» » » » Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности


Авторские права

Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности

Здесь можно скачать бесплатно "Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Наука, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности
Рейтинг:
Название:
Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности
Издательство:
Наука
Год:
1991
ISBN:
5-02-029264-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Описание и краткое содержание "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" читать бесплатно онлайн.



Тайны человеческой психики — насколько познаваемы они в наше время? Каковы «ступени» созревания личности и в чем заключается своеобразие ее реагирования в разные возрастные периоды? Что представляют собой так называемые пограничные состояния и можно ли в полной мере раскрыть «пружины» отклоняющегося поведения? Имеется ли связь между аномалиями личности и одаренностью, альтруизмом, конформизмом, правонарушениями? Как противостоять многообразным стрессовым воздействиям и победить бессонницу? Разобраться в сложнейших вопросах, связанных с деятельностью мозга, поможет эта книга.

Издание адресовано широкому кругу читателей.






Для этого периода характерна перестройка межличностных отношений, оказывающая влияние на самосознание и самооценку индивида. По данным А. В. Петровского и В. В. Шкалинского, в подростковом и раннем юношеском возрасте референтной, или эталонной, трупной (с мнением которой личность считается) иногда становится не реальная контактная первичная группа, а герои популярных книг, кинокартин, театральных постановок. Именно из этих источников нередко черпаются установки, определяющие «что такое хорошо и что такое плохо». Подросток упрямо перепроверяет указания со стороны, демонстрирует заносчивость и самоуверенность, неприятие любых авторитетов, слепое противодействие любому совету.

Эндокринная перестройка организма, половой метаморфоз мальчиков и девочек служит отправной точкой для появления острого чувства недовольства собой, своей внешностью; отсюда — непоседливость, двигательная расторможенность или, напротив, угловатость, скованность, неуклюжесть в моторике; в связи с этим — трудности в подборе родителями и педагогами ключа к характеру подростка, постоянные сетования с их стороны на дерзость, своеволие, инертность. Именно с незнанием психологии этого переломного периода подчас связаны неудачи воспитательного процесса.

На базе асинхроний биологического созревания личности формируются явления, получившие название акселерации (ускоренное физическое развитие индивида) и ретардации (замедленное интеллектуальное и эмоционально-волевое созревание). Как ни парадоксально, и тот, и другой процесс не содействует своевременному становлению зрелой личности: как правило, даже при акселерации детство не только не сокращается, но и ощутимо затягивается.

Существенное противоречие этого возрастного периода — несоответствие между завышенной самооценкой и возможностью добиться этого реальными средствами. Современный подросток нетерпелив, ему кажется, что самое лучшее проходит мимо него (отсюда, быть может, то негативное явление, которое получило определение «вещизм»). А ведь зачастую эта меркантильность кажущаяся: она исчезает как только подросток получает верное направление своей воле, как только удается сформировать позитивную эмоционально насыщенную доминанту, «наставить его на путь истинный».

Пубертатный возраст сопряжен не только с фазой углубленного самоанализа (повышенным интересом к себе, возможным уходом в мир фантазий), но и с развитием чувства товарищества, взаимовыручки, коллективизма, помогающему утвердить себя как в собственных глазах, так и во мнении окружающих. «Самоуважение является своего рода итогом противоречивых самооценок, — пишет советский социолог И. С. Кон. — Высокое самоуважение не означает, что личность ставит себя выше всех остальных, не видит своих недостатков и считает себя пределом совершенства; но оно означает, что человек уважает себя, не считает себя хуже и ниже других, положительно относится к себе как к личности… Самоуважение — исключительно важная черта личности, во многом определяющая его судьбу»[8]. В этой сложной и противоречивой борьбе за свой социальный статус подросток осваивает трудную истину: «береги честь с молоду».

Постепенно, по мере выравнивания эндокринно-вегетативных пертурбаций и приспособления к новым формам межличностных отношений, наступает гармонизация характерологического склада подростка. Многое в этом процессе зависит от атмосферы в малой социальной группе. Известный американский психолог К. Левин провел длительные наблюдения за школьными классами, в которых воспитание было поставлено на разные основы — «авторитарную» и «демократическую». В «авторитарных» классах подростков рассаживали по принуждению, господствовала жесткая дисциплина, подавлялась инициатива; в «демократических» — права школьников были максимальными. Оказалось, что в «авторитарных» группах драки вспыхивали в 30 раз чаще, чем в «демократических». Ученики, переведенные из первого рода классов во второй, вначале вели себя агрессивно и отчужденно, лишь исподволь осваивали новые шаблоны поведения.

