Брюно Дюмезиль - Королева Брунгильда

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Королева Брунгильда"
Описание и краткое содержание "Королева Брунгильда" читать бесплатно онлайн.
Весной 581 г. на Шампанской равнине готовились к столкновению две франкских армии. Шесть лет назад случаю было угодно, чтобы престол самого могущественного из франкских королевств — Австразии — унаследовал ребенок. С тех пор магнаты дрались за пост регента. Но когда решительная битва должна была вот-вот начаться, меж рядов противников появилась женщина в доспехах. Она пришла не затем, чтобы принять участие в бою, и даже не затем, чтобы воодушевить мужчин храбро биться. Напротив, употребив всю власть, какую давало ей ношение воинского пояса, она потребовала, чтобы франки положили конец распре. Неожиданно для всех она добилась своего. Благодаря этому воинственному жесту мира варварская королева по имени Брунгильда вошла в историю. Вскоре франки признали за ней верховную власть, и почти тридцать лет она царствовала на территории от Атлантики до Баварии и от Северной Италии до берегов Эльбы, встав у руля самого могущественного королевства Средневековой Европы — Франкского государства Меровингов.
Но работа Бруно Дюмезиля — не просто яркая биография Брунгильды. Французский историк подарил читателю настоящую эпическую сагу об «эпохе Меровингов» — её главных действующих лицах, варварских королях и знати, епископах и монахах, интригах при королевском дворе и провинции, борьбе за власть и влияние. Сагу о средневековом мире, который без Брунгильды мог стать другим.
Тем не менее в начале понтификата Григорий Великий еще смотрел на франкский мир с некоторым недоверием. Даже если в церкви святого Петра можно было видеть золотую корону, преподнесенную Хлодвигом, настоящими ли христианами стали эти варвары, Меровинги? И, главное, стараются ли они распространять религию среди подданных? Так, в 597 г. папа попросил Брунгильду запретить жертвоприношения идолам{834}. В Галлии настоящих язычников оставалось немного, но во всех периферийных зонах франкского мира, в Саксонии, в Тюрингии и на земле васконов, Брунгильде, конечно, приходилось царствовать над населением, состоящим по большей части из идолопоклонников. Папа удивлялся, что христианская монархиня это терпит, и побуждал ее исправить положение.
Еще активней, чем к борьбе с язычниками, Григорий Великий призывал к защите католиков. В 599 г. он попросил Брунгильду выпустить закон, который бы запрещал галльским евреям владеть рабами-христианами{835}. В самом деле, церковь раннего средневековья страшно боялась еврейского прозелитизма, хотя трудно понять, существовал ли он в реальности или это была коллективная галлюцинация. В любом случае рабство считалось формой ущемления воли, и, обоснованно или нет, духовенство опасалось, как бы евреи-хозяева не принудили своих слуг-христиан принять обрезание{836}. Однако Григорий Великий допускал существование иудейской религии и ее присутствие в Галлии. И когда скандально известный епископ Теодор Марсельский стал у себя в городе насильно крестить евреев, папа обратился к нему с особо резкими упреками{837}.
Патримоний в Галлии
Лучше разобравшись в ситуации, Григорий Великий, конечно, понял, что Regnum Francorum Брунгильды — глубоко христианская территория и что граница, за которую надо посылать миссионеров, находится дальше. Чтобы найти настоящие языческие народы, надо было добраться до Британии. Так, анекдот, записанный в начале VIII в., рассказывает, что однажды Григорий Великий увидел в Риме мальчиков из племени англов. Он якобы воскликнул, что это не англы (Anguli), a ангелы (angeli), которых надо спасти от ада{838}. Неизвестно, есть ли у этого анекдота реальная основа, но в собственных письмах папа выражал глубокую решимость добиться обращения Англии{839}.
До конца VII в. апостолический престол никогда не посылал миссий дальнего плавания, за исключением небольшой операции в Ирландии в понтификат Целестина (422–432). Однако Григорий Великий, который был крупным чиновником, прежде чем стать папой, понял, что подобная затея потребует тяжелой и дорогостоящей подготовки. А ведь несколько десятилетий войны и чумы опустошили италийские земли и подорвали ресурсы церкви. Все начало своего понтификата Григорий посвятил совершенствованию управления землями, которыми Рим владел на Сицилии и в Южной Италии. Прироста их доходности едва хватило, чтобы прокормить бедняков в городе. Для английской миссии надо было искать другой источник капиталов.
С поздней античности апостолический престол владел землями в Провансе, и это имение называлось «патримонием святого Петра в Галлии». Он находился очень далеко от Рима, и надзирать за ним было сложно. В середине VI в. папы решились предоставить управление им епископам Арльским или светским правителям Прованса. Тот, кто назывался «ректором патримония», заставлял местных крестьян возделывать земли и отсылал доходы папе. По крайней мере, так дело обстояло теоретически, потому что некоторые из этих управляющих были не слишком честными и предпочитали оставлять все себе.
