Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Сумма теологии. Том I"
Описание и краткое содержание "Сумма теологии. Том I" читать бесплатно онлайн.
«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.
Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.
Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов, но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащее самому автору, включая и опровержения «возражений»
Содержание
Том I • Том II • Том III • Том IV • Том V • Том VI • Том VII • Том VIII • Том IX • Том X • Том XI • Том XII
Раздел 2. Вечен ли Бог?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог не вечен. Ведь ничто из сотворенного не может сказываться о Боге; но Боэций говорит, что «убегающее «теперь» создает время, постоянное же «теперь» создает вечность»[156]; и Августин замечает, что Бог – Творец вечности[157]. Следовательно, Бог не вечен.
Возражение 2. Далее, то, что прежде вечности, и то, что после вечности, не измеряется вечностью. Но еще Аристотель сказал, что «Бог прежде вечности и Он же – после вечности»[158]; да и написано, что «Господь будет царствовать в вечности и после вечности»[159] (Исх. 15:18). Следовательно, быть вечным – это не свойство Бога.
Возражение 3. Далее, вечность – своего рода мера. Но быть измеряемым может [что угодно], только не Бог. Следовательно, быть вечным – это не свойство Бога.
Возражение 4. Кроме того, в вечности нет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего, ибо она – это сразу вся полнота, как было доказано в предшествующем разделе. Но в Священном Писании говорится о Боге словами, обозначающими настоящее, прошедшее и будущее. Следовательно, Бог не вечен.
Этому противоречит сказанное Афанасием о том, что «Отец вечен, и Сын вечен, и Святый Дух вечен».
Отвечаю: идея вечности вытекает из [представления о] неизменности, тогда как идея времени – из движения, как это явствует из предшествующего раздела. Следовательно, коль скоро Бог высочайше неизменен, то Он и высочайшим образом вечен. Не так, как если бы Он был единственно вечным, а так, что Он суть Сам своя собственная вечность; тогда как никто более из сущих не может быть собственной продолжительностью, ибо никто более не есть собственное бытие. Но Бог есть свое собственное бытие; и коль скоро Он суть своя собственная сущность, Он же – и своя собственная вечность.
Ответ на возражение 1. О постоянном «теперь» говорят как о создающем вечность в соответствии с возможностями нашего представления. Ведь схватывание времени следует из представления нами об убегающем «теперь», так что и схватывание вечности порождается в нас нашим представлением о «теперь» постоянном. Когда же Августин говорит о том, что Бог – Творец вечности, это надлежит понимать [как сказанное] о вечности по участию. Ведь Бог приобщает [кого-либо] к Своей вечности подобно тому как Он приобщает и к Своей неизменности.
Ответ на возражение 2. Из сказанного [выше] вытекает ответ и на второе возражение. Ведь о Боге говорят как о предшествующем вечности в связи с тем, что в Его вечности участвуют и бестелесные субстанции. Поэтому в той же книге далее говорится, что «ум – вместе с вечностью». В словах же книги «Исход» о том, что «Господь будет царствовать в вечности и после вечности», вечность означает [то же, что и] века, ибо это – один из смыслов [данного слова]. Так, [порой] говорят, что Господь будет царствовать и после вечности, в том смысле, что Он – после любого века, то есть – продолжительнее какого бы то ни было вида продолжительности. Ибо век – это не что иное, как срок каждой вещи, о чем было сказано [еще] в книге «О небе»[160]. Кроме того, [выражение] «царствовать после вечности» может быть понято и так, что если и допустить, будто бы какая-то вещь существует всегда (а таково, по мнению некоторых философов, движение небес), то Бог все равно объемлет ее Своим царствованием, ибо Царствие Его есть «сразу вся полнота».
Ответ на возражение 3. Вечность – это и есть Сам Бог. Следовательно, Бог назван вечным не потому, что Он измеряется вечностью; то же, что в данном случае наличествует идея измерения, связано исключительно с представлением нашего ума.
Ответ на возражение 4. Слова, обозначающие различные времена, прилагаются к Богу единственно потому, что все эти времена включены в Его вечность; [но] не так [конечно], будто бы Сам Он изменяется вместе с настоящим, прошедшим и будущим.
