкви. После приятия Акта о супрематии (1534) церковь обычно именовалась по-латыни Ecclesia Anglicana. Первые свидетельства появления термина «англиканство» (“Anglicanisme”) относятся исследователями к началу XVII в., но слово “Anglicanism” в XVII–XVIII вв. не вошло в словари английского языка и впервые появилось в религиозном смысле в «Оксфордском словаре английского языка» в 1797 году как цитата из Эдмунда Бёрка, окончательно утвердившись только в середине XIX в., когда это понятие популяризировали трактарианцы — деятели Оксфордского движения. Отчётливый процесс становления собственной идентичности начался в церкви Англии не сразу после законодательного утверждения протестантизма королевской властью, а только на рубеже XVI–XVII вв. Целенаправленной попыткой более точного самоопределения церкви Англии среди протестантских церквей, по мнению современных исследователей, была деятельность архиепископа Кентерберийского Уильяма Лода в 1630-е гг., которая привела к конфликту с пуританами, обострению религиозно-политической ситуации в стране и стала одним из факторов в происхождении Английской революции середины XVII в. Пуританские нонконформисты в результате были вытеснены за рамки церкви Англии, которая после реставрации Стюартов восстановилась на более жёстких идейных и организационных основах.

Появление пуританизма связывается британскими историками с идейным влиянием европейских реформированных церквей на часть духовных лиц в церкви Англии, в результате которого среди них возникло стремление провести Реформацию в Англии по континентальным образцам, поскольку религиозная политика королевской власти представлялась им недостаточно активной в утверждении «истинной реформированной религии». Такая объяснительная схема, рассматривавшая возникновение пуританизма как результат идейных влияний, в своём появлении связана с оценкой происходившего самими пуританами и была развита в либеральной историографии. Современные британские историки, в дополнение к этому подходу рассматривая деятельность пуритан с политической точки зрения, отмечают, что королевская власть блокировала развитие пуританизма в его пресвитерианской форме, в конечном счёте, потому, что стремилась не допустить утверждения в Англии религиозного течения, которое ориентировалось на зарубежные авторитеты и навязывало монарху как главе церкви Англии неприемлемые формы церковной организации, не оставлявшие для монарха места в системе церковного управления и подрывавшие его прерогативу как главы церкви. Защитники епископальной системы церковного управления в Англии впервые ещё в XVI–XVII вв. обвинили пуритан в стремлении лишить епископальную церковь сохранившейся у неё собственности, и в пропаганде пуританизма среди светских лиц с целью найти себе союзников в деле грабежа церковного имущества. Современные исследователи признают существование этого мотива поддержки пуританизма у его светских патронов, но не находят достаточных свидетельств, чтобы сделать вывод о значительности его влияния на развитие пуританского движения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"

Книги похожие на "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Ерохин

Владимир Ерохин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Ерохин - Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке"

Отзывы читателей о книге "Становление нации. Религиозно-политическая история Англии XVI — первой половины XVII в. в современной британской исторической науке", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.