Таким образом, подростковый возраст является порой личностного самоопределения, кристаллизации моральных нормативов, установления определенного стереотипа жизни, который затем переходит на все последующие возрастные периоды. И приобретает подросток этот новый стиль поведения в момент, когда он осознает себя как член общества, когда серьезно задумывается над проблемой «делать жизнь с кого». Он постигает искусство теплого общения и самоотдачи, умения быть сопричастным к «вселенской боли» и к переживаниям отдельного человека, осознает смысл сложного взаимодействия людей, так прекрасно переданного Б. Л. Пастернаком:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.

Завершающий период в формировании личности — юношество. Для юношей и девушек узловым становится вопрос «кем быть?». Профессиональная ориентация также чревата различными трудностями и колебаниями, однако она решается менее драматично, поскольку и этому моменту уже достигается внутренняя стабилизация личности, ее повзросление. Эта жизненная полоса в динамике индивидуального существования богата событиями: получение аттестата зрелости, выход в самостоятельную трудовую жизнь, гражданское совершеннолетие, когда подросток из опекаемого средой становится ответственным за свои действия.

Становление личности ни в коей мере не означает окончательного ее самоопределения, не предусматривает избавления от нервных потрясений и перегрузок. Напротив, именно в период зрелости личность испытывает огромное количество душевных потрясений, что связано с ее наивысшей социальной активностью. Однако обогащенные предыдущим личным опытом, достигнув эмоционально-волевого равновесия и душевного баланса, люди сравнительно легко выносят самые сложные душевные коллизии, становятся более закаленными и стойкими.

Итак, самое время сейчас обратиться к механизмам поведения зрелой личности в социальном сообществе. В постоянном поиске идеала, осуществлении сотен и тысяч выборов, преодолении противоречий человек на фактике познает прекрасную истину, что «жизнь хороша, когда ты в мире необходимое звено» (А. Майков).

«Хождение по группам»

И указывают тысячами пальцев
тысячи дорожек для скитальцев.

Г. Лорка

Со дня рождения каждый человек находится в определенной общественной среде, развивается и воспитывается в большом количестве малых социальных групп. Семья, ясельный и детсадовский коллективы, школьное сообщество и студенческая группа, рабочая бригада и сотрудники лаборатории, футбольная команда и застольная компания — везде речь идет о непосредственном взаимодействии и слаженности людей. Ни сам человек, ни то, что он делает и переживает, не может быть понято, если абстрагироваться от такого участия. Об этом весьма красноречиво сказал? Джон Донн: «Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе».

Человеческое поведение постоянно является объектом социального контроля. Жить, познавать, занимать определенное место в микрогруппе и взаимодействовать с ее членами — это и составляет итог огромного многообразия человеческих побуждений и поступков. Трагедия и счастье человека, что он не может оставаться хотя бы на короткое время (даже во сне) наедине с собой, когда бы он перестал смотреть на себя со стороны. У японцев, например, поза во сне является важным показателем культуры и специально вырабатывается с детства; особое значение приобретает этот навык для женщин — супруг имеет право потребовать развода, если увидит, что жена спит некрасиво: японская женщина должна следить за собой каждую минуту, как бы смотреть на себя глазами мужчины.

Модели поведения возникают и укрепляются в общении людей друг с другом. Поразительно, насколько сильно в человеке стремление к сообществу, единомыслию и единочувствию. Социальность составляет основу нашей натуры и «бегство от одиночества» постоянно сопутствует человеку. В условиях разобщенности возникает гнетущее чувство тоски и покинутости; на намять приходят стихи А. Вознесенского:

Москвою кто-то бродит,
накрутит номер мой.
Послушает и бросит —
Отбой…
Кого-то повело
в естественный отбор?
Отбой…
А может это совесть,
потерянная мной?
Мы не коммуникабельны.
Отбой…
Порвалась связь планеты,
аукать устаю.
Вопросы без ответов,
ответы в пустоту.

Большинство поступков человек совершает в коллективе. Социальная группа определяет систему координированных действий, хотя в некоторых отношениях каждый остается самим собой: солдаты идут в бой вместе, рука об руку, но каждый умирает в одиночку. Принадлежность к социальным группам составляет необходимое условие всестороннего развития личности. Однако не все микрогруппы оцениваются ею в равной мере — наиболее значимая, на признание в которой она ориентируется, называется эталонной. Точно также многообразны ролевые функции, «играемые» личностью как одномоментно, так и на протяжении своего социального существования — профессиональные и ситуационные (например, на производстве — роль руководителя предприятия, на улице — роль пешехода, в семье — роль отца и мужа, в поликлинике — роль больного). Роль имеет смысл лишь тогда, когда она связана с поведением других лиц: в этом отношении она представляет собой шаблон взаимных прав и обязанностей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Книги похожие на "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентин Семке

Валентин Семке - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Отзывы читателей о книге "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.