» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






Гиродактилюсы храбры

- Норовят вцепиться в жабры

И рождают эмбрионов не спеша.

Ура вам, Быховский и Догель,

Слоны ли, носороги ль

Без трематод не стоят и гроша!

Поясняю: проф. В.А. Догель тогда заведовал кафедрой зоологии беспозвоночных, а Б.Е. Быховский - молодой паразитолог, выпускник той же кафедры.

Что же касается гиродактилюса, то это червь, паразитирующий на жабрах рыб, тоже упомянут не с проста, а потому, что имеет очень своеобразную форму размножения. Как и другие плоские черви, он является гермафродитом, и в его полупрозрачном теле прижизненно или на окрашенном препарате видны семенники, яичники, одно крупное зрелое яйцо и большой почти полностью развитый зародыш, в котором тоже уже различается его новый зародыш, а в последнем — зародыш следующего поколения, и так до 4-х поколений (рис. 6). Интересно, что все эти зародыши развиваются из одного оплодотворенного яйца, так что их правильнее считать не разными поколениями, а однояйцевыми близнецами. После того, как гиродактилюс родит старшего зародыша (вместе с заключенными в нем другими зародышами), у него начинается развитие нового яйца. А новорожденный червь донашивает и родит заключенного в нем 2-го зародыша, после чего активируется его собственное яйцо, то же происходит и со 2-м близнецом, пока не родится последний из них.

В мифологии рождение близнецов не является редкостью, но такого случая, когда близнецы развиваются с разной скоростью и оказываются вложенными друг в друга, как куклы-матрешки, нет даже в мифологии.


Рис. 6. Гиродактилюс. Гл - глотка, к - кишка, п.д - прикрепительный диск, с - семенник, я - яйцо, яи - яичник, римскими цифрами обозначены зародыши.

Говоря о доморощенных поэтах-зоологах, академик Е.Н. Павловский (1958) вспоминает следующий эпизод. В 1949 Г. Е. Сосниной (тоже вышедшей из кафедры Зоологии беспозвоночных) было предложено выступить на паразитологическом совещании с докладом о паразитофауне грызунов. Готовясь к этому докладу, она написала меланхолическое стихотворение:

Я знаю, что мир прекрасен,

Прекрасен закат и восход,

Лазурное ясное небо

И светлое зеркало вод.

 Прекрасны леса кружевные,

 Зеленый ковер лугов...

Но все это в сердце надолго

Должна я теперь схоронить,

Забыть и родимую Волгу,

И берег Невы позабыть.

Пришлось бедняжке забыть также Филармонию, Мариинский театр, Эрмитаж, а вместо этого

... помнить, что в мире есть блохи,

Есть вши, краснотелки, цестоды

Клещи всех сортов и скребни,

Сосальщики и нематоды.

Их много, их тысячи, сотни... (цитирую по Павловскому, 1958, с. 134).

Остается добавить, что сосальщики и цестоды относятся к плоским червям, нематды и скребни - к первичнополостным, а вши, блохи и клещи, как все знают, относятся к типу членистоногих, о котором будет речь ниже.

Нематоды - это обширный класс (относящийся к типу Nemathelminthes), и среди них есть не только паразитические, но и свободноживущие виды. Растительноядные нематоды очень похожи друг на друга, почему определять их видовую принадлежность бывает трудно, и часто возникает путаница. Английский зоолог Холл написал по этому поводу стишок, перевод которого приводит Е.Н. Павловский (1958, с. 139): [2]

Или в крупном рогатом скоте, или в свиньях,

Вы будете питаться розами,

Белоснежными лилиями И получать новое латинское название,

Каждый третий день.

*** А из паразитических нематод особого внимания заслуживает ришта, распространенная в субтропических и тропических странах, в частности - в Бухаре. Взрослая ришта имеет нитевидную форму, а по длине превышает 1 метр. Она живет лимфатических сосудах и в подкожной клетчатке в области суставов на ногах, причиняет большие страдания и превращает людей в калек, не способных самостоятельно ходить. Во время купания через образующиеся на ноге больного язвы взрослая самка ришты выбрасывает в воду своих личинок, которые заглатываются маленькими рачками-циклопами (они получили такое название потому, что подобно мифологическим циклопам, имеют только один глаз). В теле рачка личинка остается живой, если вместе с водой человек проглотит и такого рачка, ришта продолжит свое развитие уже в его теле. Страдания, причиняемые риштой так велики, что они описываются в узбекских и таджикских песнях и стихах в одной песне говорится:

*** Хоть ангел выпьет воды в Бухаре,

Прорвется и у ангела ришта на ноге.

