» » » » Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества


Авторские права

Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества

Здесь можно купить и скачать "Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентФлинтаec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества
Рейтинг:
Название:
Специфика современного медийного словотворчества
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9765-1925-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Специфика современного медийного словотворчества"

Описание и краткое содержание "Специфика современного медийного словотворчества" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии характеризуются основные тенденции в современном русском словообразовании, которые находят отражение в медийном словотворчестве начала XXI в. (тенденции к интернационализации и демократизации), описываются механизмы экспрессивизации медийного текста в рамках словотворчества журналистов, характеризуются словообразовательные средства создания экспрессивности, языковой игры, оценочности, включая речевую агрессию, в заголовках и текстах современных российских СМИ. Пособие содержит обширный иллюстративный материал из медийных источников последних лет; включает вопросы и задания к каждой главе. Для студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлениям подготовки «Филология», «Журналистика», «Издательское дело», а также преподавателей вузов, учителей русского языка и литературы, специалистов, занятых в сфере журналистики.






Характерной чертой современного медийного словотворчества ученые считают отонимическое словообразование. Отонимические экспрессивные окказионализмы, созданные с помощью суффиксов и суффиксоидов, появившихся на базе корневых морфем, «обладают свойством «сгущения» смыслов и стилистической полифункциональностью, поскольку они выражают не только аффективно-экспрессивную, но и социально-экспрессивную оценку, вызывающую представление о «среде» <…>, где они употребляются <…>. Их образование и актуализация в массовой коммуникации свидетельствует о вовлеченности в словопроизводство ключевых слов эпохи (к которым относятся имена известных людей), об отношении коммуникантов к лицам, фактам и событиям общественной жизни» [Коряковцева 2013: 23]. Исследователи связывают появление отонимических экспрессивных окказионализмов в медийных текстах с разрушением стилистических барьеров, усилением тенденций антропоцентризма, повышенной степенью эмоционально-волевого состояния социума, его терпимостью к вульгарному и бранному словоупотреблению, а также стратегией близости к адресату, характерной для большинства постсоциалистических СМИ [Коряковцева 2013: 23].

Таким образом, в результате возросшего влияния массмедиа на коллективное сознание носителей языка, на существующий вербальный узус, «узус репрезентативного языкового употребления становится открытым для включений из узуса повседневного, непринужденного» [Нещименко 2010: 38], из живой разговорной стихии; возрастает экспрессивность общения, в том числе и в современных СМИ, «что свидетельствует о прагматической заинтересованности в обратной связи с адресатом» [Нещименко 2010: 38]; наблюдается проявление языковой экономии, «в соответствии с которой отдается предпочтение использованию компактных семантически емких номинаций» [Нещименко 2010: 39].

Особую значимость, по мнению ученых, приобретает создание в русле тенденции языковой экономии компактных номинаций, в том числе универбов, позволяющих заменить громоздкие описательные конструкции более компактными обозначениями [Нещименко 2010: 39].

При образовании универбов, отражающих тенденцию к экономии языковых средств и включающих семантику всего базового словосочетания при формальной мотивации одним из его компонентов, продуктивность проявляют исконные суффиксы – к(а) отвлеченно-предметной семантики, – (н)ик, – щик со значением лица: автогражданка (страхование автогражданской ответственности), гуманитарка (гуманитарная помощь), одноканалка (одноканальное финансирование), социалка (социальная сфера), бюджетник (работник бюджетной сферы), налоговик (сотрудник налоговых служб), теневик (представитель теневых структур), силовик (представитель силовых структур), сырьевик (представитель сырьевых отраслей); виртуальщик (находящийся в виртуальной реальности), чрезвычайщик (представитель чрезвычайных служб), экстремальщик (представитель экстремальных видов деятельности) и др.

Словообразовательные модели универбатов имеют свои особенности. Особенно продуктивна модель универбатов с суффиксом – к(а): Вся «заречка» осталась без холодной воды (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 14.08.2001); Владельцам однушек ремонт не светит (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 14.02.2003); Вот когда опубликовали прослушку моего разговора… (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 19.10.2004); «Упрощенка» в обмен на патент (Дзержинец, 24.05.2006); Но разве «предпродажка» не входит в стоимость автомобиля? (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 15.09.2006); Видятся два реальных выхода из ситуации с отравлениями «паленкой» (Дзержинец, 25.11.2006); Нагрузки в школах, особенно в гимназиях с разной «углубленкой», большие (Нижегородские новости, 13.10.2007); Далее работу с инвесторами, особенно с иностранными, можно трактовать как внешнеполитическую. А «внутрянка» переходит к Иванову (Ленинская смена, 08.01.2009); Нижегородцы отравились «незамерзайкой». Нижегородские милиционеры изъяли более сотни бутылок с фальсифицированной незамерзающей жидкостью для автомобилей (Нижегородский рабочий, 02.03.2009). Данные универбаты образуются на базе словосочетаний заречная часть (города), однокомнатная квартира, прослушивающая аппаратура, запись прослушивания, упрощенная система налогообложения, предпродажная подготовка (автомобиля), «паленая» водка, углубленное изучение (предмета), внутренняя политика, незамерзающая жидкость.