В 592 г. Прованс был воссоединен Брунгильдой и управление патримонием перешло в руки нового правителя, патриция Динамия. Тот, как и во всем, показал себя здесь эффективным управленцем. Он добился, чтобы земли святого Петра стали доходными, и начал получать ежегодный барыш в четыреста золотых солидов, которые честно посылал в Рим{840}. Папа мог снова мечтать об извлечении прибыли из провансальских имений. Но, чтобы еще повысить их доходность, надо было сократить долю, какую взимали посредники. В самом деле, даже если ректор оказывался честным, он все равно брал себе жалованье, вознаграждая себя за труд.
Поэтому после кончины Динамия в 595 г. Григорий Великий попросил Брунгильду разделить должности патриция Прованса и управляющего патримонием святого Петра в Галлии{841}. Королева согласилась. Должность патриция перешла к некоему Аригию{842}, тогда как управление папскими имениями было поручено римскому диакону Кандиду{843}. Как клирик последний отныне управлял патримонием в Провансе бесплатно. К тому же Кандид стал кем-то вроде официального представителя Григория Великого в Галлии, и в этом качестве ему полагалось собирать сведения о франкских королях или обращаться к ним от имени папы.
Чтобы провансальские имения приносили богатство, надо было еще иметь возможность их сохранить. На плохо защищенные церковные земли зарились магнаты, всегда находя повод их захватить. Чтобы избежать всякого риска, папа уговорил Хильдеберта II и Брунгильду взять патримоний в Галлии под личное покровительство. Это несомненно значило, что судебные процессы, связанные с римскими землями, должен был проводить дворцовый суд. Диакон Кандид тоже попал под покровительство королевы и в результате мог не опасаться, что его попытаются запугать{844}.
Отныне провансальские земли при правильном использовании могли служить базой снабжения и финансовым резервом. С сентября 595 г. Григорий Великий направлял Кандиду указания, чтобы тот покупал молодых англосаксонских рабов; их следовало посылать в Рим, чтобы их там крестили и помещали в монастырь{845}. Видимо, этим подросткам предстояло стать сотрудниками и переводчиками будущих миссионеров.
Проезд римских миссионеров
В 596 г. Григорий Великий наконец почувствовал, что готов воплотить свою мечту. Он обратился к монахам основанного им ранее монастыря, выбрал им настоятеля в лице некоего Августина и отправил их в Англию. Однако когда эти люди прибыли в Прованс, до них стали доходить жуткие слухи об англах. Перепуганные монахи отказались следовать туда, где их убьют. В этой ситуации Августин предпочел повернуть назад и поехал в Рим для получения новых указаний{846}.
Папа успокоил своего посланника, как мог, и велел посвятить его в епископы для повышения авторитета{847}. Он также направил слова порицания и ободрения монахам, оставшимся в Галлии{848}. Тем не менее, осознав все опасности предприятия, папа принялся тщательней готовить почву для него. В июле 596 г. он написал письма всем галльским епископам, резиденции которых находились на пути следования миссионеров, — в Марсель, Арль, Вьенн, Отён и Тур, — призвав предоставить последним всю необходимую помощь{849}. Брунгильду и ее юных внуков Теодориха II и Теодоберта II он также попросил оказать поддержку миссии. Чтобы умаслить собеседников, папа заявил, что это будет делом простым и законным, ведь Меровинги располагают властью над Британией{850}. Поскольку англосаксонские короли в лучшем случае всего лишь принадлежали к клиентеле Меровингов, это был оптимистичный взгляд на вещи.
Тем не менее, обратившись к Брунгильде, Григорий Великий нашел хорошую деловую партнершу. С тех пор папа пользовался поддержкой королевы и ее сторонников, а именно патриция Прованса Аригия{851} и монахов Лерена. Последние скинулись, чтобы предоставить Риму ложечки. Известно, что эти столовые приборы, служившие для того, чтобы давать причастие, были ввезены в Англию римскими миссионерами, которые дарили их первым обращенным{852}. Франкский епископат, похоже, поддерживал английскую миссию куда более вяло. Один Сиагрий Отёнский оказал римским монахам реальную помощь. Но это был прелат, самый близкий к королеве{853}.
Что касается Брунгильды, она лично пожелала видеть Августина и его монахов, готовых отбыть в Англию, и предоставила им превосходный прием у себя во дворце. Папа в новом письме с жаром благодарит ее за это:
Мы узнали, из рассказа некоторых наших верных, как Ваше Величество повели себя в отношении нашего брата и сотоварища по епископскому служению, Августина, и какую любовь проявили к нему по наущению Божию. За это мы выражаем Вам благодарность и молим божественную Силу быть столь милосердной, чтобы Она хранила Вас на этом свете под Своим покровительством и чтобы через очень многие годы позволила Вам воцариться в вечной жизни, как [Вы царите ныне] среди людей{854}.
К «верным», которые информировали папу о положении в Галлии, следует в первую очередь отнести диакона Кандида. Его тревожил счетный баланс патримония в Провансе, и он, конечно, выказал радость в связи с тем, что королева согласилась участвовать в финансировании миссии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Королева Брунгильда"
Книги похожие на "Королева Брунгильда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Брюно Дюмезиль - Королева Брунгильда"
Отзывы читателей о книге "Королева Брунгильда", комментарии и мнения людей о произведении.