Ермолай-Еразм - Древнерусская литература. Библиотека русской классики. Том 1
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древнерусская литература. Библиотека русской классики. Том 1"
Описание и краткое содержание "Древнерусская литература. Библиотека русской классики. Том 1" читать бесплатно онлайн.
В томе представлены памятники древнерусской литературы XI–XVII веков. Тексты XI–XVI в. даны в переводах, выполненных известными, авторитетными исследователями, сочинения XVII в. — в подлинниках.
«Древнерусская литература — не литература. Такая формулировка, намеренно шокирующая, тем не менее точно характеризует особенности первого периода русской словесности.
Древнерусская литература — это начало русской литературы, ее древнейший период, который включает произведения, написанные с XI по XVII век, то есть в течение семи столетий (а ведь вся последующая литература занимает только три века). Жизнь человека Древней Руси не походила на жизнь гражданина России XVIII–XX веков: другим было всё — среда обитания, формы устройства государства, представления о человеке и его месте в мире. Соответственно, древнерусская литература совершенно не похожа на литературу XVIII–XX веков, и к ней невозможно применять те критерии, которые определяют это понятие в течение последующих трех веков».
396
С. 603. Шелепуга — шелеп, кнут, плеть.
397
С. 604. …с рычагами… — Здесь: с ухватами.
398
…сам-третей — см. коммент. к с. 190.
399
…привез… Филиппа-митрополита. — В 1652 г. Никон, будучи митрополитом новгородским, доставил из Соловецкого монастыря мощи св. Филиппа Московского.
400
С. 604. …пружався… — Пружаться — гордиться, напрягаться, рваться метаться.
401
…в крестовую не стал пускать… — Крестовая палата — приемный зал патриарха в Кремле.
402
…в Верху… — «Верхом» назывались жилые хоромы царя и его семьи; брат Аввакума, Евфимий, читал Псалтырь и пел Часослов в покоях царевны Ирины Михайловны.
403
С. 605. Мы же з Данилом… темниковского протопопа Даниила… — Даниил — протопоп (протоиерей) костромского собора и его тезка — протопоп собора в городе Темникове — были сторонниками Аввакума.
404
Скуфья — головной убор, знак отличия для священников.
405
С. 606. Дискос — блюдо, на которое кладут часть просфоры.
406
…Третьяку Башмаку… — Семен Третьяк Васильев Башмак Василий — дьяк Сибирского приказа, впоследствии монах Чудова монастыря Савватий, сторонник старообрядчества.
407
С. 607. Петр Бекетов (ум. 1655) — сибирский землепроходец, основатель Якутского острога, полковник.
408
С. 608. Дощеник (дощанник) — лодка.
409
С. 609. Чекан — топорик на длинной рукоятке, знак начальнического достоинства.
410
Беть — поперечное бревно, скрепляющее борты дощанника.
411
С. 612. Евдокея Кириловна (Евдокия Кирилловна) — жена Е. А. Пашкова.
412
С. 613. В Кормчей… — Кормчая книга — сборник церковного права; напечатан в 1650 г.
413
Поскимить — посхимить; схима — монашеский чин, налагающий самые строгие обязательства.
414
Тощно — скоро.
415
С. 614. Патрахель — епитрахиль, часть облачения священника.
416
С. 616. Поехали на войну. — Аввакум имеет в виду восстание сибирских народов 1662–1663 гг.
417
С. 619. Базлук — приспособление с шипами для передвижения по льду.
418
…на Печатной двор хотели посадить. — Аввакуму предлагали престижную должность справщика (редактора) на Печатном дворе.
419
…под Красное крыльце… — Имеется в виду парадный вход в царский дворец.
420
С. 621. …Иваном зовут Богдановичь Камынин… — Камынин И. Б. — стольник; будучи верхотурским воеводой (1659–1664), познакомился с Аввакумом и сочувствовал ему.
421
С. 622. …у газского митрополита… — Грек Паисий Лигарид (1610–1678), оказавшись на Руси по приглашению Никона, помогал Алексею Михайловичу в борьбе как со старообрядцами, так и с никонианами.
422
Ритор — мастер риторики, искусства говорить; для Аввакума — негативное определение и атрибут «новизн».
