» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






Немало любопытного может найти зоолог и в старинных литературных произведениях типа "Александрийского физиолога" (впервые опубликованного во II или III веке н.э., многократно переиздававшегося и переведенного на разные языки впоследствии) в разных "Азбуквовниках" (словарях) и т.д. О.В. Белова, автор "Славянского бестиария" (2001), составленного на основании славянских литературных памятниках XII - XVII вв., подчеркивает, что в этих произведениях при недостаточной научной осведомленности символика и нравоучительный смысл главенствуют над фактическим описанием (из-за этого даже хорошо известным животным иногда приписываются совершенно не свойственные им качества); свой собственный труд она сравнивает с баснословным зверинцем. Она отмечает также, что символическое значение животных сильно варьирует, и "Книжная символика животных, сформировавшаяся под влиянием церковной догматики, в значительной степени отличается от символики фольклора" (с. 44). Белова приводит рисунки, приписываемые книжнику XVI в. Дамаскину Студиту, воспроизведенные в списке XVIII в. Таким образом, еще сравнительно недавно некоторые животные были описаны так, что их тоже можно причислить к мифическим чудовищам. Все это дает представление о том, как расширялись наши знания о наших "самых меньших братьях". Но связь с мифологией не была утрачена и позднее, когда началось развитие научной зоологии, так как многие ученые охотно стали давать изученным ими животным названия, заимствованные из мифологии.

Э. Геккель (1834-1919) - известный биолог-эволюционист, сформулировавший биогенетический закон, немало способствовавший утверждению дарвинизма, издал также роскошный альбом "Красота форм в природе" (в русском переводе он вышел в 1902 г.). В этом альбоме даны изображения многих одноклеточных животных (радиолярий, саркодовых) и растений, медуз, коралловых полипов, голожаберных моллюсков и других беспозвоночных. Хотя некоторые рисунки грешат зоологическими неточностями (очевидно, они выполнены не самим Геккелем, а специально приглашенным художником), но в эстетическом отношении альбом вполне соответствует своему названию.

В то же время некоторые современные склонные к поэзии зоологи упоминают беспозвоночных животных в своих стихах (см. Павловский, 1958); ниже приводится несколько примеров такого рода, а сведения из научной зоологии ниже приводятся только в том объеме, который необходим для понимания основного материала, но для некоторых зоологических сентенций, выраженных в стихотворной форме, сделано исключение.

Кроме того, и теперь находятся чудаки, которые придумывают шутки ради различных фантастических животных. И хотя эти выдумки никем не принимаются всерьез, но они получили лестное (преувеличивающее их значение) название "мистификаций"; некоторые из них тоже приводятся ниже. А различные чудовища, которыми сейчас наводнен телевизор и компьютер, оставлены без внимания.

Очень информативными и просто интересными бывают также рисунки, из которых можно узнать то, что недосказано словами. Поэтому книга содержит много заимствованных и оригинальных иллюстраций, которые, разумеется, претендуют на зоологическую точность не в большей степени, чем описания, приведенные в тексте.

Чтобы судить о том, какие животные играли заметную роль в жизни людей и занимали их воображение, был произведен подсчет случаев упоминания разных видов в мифологии, фольклоре и в художественной литературе, а также использования их образов в изобразительном искусстве. Результаты этих подсчетов назовем условно статистикой. Следует, однако, заметить, что не каждое упоминание заслуживает статистической регистрации. Без внимания в этом отношении оставлены названия тех животных, которые упомянуты между прочим, к слову (они напечатаны в тексте курсивом), а регистрировались только те случаи, когда животное играло активную роль в описываемых событиях или имело значительное смысловое (например, символическое) значение (в этих случаях их названия напечатаны жирным шрифтом и курсивом)

Представляют интерес также, насколько однотипны или разнообразны роли, которые играют животные в мифологии, в народных сказках, баснях и т.д., а также приписываемые им символические значения. С обеих этих точек зрения изложенные ниже материалы рассматриваются в заключительном разделе (см. Обсуждение).

