» » » » Алексей Дельнов - Китай. Большой исторический путеводитель


Авторские права

Алексей Дельнов - Китай. Большой исторический путеводитель

Здесь можно купить и скачать "Алексей Дельнов - Китай. Большой исторический путеводитель" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, Алгоритм, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Дельнов - Китай. Большой исторический путеводитель
Рейтинг:
Название:
Китай. Большой исторический путеводитель
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-699-31036-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Китай. Большой исторический путеводитель"

Описание и краткое содержание "Китай. Большой исторический путеводитель" читать бесплатно онлайн.



Книга Алексея Дельнова о Китае — еще одна жемчужина в серии «Большой исторический путеводитель». По сути, это первый в истории современной России иллюстрированный путеводитель такого объема по исторической, политической и культурной жизни Китая.

Летняя Олимпиада в Пекине и все более прочные позиции Китая на мировом рынке пробудили к нему огромный интерес у жителей всей планеты. И не зря. Китай богат древними достопримечательностями, природными красотами и... великой историей.

Путеводитель по китайским историческим лабиринтам мы, как всегда, написали иронично и остроумно — его очень легко читать. История Китая словно играет жанрами, представая перед нами то мелодрамой, то романом, то остросюжетным боевиком.

Поэтому легко берите книгу в руки, листайте страницы, и за интереснейшим чтением не заметите, как откроете для себя древнюю и загадочную страну, которую только мы называем «Китай».






Во главе восстания, — возможно, неожиданно для самого себя, — оказался даос Чжан Цзюэ, прославившийся как великий врач, едва ли не святой, исцеливший множество людей во время эпидемии. Его взгляды сложились в учение, на основании которого возникла секта Тайпиндао — «Путь небесного благоденствия». Потом его взяли на вооружение сторонники движения «Желтое небо». Они провозглашали, что на смену оскверненному пороками «синему небу» династии Хань приходит новое, «желтое небо», знаменующее начало эры равенства: в 184 г. как раз начинался очередной календарный 60-летний цикл — в Китае это примерно то же самое, что наша смена столетий, только китайским циклам соответствует многообразная символика, в том числе цветовая. Обстановка же в стране складывалась так, что вполне можно было ожидать и смены главенствующего первоэлемента — им должна была стать желтая стихия земли. На языке политики это означало передачу Мандата Неба новой династии.

К этой мистически окрашенной дате 3 апреля 184 г. движение приурочило начало своего восстания, и весть об этом успела разнестись по всему Китаю. Но узнав, что предатели выдали планы восстания и что правительство срочно собирает силы, Чжан Цзюэ выступил в марте.

Желтыми повязками и платками украсили головы люди разных социальных слоев: не только крестьяне и непременные в таких случаях разбойники и маргиналы, но и многие горожане, студенты, чиновники, «сильные дома» — количество участников исчислялось сотнями тысяч. Военными операциями руководили Чжан Цзюэ и два его брата.

Восставшие десять месяцев предавали огню и мечу центральные области, захватывая города и уводя в плен губернаторов. Перепуганные придворные верхи, погрязшие в интригах, поначалу устроили перепалку, обвиняя друг друга в сношениях с мятежниками. Потом, осознав, что сейчас не до этого, сплотились и перешли к решительным действиям. Были собраны огромные силы, которым сопутствовал успех. Перебито было не менее полумиллиона «желтых повязок», погибли и все три брата-предводителя.

Но многие уцелевшие мятежники отошли в горы, где они еще долго продолжали борьбу. Возникали новые очаги восстания. Тогда правительство возвело нескольких военачальников в ранг министров с чрезвычайными полномочиями, и они двинулись со своими армиями наводить порядок в разных провинциях.

Вскоре эти региональные диктаторы, как и выдвинувшиеся под знаменем восстановления порядка лидеры наиболее авторитетных «сильных домов», осознали свою силу и стали действовать вполне самостоятельно. Генерал Дун Чжо остановил свою армию всего в сотне километров от Лояна — можно только гадать, зачем он туда пришел и почему не пошел дальше.

В 189 г. умер император Лин-ди. Его наследнику Лю Бяню было всего тринадцать лет, и регентшей при нем стала вдовствующая императрица. И тут началась дикая кровавая вакханалия придворной борьбы за власть.

Главный евнух попытался сменить на троне Лю Бяня его единокровным восьмилетним братом Лю Се. Но дядя императора, — командующий армией и глава сильного клана Хэ Цзинь этого не допустил, главный евнух был казнен.

Несколько военачальников, в их числе Хэ Цзинь, генерал Дун Чжо — тот, что стоял неподалеку от Лояна, и Юань Шао — принадлежавший к тому же клану, что и Хэ Цзинь, решили обратиться к императору с обвинениями против евнухов. Но те подслушали, как Хэ Цзинь на приеме у вдовствующей императрицы говорил с ней о необходимости истребить их всех поголовно. Страх придал им решимости. Когда Хэ Цзинь покидал дворец, его догнали и попросили подождать — якобы вдовствующая императрица хочет сказать ему еще что-то. Командующий, следуя этикету, присел на корточки, ожидая повторного вызова, новый глава евнухов отвлек его какими-то разговорами — и тогда подкравшийся сзади евнух снес ему мечом голову.

Узнав об этом, взбешенный Юань Шао немедленно бросил свои войска на основные дворцовые здания — Северный и Южный дворцы. Всех евнухов уничтожали без разбора — их погибло свыше двух тысяч. Но их глава сумел бежать, причем прихватил с собой императора Лю Бяня и его малолетнего брата Лю Се. Однако от погони уйти не удалось, в поисках спасения евнух бросился в воды Хуанхэ — где и нашел свой конец.