423
Келарь — см. коммент. к с. 56.
424
Келейник — служитель монашествующего лица.
425
С. 624. …вопроси его Пилат… — Именем мучителя Христова Аввакум называет стрелецкого подполковника И. К. Елагина, руководившего в 1670 г. казнями старообрядцев.
426
…вселенских… патриархов… — Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский присутствовали на церковном соборе 1666–1667 гг., оказав поддержку царю Алексею Михайловичу.
427
С. 625. …собор при царе Иванне… — Имеется в виду Стоглавый собор 1551 г.
428
…толмачю архимариту Денису… — Дионисий, игумен Иверского монастыря на Афоне, — противник старообрядчества, писатель; с 1655 г. по 1669 г. находился на Руси и выступил как переводчик при патриархах во время собора 1666–1667 гг.
429
Клабук (клобук) — см. коммент. к с. 60.
430
С. 625. Ставец — деревянная миска.
431
С. 626. Стыр — спор.
432
Никифор-протопоп — священник из Симбирска, расстриженный вселенскими патриархами за симпатии к старообрядцам; умер в ссылке в конце 1660-х.
433
С 627. «Ответ православных» — коллективное сочинение пустозерских узников-старообрядцев, составленное дьяконом Федором в 1669 г. и направленное против реформ Никона.
434
С. 628. Спекулатар — палач.
435
С. 629. Мытарь — см. коммент. к с. 47.
436
…книгою Ефрема Сирина… — Книга поучений богослова св. Ефрема Сирина (ум.373) была напечатана в Москве (1647).
437
С. 630. Кафизма — раздел Псалтыри.
438
Голка — шум, беспорядок.
439
С. 631. …просвиру вынял за брата. — Священник во время службы вынимает частицу из просфоры за здоровье тех лиц, имена которых ему указываются.
440
С. 632. Сорокоуст — сорокадневная молитва в церкви по умершему.
441
С. 633. Епитимия — см. коммент. к с. 64.
442
Пономарь — см. коммент. к с. 72.
443
С. 635. Папарты — крылья.
444
…бело у ушей-тех… — Имеются в виду «слухи» — белые ленточки, которые на изображениях ангелов символизируют их внимание к речам Бога.
445
С. 636. Стихарь — одежда священников.
446
С. 637. …запасный агнец… — Агнец — часть хлеба, вынутая священником из просфоры; запасный агнец — освященная часть просфоры, которую используют при причащении вне церкви.
447
С. 638. Ез — плетеное приспособление для ловли рыбы.
448
С. 642. …О сем писано в летописце латинском, о вере Книга указует летописец которой. — Аввакум ссылается на «Книгу о вере» (1648), московское старопечатное издание, пользовавшееся авторитетом среди старообрядцев. Неизвестный автор «Книги о вере» включил в нее множество источников, содержащих антикатолические сведения.
449
Знаменосцы — монахи-схимники.
450
Два стихотворения из сборника «Вертоград многоцветный» — «Казнь за сожжение нищих» и «Купецтво» — печатаются по писарской копии, просмотренной и выправленной учеником Симеона Сильвестром Медведевым, опубликованной в издании: Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. 3. М., 1994.
Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Ситнянович-Петровский) (1629–1680) — виднейший русский стихотворец XVII в. Родом из польской Белоруссии, он воспользовался теми возможностями для получения образования, которые предоставляла тогдашняя Польша: учился в православной Киево-Могилянской академии и Виленской иезуитской коллегии. В 1656 г. Симеон — монах Богоявленского полоцкого монастыря, а не позднее 1664 г. он перебирается в Москву, где становится придворным поэтом при Алексее Михайловиче и воспитателем его детей (в том числе будущего царя Федора Алексеевича). Полоцкий участвовал в религиозных дискуссиях, составив направленный против старообрядцев трактат «Жезл правления», писал проповеди (сборники «Обед душевный», «Вечеря душевная»).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древнерусская литература. Библиотека русской классики. Том 1"
Книги похожие на "Древнерусская литература. Библиотека русской классики. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Ермолай-Еразм - Древнерусская литература. Библиотека русской классики. Том 1"
Отзывы читателей о книге "Древнерусская литература. Библиотека русской классики. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.