Основные материалы

Следует иметь в виду, что люди, в сознании которых зародились мифы, легенды, народные сказки и т.д., не имели (и не могли иметь) никакого представления о современной зоологической систематике, и видовая принадлежность животных, о которых шла речь, никогда точно не указывалась. Кроме того, в этих литературных произведениях упоминаются представители далеко не всех типов животных; поэтому и ниже названы лишь немногие типы. Тип Spongia (Губки) - это самые низшие многоклеточные животные; внешне они выглядят довольно невзрачно, долгое время их даже принимали за растений. В приведенном ниже рассказе речь идет о хорошо известной древним грекам так называемой греческой, или туалетной губке (Euspongia officinalis), которой пользовались для гигиенических целей и при некоторых колдовских манипуляциях. В "Метаморфозах" Апулея описан следующий эпизод. Два путника Аристомен и Сократ (не имеющий никакого отношения к известному философу) остановились на ночлег в трактире, с хозяйкой которого (Мероей) Сократ когда-то был в интимных отношениях, и которая слыла ведьмой. Уже ночью Аристомен, от имени которого ведется рассказ, увидел, что в комнату вошли две пожилые женщины, причем одна из них несла зажженную лампу, а другая - губку и обнаженный меч. Та, что с мечом, сказала: "Вот, сестра Пантия, вот котик мой, вот тот, что ночи мои и дни моими молодыми годочками наслаждался, вот тот, что любовь мою презирал и не только клеветой меня пятнал, но замыслил прямое бегство. А я, значит, как хитрым Улиссом брошенная, вроде Калипсо, буду оплакивать вечное одиночество!". Сказала это "И повернув направо Сократову голову, она в левую сторону его шеи ему до рукоятки погрузила меч... К тому же, добрая Мероя запустила правую руку глубоко, до самых внутренностей, в рану, и покопавшись там, вынула сердце моего

несчастного товарища... и он испустил дух. Затыкая эту разверстую рану в самом широком ее месте губкой, Пантия сказала: - Ну ты, губка, бойся, в море рожденная, через реку переправляться!". Оставшийся после ухода женщин наедине с окровавленным трупом Аристомен с ужасом думал о том, что в убийстве обвинят его самого, и даже пытался убежать, но привратник его не выпустил.

Однако утром Сократ проснулся совершенно здоровым, и у него на шее не осталось даже шрама. Товарищи продолжили свой путь, хорошо позавтракали по дороге; а захотевший пить Сократ, найдя удобное место на берегу ручья, "становится на колени и, наклонившись, жадно тянется губами к воде. Но едва только краями губ коснулся он поверхности воды, как рана на шее его широко открывается, губка внезапно из нее выпадает, и вместе с нею несколько капель крови. Бездыханное тело полетело бы в воду, если бы я его, удержав за ногу, не вытянул с трудом на высокий берег, где наскоро оплакав несчастного спутника, песчаной землей около реки навеки его и засыпал" (Апулей, 1956, с. 107-111). Очевидно, сама губка жаждала воды и раскрыла рану. А Аристомен поспешил скрыться, словно у него на совести было убийство.

Тип Cnidaria (Кишечнополостные, или Стрекающие)

очень слабо отражен в мифологии. К этому типу относятся три класса очень просто устроенных животных: Hydrozoa (Гидроиды), Scyphozoa (Сцифозои) и Anthozoa (Коралловые полипы). Первые два класса интересны своим сложным жизненным циклом, в котором происходит чередование одного или нескольких полипоидных поколений, ведущих прикрепленный образ жизни и размножающихся бесполым путем (делением или почкованием), и свободноплавающего медузоидного поколения, осуществляющего половое размножение. Медузы имеют форму зонтика или колокола, в центре вогнутой стороны которого располагается рот. Коралловые полипы не имеют медузоидного поколения и образуют массивные или разветвленные колонии с сильно развитым (чаще всего известковым) скелетом.

Из гидроидов заслуживает упоминания пресноводная гидра. Это небольшой полип (величиной не больше двух см), обнаруженный в XVII в. Левенгуком, а потом хорошо рассмотренный и описанный А. Трамбле. Тело этого полипа состоит всего из двух слоев клеток и имеет цилиндрическую форму; один его конец прикреплен к субстрату, а на противоположном конце находится ротовое отверстие и несколько (около десяти) щупалец (рис. 1 а). В отличие от других гидроидов, гидра не имеет такого сложного жизненного цикла и медузоидной стадии. Кроме того, она отличается удивительной живучестью - если ее разрезать на несколько частей, то из каждого куска может развиться целая гидра.

Этот полип напомнил своей внешней формой и живучестью мифологическое чудовище - Лернейскую гидру - огромную 9-головую змею, убитую древнегреческим героем Гераклом (рис. 1 б). Эта победа далась ему не легко, так как, когда он отрубал у Лернейской гидры одну голову, на ее месте сейчас же вырастала другая. Чтобы этого не происходило, помощник Геракла был вынужден прижигать места отрубленных голов горящей палкой, а последняя (9-я) голова гидры оказалась бессмертной и ее пришлось зарыть в землю и придавить камнем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.