Раздел 3. Принадлежит ли достоинство пребывать вечно одному только Богу?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что [достоинство] пребывать вечно принадлежит не одному только Богу. Ибо сказано [в Писании], что «обратившие многих к правде» должны [сиять] «вовеки, навсегда» (Дан. 12:3). Но если бы один только Бог пребывал вечно, не было бы столь многих, пребывающих в вечности. Следовательно, вечен не один только Бог.
Возражение 2. Далее, написано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25:41). Следовательно, вечен не один только Бог.
Возражение 3. Далее, все необходимое – вечно. Но есть немало необходимых вещей, например, все начала доказательства и все доказательные утверждения. Таким образом, вечен не один только Бог.
Этому противоречит следующее: Иероним говорит, что «у одного только Бога нет никакого начала»[161]. Но то, что имеет начало, не вечно. Следовательно, вечен один только Бог.
Отвечаю: справедливо и истинно говорят о вечности, что она – единственно в Боге, поскольку вечность есть следствие неизменности, что очевидно из сказанного в первом разделе. Ведь один только Бог целокупно неизменен, как это было показано выше (9, 1). Впрочем, однако, если кто обретает [свою] неизменность от Него, тот участвует и в Его вечности. Так, иные обретают неизменность от Бога в том смысле, что никогда не прекращают существовать; именно в таком смысле сказано о земле, что она «пребывает во веки» (Еккл. 1:4). Далее, некоторые вещи названы в Священном Писании вечными вследствие большой продолжительности [их существования], хотя [на самом деле] по природе своей они преходящи; например, названы «вечными» холмы, ибо читаем о «дарах холмов вечных» (Вт. 33:15). Затем, иные более других причастны природе вечности, поскольку им дана либо неизменность бытия, либо [неизменность] действий; [например] так ангелы и блаженные наслаждаются Словом, ибо, как сказал Августин, «когда речь идет о таком видении Слова, то нельзя полагать никаких изменений в мыслях святых»[162]. Поэтому-то о тех, кто зрит Бога, и говорится, что они имеют жизнь вечную, согласно сказанному [в Писании]: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога», и т.д. (Ин. 17:3).
Ответ на возражение 1. Говорят о многих, пребывающих в вечности, потому, что многие, созерцая Бога, причастны вечности.
Ответ на возражение 2. Геенна огненная названа вечной потому, что нет ей конца. Однако там есть изменения в страданиях грешников, согласно сказанному: «Засуха и жара поглощают снежную воду» (Иов. 24:19). Следовательно, в преисподней нет истинной вечности, но скорее – время; так, написано в псалме: «Их время продолжалось бы навсегда»[163] (Пс. 80:16).
Ответ на возражение 3. Необходимое означает некоторый модус истины; истина же, согласно Философу, находится в мысли[164]. Следовательно, в этом смысле истина и необходимое вечны, ибо они – в вечной мысли, каковая пребывает исключительно в божественном уме; таким образом, из этого [аргумента отнюдь] не следует, что что-либо вечно помимо Бога.
Раздел 4. Отличается ли вечность от времени?
С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что вечность не отличается от времени. Ведь сразу две меры продолжительности не могут существовать одновременно, за исключением разве только того случая, когда одна из них является частью другой. К примеру, два дня или два часа не могут существовать одновременно, однако мы можем сказать, что день и час существуют одновременно, если будем рассматривать час как часть дня. Но вечность и время протекают одновременно, и при этом они суть некоторые меры продолжительности. Поскольку же вечность не может быть частью времени, ибо вечность превышает время и содержит его [в себе], то похоже на то, что время – это часть вечности, а потому по существу и не отличается от вечности.
Возражение 2. Далее, согласно Философу, «теперь» времени одно и то же на протяжении всего времени[165]. Но, похоже, что природа вечности такова, что она (вечность) также целостна на всем пространстве времени. Следовательно, вечность и есть «теперь» времени. Но «теперь» времени не отличается от времени по субстанции. Таким образом, и вечность не отличается от времени по субстанции.
Возражение 3. Далее, поскольку мера первого движения суть мера любого движения, как сказано в «Физике» IV, то похоже, что мера первого бытия суть мера любого бытия. Но вечность – это мера первого бытия, то есть бытия Божия. Следовательно, вечность – это мера каждого бытия. Но бытие преходящих вещей измеряется временем. Время, таким образом, или то же, что и вечность, или же – часть вечности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сумма теологии. Том I"
Книги похожие на "Сумма теологии. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Фома Аквинский - Сумма теологии. Том I"
Отзывы читателей о книге "Сумма теологии. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.