В другом стихотворении есть слова:

*** Ничтожное количество любимой садовой воды,

Что даже курица не выпьет, может вызвать ришту (см. Павловский, 1958, с. 42, 43). [3]

видов - в темных и светлых. Темные эльфы - это гномы, которые продолжают жить и рыться в недрах земли, добывают и обрабатывают золото и драгоценные камни, а также охраняют клады. А светлые эльфы - это духи воздуха, они живущих в траве и среди цветов, обычно их изображают в виде маленьких человечков с крыльями бабочек (рис. 7). В Германии и во Франции светлые эльфы - это прекрасные миниатюрные феи, от ночных хороводов которых на траве остаются круглые следы. Хотя эльфы - химеры, по своей природе родственные человеку и насекомым, но умолчать о их прародителях, земляных червях тоже было нельзя.

*** В карело-финской мифологии творцом вредоносных животных (каковыми считаются змеи, насекомые и земляные черви) была злая волшебница Сюэтар. Она плюнула в море, и

Ветер слюни там баюкал,

Дух воды качал на волнах,

Выдохнул потом на камни,

Растянул тугою лентой.

Вылезла личинка Туони,

Земляной червяк родился

(Петрухин, 2003, с. 72).

Туони - это загробный мир. Иными словами, земляные черви причислены к фауне загробного мира.

*** По шаманистским представлениям, земляные черви - тотемы помогают людям выходить из Среднего мира в Верхний или Нижний, населенные, соответственно, добрыми или злыми духами. Земляные черви используются также шаманами-целителями. Считается, что настойка из этих червей на водке помогает при ревматизме. При гнойном нарыве на пальце нужно намотать на палец земляного червя и плотно завязать платком, после чего боль пройдет и палец выздоровеет.

Рис. 7. Превращение земляных червей в светлых и темных эльфов.

"Рак желудка и туберкулез легких лечат дождевыми червями красного цвета. Стакан червей настаивают на 0,5 л спирта или водки, фильтруют и принимают по 1 столовой ложке З раза в день за полчаса до еды" (Диксон, 2000, с. 208).

*** В японской сказке "Отчего земляные черви не поют" говорится, что когда то у змей не было глаз, но они умели хорошо петь, а земляные черви имели глаза, но были немыми. И вздумали они поменяться своими способностями, а посредником в этом деле стал сверчок. Когда сделка уже состоялась, сверчок в благодарность за услугу попросил червя одолжить ему ненадолго голос, чтобы спеть одну-две песни. Червяк согласился, сверчок стал петь: "Рю-рю-рю! Рю-рю-рю!", а голос червяку не вернул. И остался земляной червь без глаз и без голоса ("Невеста обезьяны", 1991). (А на мой взгляд, было бы правильнее назвать эту сказку иначе: "Почему земляные черви лишились глаз").

*** В мифологии многих народов змеи ассоциируются с червями. По верованиям древних исландцев, корни Мирового древа Иггдрасиль подгрызает живущий в земле дракон Нидхагг. Внешний вид этого дракона не описан, но поскольку он ведет роющий образ жизни, то должен быть червеобразным. Древние английские драконы не имели ни ног, ни крыльев, а вместо чешуи у них была ядовитая слизь. Они душили людей и животных, как удавы. Чтобы противостоять таким объятьям, одному герою пришлось надеть панцирь с железными шипами. О них К.М. Бриггс (Briggs, 1977, с. 142) пишет: "В волшебных сказках драконы часто похожи на геральдических драконов с крыльями летучей мыши, чешуйчатым телом и хвостом и с четырьмя ногами с когтями на концах, но в легендах они больше похожи на скандинавских червей".

*** Очевидно, о земляном черве писал также И.А. Крылов в басне "Камень и червяк", где червяк хвалит дождь за то, что он увлажнил землю.

*** Что касается пиявок (класс Hirudinea), то один безвестный зоолог констатировал (это был неофициальный эпиграф к его диссертации):

Нет пруда и нет канавки,

Где бы не было пиявки.

*** Из шаманской медицины: "Несколько пиявок, наложенных на нос и на задний проход, дают облегчение при менингите. Также пиявки прикладываются к геморройным шишкам" (Диксон, 2000, с. 206).

*** Интересные сведения о происхождении пиявок содержатся в мифологии папуасского племени маринд-аним. У этих людей нет (или не было, когда ими занимались этнографы) богов и настоящей религии, но по их представлениям многие люди, животные и даже неодушевленные (с нашей точки зрения) предметы обладают сверхъестественными способностями и могут превращаться во что угодно; эти существа называются дема. Некогда существовало озеро по которому "плавали какие-то существа из бамбука, очень похожие на рыб. Дема-аист хотел было поймать их и съесть, но огонь-дема не позволил ему это сделать. Он сказал: Это вовсе не рыбы, а люди и принадлежат они мне" (Воеводина, 2002, с. 164) и разрешил вытащить их на берег. "От жары бамбук потрескался, и лучины разошлись в разные стороны. Так у первых людей появились руки и ноги, а на голове - глаза, уши ит ноздри. Но вот раздался особенно громкий треск: Вааах! Это у первых людей открылись рты и они обрели дар речи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.