Мальчики же скрылись в темноте, долго брели пешком, потом их подсадил в повозку какой-то крестьянин, — в ней-то их и обнаружили воины одного из главных персонажей драмы — генерала Дун Чжо. Сам генерал в это время двигался к Лоя-ну, рассудив, что там ему сейчас самое место. Явившись в столицу с царственными отроками, он выпроводил оттуда Юань Шао, отправив его на восток, и заставил-таки вдовствующую императрицу заменить на троне Лю Бяня на Лю Се — первого он почему-то недолюбливал. Когда та согласилась и исполнила подобающую процедуру, на которую имела легитимные полномочия, она стала больше не нужна — и ее убили.

Но на востоке против Дун Чжо объединились оскорбленный им Юань Шао и полководец Цао Цао (по совместительству — замечательный поэт). Вновь разгорелась борьба. В 191 г. был разгромлен и сожжен Лоян, и ничего уже не значивший император Лю Се вместе со своим двором перебрался в Чан'ань. Через год погиб Дун Чжо.

Среди воцарившегося в Поднебесной хаоса обозначились три основных центра власти. Возобладавшему на востоке Цао Цао удалось вернуть императора в Лоян, где сам он фактически возглавил правительство. Он располагал большой военной силой, и умело ею пользовался: одолел Юань Шао и ликвидировал влиятельную секту, подобную «желтым повязкам», занимавшуюся насаждением справедливости в районе к юго-западу от Чан'ани. Цао Цао был далеко не из тех, к кому относятся слова «сила есть — ума не надо». Сам человек прекрасно образованный, он старался опереться на интеллектуальную элиту — ученых и служилых людей ши. Много времени проводил в беседах с ними, приветствовал «чистую критику». Ему удалось подчинить себе почти всю северную половину Китая.

На юго-западе довольно прочно утвердился опытный полководец Лю Бэй, считавший, что он и есть истинный правопреемник Хань, ибо являлся отпрыском императорского дома. Образованное им государство получило название Шу.

На берегах Янцзы и далее на юг установил свою власть молодой полководец Сюнь Цюань, чьи владения впоследствии стали именоваться царством У.

Цао Цао * * *

Подросший император Лю Се в 196 г. женился. Но Цао Цао через некоторое время добился его развода с императрицей и умертвил двух его сыновей от нее — он прочил в жены бесправному властелину собственную дочь.

В 220 г. Цао Цао скончался, но в положении императора Лю Се это ничего не изменило — вместо покойного все бразды правления забрал его сын Цао Пэй. Который повел дело к логичной развязке. Было отмечено немалое количество знамений, ясно говорящих о том, что Небо желает осуществить передачу своего Мандата. И уже 11 декабря все того же 220 г. император добровольно передал Цао Пэю свой престол. Вместе с императорскими печатями — главным атрибутом власти. Династии Хань пришел конец. Цао Пэй не замедлил провозгласить основание династии Вэй.

Но помимо него в Поднебесной было еще два властителя, считавших себя никак не менее правомочными государями, чем Цао Пэй. Вэй, Шу, У — на эти три царства был разделен теперь Китай. Последующая шестидесятилетняя эпоха получила название «Троецарствия» (Саньго). Некоторые западные историки охарактеризовали ее как «китайское средневековье», отмечая в ней феодально-рыцарские черты. Да, признаки феодальной раздробленности были налицо, а потомкам это время представлялось окутанным романтическим ореолом, временем, когда предостаточно было места и для молодецкой удали, и для рыцарской верности. Недаром через сотни лет появился самый, пожалуй, популярный в Китае захватывающе-приключенческий роман, так и называющийся — «Троецарствие». Но потомки зачастую видят так, как им нравится видеть — а наяву, без ореола, все было куда сложнее.


ТРОЕЦАРСТВИЕ

Северное царство Вэй было самым многолюдным, но и разрушений в нем было побольше, чем в других.

Цао Пэй энергично продолжил преобразования, начатые еще его отцом. В первую очередь надо было обеспечить всех хлебом, наполнить казенные амбары, обзавестись мощной военной силой. Упор был сделан на «военные поселения». Они не были новинкой, существовали и в ханьские времена — но только в пограничных районах. Император учредил их по всему своему царству: часть проживавших в них мужчин несла воинскую службу, а остальные крестьяне трудились на полях и отдавали значительную часть урожая на содержание армии. Где не было военных поселений, там властвовали «сильные дома». Этому трудно было противодействовать: у этой местной знати были многочисленные воинские дружины, и в последние кошмарные годы многие были даже рады стать их «гостями» — во всяком случае, у многих просто не было другого выбора. Современник отмечал, что «сто домов объединялись в один двор, тысяча податных вписывались в реестр одной семьи». Главы «сильных домов», присвоив себе и многие властные полномочия, и некоторые внешние атрибуты власти, в то же время вели себя по-конфуциански патриархально, как старейшины одной большой семьи — переросшей границы клана. Новь, возделанная «сильными домами», считалась их собственностью, их право иметь «гостей» было закреплено законом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Китай. Большой исторический путеводитель"

Книги похожие на "Китай. Большой исторический путеводитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Дельнов

Алексей Дельнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Дельнов - Китай. Большой исторический путеводитель"

Отзывы читателей о книге "Китай. Большой исторический путеводитель", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.