Саксон Анналист - Хроника

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хроника"
Описание и краткое содержание "Хроника" читать бесплатно онлайн.
«Хроника» Саксона Анналиста - одна из крупнейших в Средневековой Европе как по объему, так и по охватываемому ей периоду - считается одним из самых авторитетных источников по истории средневековья. О её авторе ничего не известно (кроме того, что он - саксонец), но, как считают исследователи, при составлении своего труда он использовал более 100 независимых хроник разных авторов, а сам аноним получил уважительное прозвище Анналиста.
По цитируемости «Хроника» Саксона Анналиста не знает себе равных, а по ряду событий является основным источником. Переводы фрагментов «Хроники» Анналиста кочуют из одной хрестоматии по истории средних веков в другую, однако полностью на русском языке эта «Хроника» публикуется впервые.
Для историков, студентов гуманитарных специальностей вузов, а также широкого круга любителей истории.
На это вышеназванный папа ответил, что престол блаженного Петра всегда готов принять достойное возмещение и никогда не отказывал в том, что справедливо предписывается божескими и человеческими законами; итак, если он считает, что невиновен в предъявленном обвинении, то пусть со всей уверенностью отправляется к апостольскому престолу, чтобы получить желанное благословение; если же чувствует за собой вину, то и тогда пусть без промедления поспешит принести ради спасения достойное покаяние.a
cТиодо, аббат Фульденский, был низложен королем Людовиком; вместо него был избран почтенный муж Сигехард2.c
A.870
870 г. aЛотарь, отправившись в Рим, был с честью принят папой Адрианом. Когда тот спросил его, соблюдал ли он увещевания благочестивого отца Николая и сдержал ли клятву, то [Лотарь], обманутый тем, кто есть враг истины1, отвечал, что сохранил все так, как ему было велено свыше. Когда же это засвидетельствовали и знать, и князья и не нашлось никого, кто отважился бы выступить против законной власти короля, папа продолжил: «Если ваши показания истинны, то мы со всей радостью вознесем благодарение Богу. Итак, тебе, возлюбленный сын, осталось подойти к могиле св. Петра, где мы принесем спасительную жертву ради здравия твоей души и тела, которую тебе следует разделить вместе с нами, дабы вступить в общение с членами [церкви] Христовой, от которой ты, казалось, был отсечен». Окончив торжественную мессу, он пригласил короля к трапезе Христовой и, взяв в руки тело и кровь Господни, сказал ему: «Если ты считаешь, что неповинен в запрещенном тебе господином Николаем нарушении брака и имеешь твердое [намерение] никогда более не вступать в нечестивую связь со своей наложницей Вальдрадой, то прими причастие вечного спасения ради прощения в будущем грехов [твоих]. Если же твоя совесть говорит, что рана еще не затянулась или ты опять намерен вернуться в мерзость порока, то не дерзай принимать его, дабы средство спасения верующих не обратилось для тебя в осуждение и проклятие». Но тот безрассудный, непреклонный и ослепленный, без колебания принял причастие из рук понтифика. Затем епископ обратился к свите короля и его сторонникам, и каждому передал причастие со словами: «Если ты не оказывал содействие своему королю и государю Лотарю в предъявленном ему обвинении в нарушении брака и не давал на то согласия, а с Вальдрадой и прочими, отлученными этим престолом, не вступал в общение, то да послужит тебе тело и кровь Господня в жизнь вечную». И вот, те, кто сознавая за собой вину, отважился принять причастие на таких условиях, умерли по приговору Божьему еще прежде, чем наступило начало следующего года. Те же немногие, кто отказался от причастия, едва избежали смертельной опасности. Лотарь, покинув Рим, заболел и, дойдя до Пьяченцы, окончил свои дни 9 августа2. И такая смертность поразила его людей, что, казалось, доблесть и благородство королевства не чума поразила, но вражеский меч, который в то время был столь изобилен, что, распустившись на манер тучных посевов, словно рой заполнил собой пределы империи.
Карл, король Галлии, узнав о смерти Лотаря, поторопился захватить его королевство; придя в Мец, он был возведен в короли епископом Адвентием3 и некоторыми князьями. Оттуда он прибыл в Ахенский пфальц, где к нему явились огромные толпы народа.
В городах Трире и Кёльне тогда не было епископов, ибо, как было сказано выше, оба епископа умерли в Италии. И вот, Трирскую церковь Карл благодаря ходатайству епископа Адвентия поручил Бертульфу4, его племяннику; ибо Адвентий пользовался тогда у него большим влиянием и, движимый честолюбием, оказывал ему содействие в управлении королевством.
Далее Карл попытался поставить во главе Кёльна аббата Хильдуину и велел епископу Тонгерна Франко5 рукоположить его в Ахенском пфальце в священники прихода св. Петра вышеназванной митрополии.
Людовик же, король Германии, отягощенный недугом, лежал в это время в постели в баварских краях. Услышав, что брат захватил вышеназванное королевство, он воспринял это с большим неудовольствием; поспешно отправив послов, он настоятельно просил его уйти из королевства, на которое они оба по праву наследования имеют равные права, а когда Бог возвратит ему здоровье, провести двусторонние переговоры и принять согласное решение о статусе этого королевства.
