Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким"
Описание и краткое содержание "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким" читать бесплатно онлайн.
Оффлайн-интервью на сайте "Русская фантастика" 1998-2002.
Общее количество ответов: 8620
Для облегчения навигации ответы сгруппированы по годам.
В приложении приведены любимые книги Бориса Стругацкого, а также чат с ним на сайте "Компьютерры" в ночь с 30 ноября на 1 декабря 2000 года.
Некорректный вопрос. Этически: нет, не стОит. Практически, может быть, и стОит. Как известно, «эволюция не бывает справедливой». Любой прогресс происходит в формах более или менее безжалостных по отношению к конкретным людям. Это НЕИЗБЕЖНАЯ форма реализации человечеством самого себя.
СтОит ли коммунизм гражданской войны? СтОит ли коммунизм «слез ребенка и женщин»?
Arkadiy Trofman <atrofman@yahoo.com> baltimore, USA - 01/14/02 21:36:12 MSK
См. выше. Всякая вещь стоит ровно столько, сколько за нее готовы заплатить. Вопрос надо ставить иначе: возможно ли создать справедливое общество, совершая жестокости, мерзости и пакости? Не знаю. Думаю, что нет. Хотя, с другой стороны, очевидно, что за все приходится платить. И за наше нынешнее, сравнительно сытое и благополучное существование заплачено реками слез и морями крови. Боюсь, что спрашивать «хорошо ли это? стоила ли игра свеч? и т.д.» – бессмысленно. История есть равнодействующая миллионов воль, и мы всегда получаем в итоге не то, чего мы хотели бы, а то, что получается после суммирования миллиарда векторов. История – вне этики. Зато человек – существо этическое. И все Ваши вопросы надлежит обращать к ЛИЧНОСТИ, а не к социуму. «ТЫ готов на гражданскую войну ради торжества коммунизма?» «ТЫ согласен проливать слезы и кровь детей и женщин?» Я – нет. И самым решительным образом.
Честно признаюсь, пишу с корыстной целью :). Задали мне в институте доклад «Детское» творчество Стругацких». Я перелопатил гору критики, что-то там понаписал, делая упор в основном на «Повесть о дружбе и недружбе», она вроде как «под детей» написана. Но мучает меня сама странность подобной темы. Я вообще не считаю, что Стругацких хоть как-то можно отнести к детской литературе. А что по этому поводу думаете Вы?
Влад <zeinsvurd@mail.ru> Н.Новгород, Россия - 01/14/02 21:36:32 MSK
Я тоже считаю, что по-настоящему детских произведений АБС не писали. (Если не считать «Повести о дружбе...»). Но многое из того, что у них написано, вполне может рассматриваться как чтение для школьников. Практически все их ранние вещи. «Малыш». «Обитаемый остров»... На самом деле, вещи, которые решительно НЕ ГОДЯТСЯ для детского чтения, составляют у них, скорее, меньшинство.
Уважаемый Борис Натанович! Я уже задавала этот вопрос, но всё еще надеюсь, что Вы ответите на него (и прошу Вас об этом). Думаю, Вы знаете о том, что Ваши произведения стали для многих целой религией, а их герои и общества – идеалами, образцами. Верите ли Вы сами в то, что в нашей реальности возможно воплощение хотя бы одного такого характера? Верите ли Вы в то, что в нашем обществе есть «люди Стругацких»? Ваша фантастика – это, прежде всего, фантастика нравственности. Однажды узнав о Румату, Юрковского и других, очень трудно воспринимать и любить окружающих по-прежнему. Потому, что любишь уже Ваших героев. И вместе с тем понимаешь утопичность их образов... Но, может, я ошибаюсь, может, они возможны?
Лена <involuntary@rambler.ru> Россия - 01/14/02 21:36:41 MSK
Большинство наших героев имели совершенно реальных прототипов. Горбовский, Вечеровский, Малянов, Воронин, Кацман... В нашем мире живет много хороших, добрых и умных людей. По крайней мере, во времена нашей молодости дело обстояло именно так. Думаю, и сейчас положение кардинально не поменялось. Во всяком случае, я лично встречаю среди нынешней молодежи множество симпатичных и милых людей. Хотя до утопии все еще далеко.
Уважаемый Борис Натанович, нужен Ваш профессиональный совет: имеются ли какие-нибудь методы борьбы с писательской ленью (т.е. когда всё уже продумано и проиграно в голове до мельчайших подробностей, а сесть за клавиатуру почему-то решительно невозможно, всегда находятся отговорки отложить это «на потом»)? Особенно, когда «писательство» не кормящая профессия, а, скорее, побочное хобби?
Сергей Десницкий Москва, Россия - 01/14/02 21:37:07 MSK
Как говорила одна дама у Диккенса: «Нужно усилие. Милая моя, вам надо сделать усилие...». Ничего другого я посоветовать Вам не могу. Творчество – это всегда насилие над обезьяной, которая живет внутри каждого из нас.
Уважаемый Борис Натанович! Мне всегда казалось, что в Вашем совместном творчестве юмор, легкость – это в большей степени от АНС, а философичность, трагизм и, в более поздних вещах, намеки на межполовые отношения – от Вас. Так ли это или нет?