В этом аспекте актуальны новообразования-универбы, позволяющие заменить громоздкие описательные конструкции более компактными обозначениями: День 11 августа 2008 года ожидался посвященными в тайну экспертами по российской социалке с нескрываемым нетерпением <…> Посиделки с социальщиками, естественно, были отложены в долгий ящик (Московский комсомолец в Нижнем Новгороде, 15.10–22.10.2008); Спазм «одноканалки» <…> Пилотный проект одноканального финансирования, который в прошлом году охватил практически все лечебные учреждения Нижегородской области, с первого января приостановлен (Московский комсомолец в Нижнем Новгороде, 20–27.01.2010); Перегрузочный комплекс для «плавучки» готов <…> обеспечивает выполнение всех работ, связанных с обращением с ядерным топливом в пределах плавучего энергоблока (Нижегородская правда, 23.11.2010); В «казенку» или «автономку»? <…> В казенные ли, бюджетные или автономные учреждения – но до июля все бюджетные организации будут преобразованы (Нижегородские новости, 15.01.2011); …из 8 окружных столиц только у нас за последнее время снизились цены на жилье. Правда, только на «вторичку» (Аргументы и факты – Нижний Новгород, 18–24.05.2011); Пока у дома Кириллова стоит старая ярко-красная японская «праворулька» (Московский комсомолец в Нижнем Новгороде, 29.06–07.07.2011).

Достаточно продуктивными при универбации являются словообразовательные модели с суффиксами – щик, – ик: И все-таки у чрезвычайщиков больше половины всех вызовов не шутка (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 01.09.2001); …они стали самыми заядлыми «суверенщиками» (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 01.03.2003); …виртуальная реальность поможет решить проблему бессмертия <…>. Такова мифология современных виртуальщиков (Приключения. Тайны. Чудеса. 04.2003); Они не показывают рекламные ролики, а нанимают креативщиков, которые придумывают персонажей для детских передач (Литературная газета, 25.02–03.03.2009); «Сырьевиков», как никого другого, касаются планы правительства по реформированию естественных монополий (Московский комсомолец в Нижнем Новгороде, 29.11–06.12.2001); …если жилищникам не поднимут зарплату… (Московский комсомолец в Нижнем Новгороде, 25.10–01.11.2001); …невидимые белые шары фиксировались только пленочными фотоаппаратами, нам же впервые удалось поймать фантом на «цифровик» (цифровой фотоаппарат) (Аргументы и факты – Нижний Новгород, 28.12.2005); …учимся на мастер-классах, которые проводят «ролевики» (поклонники фэнтезийной литературы, проводящие ролевые игры по книгам) (Комсомольская правда – Нижний Новгород, 26.05–02.06.2005); Нужно следить, чтобы все не захватили сетевики (радио «Бизнес FM», 07.08.2013). Такие наименования обычно функционируют в разговорной речи как эквиваленты официальных развернутых наименований.

Влиянием тенденции языковой экономии исследователи объясняют также расширение границ деминутивного и феминативного словообразования [Нещименко 2010: 39].

«Потенциальные женские корреляты, заполняющие в узусе словообразовательные лакуны, “предусмотренные” кодификацией, широко распространены и в современном (в отличие от советского) газетно-публицистическом дискурсе…» [Ремчукова 2013: 253]. Продуктивность проявляют суффиксы – их(а), – к(а), – ш(а) со значением женскости:…Петросяны активно не тусуются? На светских вечеринках появляются редко. С бойфрендами и бойфрендихами нигде не замечены (Российская газета, 26.06.2008); Наши юные керлингистки исполняли роль склочных баб (Комсомольская правда, 03.03.2010); Вместо Маресьевых – попрошайки, вместо ворошиловцев – Евсюковы, вместо Штирлицев – вообще какие-то чапменши (Собеседник, 2010, № 31); …да позже хитрая гастарбайтерша из Гвинеи решила слупить с клиента еще больше мани-мани за мировое соглашение? (Комсомольская правда, 26.05–02.06.2011); Властелинша колец. Юлия Аникеева стала президентом Российской федерации баскетбола (Коммерсантъ, 03.08.2013).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Специфика современного медийного словотворчества"

Книги похожие на "Специфика современного медийного словотворчества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Шумилова

Анна Шумилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Шумилова - Специфика современного медийного словотворчества"

Отзывы читателей о книге "Специфика современного медийного словотворчества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.