Между тем он тайно направил в Кёльн архиепископа Майнцского Лиутберта, призывая его приложить все усилия к тому, чтобы упредить рукоположение Хильдуина и посредством выбора горожан посвятить епископа из духовенства этого города. Тот, взяв с собой других епископов, добрался до замка Деуц, после чего, опасаясь попасть в устроенную сторонниками Карла засаду, не стал переходить Рейн, а отправив послов, велел через них передать, чтобы к нему туда пришли самые лучшие и знатные из духовенства и народа. Когда же они пришли, он, следуя поручению короля, призвал их посоветоваться между собой и как можно скорее избрать из своей среды епископа; он же намерен немедленно посвятить избранного ими епископа. Однако те на это ответили, что епископство уже дано Хильдуину, что его уже рукоположили в священники этого престола и почти все, приложив руки, признали его власть. А тот и говорит им: «Если вы уважаете пожалованное вам королем право выбора, то исполняйте волю короля, который желает дать вам епископа. И будьте уверены, что не пройдет и трех дней, как у вас будет другой епископ, а не Хильдуин». Услышав это, они единодушно избрали Виллиберта6, почтенного мужа, которого архиепископ Лиутберт, - вопреки его воле, - рукоположил вместе с прочими священнослужителями; перейдя через Рейн, он с честью водворил его на епископском престоле и тут же удалился.
Карл, узнав о рукоположении, воспылал гневом и немедленно отправился в Кёльн; пока все это происходило, Хильдуин находился в Ахенском пфальце под надзором короля. Епископ Виллиберт и все, кто содействовал его посвящению, уйдя за Рейн, избежали ярости короля. Король же, не найдя никого, на ком он мог бы выместить свой гнев, вернулся назад тем же путем, каким и пришел. Людовик опять отправил послов, умоляя, чтобы тот или ушел из королевства, или готовился к войне с братом. Они осаждали его с таким искусством и таким упорством, что он без промедления удалился и вернулся в свое королевство.a
В этом году скончалась Гатмода7, первая аббатиса Гандерсхайма; ей наследовала ее сестра Герберга8.
A.871
871 г. aКороли Людовик и Карл, придя с лучшими своими людьми в Мерсен1 на Мозеле, разделили между собой прежнее королевство Лотаря. Карл отправился в Геристаль, ибо этот пфальц достался ему по жребию, а Людовик вернулся в Ахенский пфальц, где почти два месяца пролежал в постели. Ведь когда он пришел из восточных земель в область рипуариев и в окружении свиты поднялся на террасу в королевском поместье Фламерсхайм2, терраса, обветшавшая от ветхости и гнили, внезапно рухнула и короля так придавило, что два ребра его выскочили из суставов; однако уже на следующий день, - что превосходит всякое вероятие, - он, скрывая боль, отправился на встречу с братом в Мерсен. Так велико было его самообладание, что хоть некоторые и слышали, как трещат его ребра, сталкиваясь между собой, стонов его не слышал никто.
В это время король Карл ослепил своего сына Карломана3.a
bУмер Тиодо, бывший некогда аббатом Фульды.b
A.872
872 г. aПапа Адриан отошел к Господу, и престол верховного понтифика занял Иоанн1;a bэтот Иоанн, дьякон Римской церкви, описал в четырех книгах жизнь Григория I.b cОн постановил, чтобы никто из герцогов не смел вводить епископа в присутствие римского епископа, а также взыскивать с него налог на общественные нужды или какие-либо иные дары, но не разрешил епископу стоять перед мирянами.c
aАдальгиз2, герцог Беневента, поддавшись на уговоры греков, выступил против императора Людовика; следуя его призывам, большинство городов в провинциях Самнии, Кампании и Лукании, отпав от Людовика, подчинились власти греков. Император, двинув войска в провинцию Самний, вознамерился овладеть Беневентом, столицей этих провинций, очень укрепленным городом. Адальгиз же, испугавшись, прибегнул к хитрости; покинув Беневент, он добровольно явился к императору и под присягой заявил, что не оказывал мятежникам никакого содействия; затем, дарами расположив к себе императора, он вернул себе его милость.
Император отправил к отпавшим городам войска и без труда вернул их, за исключением Капуи, которая, будучи сложена из четырехугольного камня, оказала отчаянное сопротивление. И вот, когда ее взяли в осаду, то вход для всех был закрыт, окрестности жестоко разорены, а виноградники, оливки и прочие фруктовые деревья выкорчеваны с корнем. Капуанцы, отчаявшись в успехе, пришли к епископу города, подняли на носилки тело св. епископа Германа и, открыв ворота, смиренно направились в таком виде в лагерь императора. Август, от всего сердца преданный благочестию, движимый милосердием, простил их заблуждения и велел войску воздержаться от грабежа. И вот, изгнав греков, он разместил в возвращенных городах гарнизоны из своих людей, а сам отправился в Беневент, где решил пробыть какое-то время. Войско, утомленное длительной осадой городов, начало тосковать по родной земле и по этой причине ежедневно потихоньку таять.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хроника"
Книги похожие на "Хроника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Саксон Анналист - Хроника"
Отзывы читателей о книге "Хроника", комментарии и мнения людей о произведении.