Илья Новак <novack@svitonline.com> Киев, Украина - 01/14/02 21:37:10 MSK
Нет, это не так. «Савсэм нэ так». Не пытайтесь отделить (тем или иным способом) А. от Б. Не получится.
Читали ли Вы Терри Пратчетта и, если читали, то какое у Вас от него осталось впечатление?
Илья Новак <novack@svitonline.com> Киев, Украина - 01/14/02 21:37:23 MSK
Не читал. И даже, по-моему, не слышал.
Нравится ли Вам вообще отвечать на все эти вопросы?
Илья Новак <novack@svitonline.com> Киев, Украина - 01/14/02 21:37:51 MSK
Как правило, да, нравится. Но не всегда.
С какими эмоциями Вы обычно садитесь на них отвечать?
Илья Новак <novack@svitonline.com> Киев, Украина - 01/14/02 21:38:03 MSK
Это зависит от многих обстоятельств. Настроение. Наличие-отсутствие срочной работы. Состояние здоровья. И т.д.
Какие причины заставляют делать это – чувство долга, интерес, тщеславие, что-нибудь еще?
Илья Новак <novack@svitonline.com> Киев, Украина - 01/14/02 21:38:10 MSK
Чувство долга – всегда. Интерес – иногда. Тщеславие – никогда.
Уважаемый Борис Натанович! В этом интервью Вы недавно сказали: «Гейгер мне неприятен, но в разведку я бы с ним, тем не менее, пошел. Такая вот дихотомия, извините за выражение». А как такое может быть? Конечно, Гейгер вряд ли имеет что-то общее с фашистским вождем типа Гитлера. Гитлера во всех мемуарах описывают как одаренного, но полусумасшедшего человека с исключительно тяжелым характером. Гейгер же изображен как типичный «администратор средней руки», не слишком одаренный, без всяких выдающихся мыслей и в то же время без всяких глупостей. Такому человеку вполне можно доверить не слишком важный руководящий пост. Но идти с ним в разведку? Не могли бы Вы объяснить подробнее?
Максим Поляков Москва, Россия - 01/14/02 21:38:26 MSK
Гейгер умелый вояка, не трус, не склонен к подлянке, хороший товарищ – что еще требуется от человека, с которым тебя отправляют в разведку?
Борис Натанович, прежде всего горячо благодарю Вас с Аркадием за все, что сделали! Образ Саула поразил меня своей трагической правдивостью. И мне даже не хочется думать, что это – эксперимент Странников. Нет! Все просто! Каждый должен бороться с мерзостью в Своем Мире. Но Вы-то видите: Фашизм уже крадется к нашей Родине. Как бороться сним сейчас?!
Станислав Янчишин <Indryk@yandex.ru> Запорожье, Украина - 01/14/02 21:38:34 MSK
Вообще-то этим должны заниматься правоохранительные органы. Но они, похоже, и сами заражены красно-коричневой бациллой. Остается немногое: не поддаваться самому и и поддерживать всех тех, кто выступает против. И надеяться, что «минет нас чаша сия».
Уважаемый Борис Натанович! В одном из интервью Вы сказали, что «существует такая штука, называется мораль. Она же этика. Совокупность правил поведения... Нарушить эти правила ... [значит] нарушить душевный покой... По-моему, так совсем не выгодно...». Все так. Откуда берется мораль? Мораль ведь понятие относительное. В разных странах и мораль разная. Вам не кажется, что при всей бесполезности религии для отдельного здорового, энергичного и не «нищего духом» человека, источник этой самой морали в ней. В тех же христианских заповедях? Т.е. без религии люди в обществе не могли бы сосуществовать, т.к. мораль под влиянием всяких разных факторов (борьбы за кусок хлеба с маслом, например) с течением времени из людей выветрится и получатся очень умные не «нищие духом» монстры, которые будут друг друга топтать? Людоед ведь не испытывет душевного дискомфорта после очередного обеда? Буду Вам признателен за ответ на мой вопрос. Сам я неверующий, хотя и сочувстующий.
Пинаев Дмитрий <dima@abris.ur.ru> Екатеринбург, Россия - 01/18/02 22:15:51 MSK
Каждая религия содержит в себе определенный моральный кодекс. И, Вы совершенно правы, одно из важнейших назначений религии в том и состоит, чтобы «освятить» определенные нормы поведения в обществе, сделать мораль совокупностью правил, данных нам от Бога. Чтобы на вопрос «людоеда» «А почему, собственно, мне нельзя убивать и есть людей?» можно было бы ответить: этого не разрешает Бог. Но возможна и мораль неверующего. Вот она базируется – на понятиях «совести» и «душевного комфорта». Убивать нельзя потому, что это неприятно, стыдно, «не по-человечески», гнусно. Убивая другого, убиваешь частицу самого себя, совершаешь нравственное самоубийство.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким"
Книги похожие на "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким"
Отзывы читателей о книге "OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким", комментарии и мнения людей о произведении.