» » » Елена Литягина - Психология здоровья глаз. Теория и практика.


Авторские права

Елена Литягина - Психология здоровья глаз. Теория и практика.

Здесь можно купить и скачать "Елена Литягина - Психология здоровья глаз. Теория и практика." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство SelfPub.rubf71f3d3-8f55-11e4-82c4-002590591ed2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Литягина - Психология здоровья глаз. Теория и практика.
Рейтинг:
Название:
Психология здоровья глаз. Теория и практика.
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология здоровья глаз. Теория и практика."

Описание и краткое содержание "Психология здоровья глаз. Теория и практика." читать бесплатно онлайн.



Данная работа представляет собой обзор нового направления – психологии здоровья органов зрения. Данное направление активно использует методы современной психотерапии, психокоррекции и междисциплинарных практик. В пособии освещается модель «здоровьесберегающей технологии» в области «Психологии здоровья» на примере учебно-профилактической программы психофизической коррекции «ПсихоОКОлогия: искусство видеть мир – здоровые глаза». Эта программа является составной частью проекта «Культура здоровья в коллективе» который направлен на обучение навыкам профилактики и воспитанию ценности здоровья, как главного ресурса развития личности и общества в целом, учета и управления ресурсами здоровья. Книга предназначена для студентов-психологов, специалистов, работающих в сфере профилактики и сохранения здоровья, социальных педагогов, социальных работников. Доступность изложения материала позволяет эффективно использовать предоставленную информацию всем читателям, ответственно относящимся к собственному здоровью, здоровью своих детей и близких. УДК 159.931 ББК 88.6 ISBN 978-5467-00208-8 Отпечатано ООО «Универс групп» Перепечатка материала допускается только со ссылкой на данное издание. (с) Лукин Г.Н., Лукина Н.Н., Литягина Е.В., 2009 (с) Самарский государственный университет, 2009






Четвертый вариант требует особой профессиональной подготовки, в данном случае юмор используется в качестве оружия, направленного на самого клиента, исходя из принципа «чем хуже, тем лучше». Проблема сознательно усиливается, «доводится до абсурда», что помогает «перекинуть» мостик от состояния, близкого к «слезам», к состоянию, близкому к «смеху». Конечно, человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, «не до смеха». Легче («ближе») довести его до слез, чем заставить засмеяться. Но трагическое, при определенных условиях, граничит с комическим, и на смену сильных негативных эмоций приходят не менее сильные позитивные. Так работает одна из психологических защит. Этому есть теоретические подтверждения. Существует «волновая теория эмоций», в которой высказана мысль о том, что на смену любой эмоции обязательно придет эмоция, ей противоположная. Исходя из жизненного опыта, можно утверждать, что смех долго выдержать невозможно, он «доводит до слез», а слезы иногда вызывают смех. Задача психолога определить, «куда ближе» – к смеху или к слезам, и умело «довести человека» до нужного состояния, в результате которого он почувствует себя лучше и сможет найти выход из ситуации. О такой возможности говорит Р. Мэй, подчеркивая, что цель «встряски» вовсе не в том, чтобы причинить человеку лишние страдания, а в том, чтобы предотвратить более серьезный и непредсказуемый кризис, к которому могут привести уже накопившиеся переживания.

«Слезы, Плач – один из главных механизмов, освобождающий напряжение», – говорит А. Лоуэн. Американский биохимик Вильям Фрей занимающийся изучением слез, установил, что слезы удаляют из организма токсичные вещества, которые образуются во время стрессовых ситуаций. Исследования, проведенные в кардиологическом центре РАМН, показали, что раны на коже подопытных животных заживали гораздо быстрее, когда у животных вызывали слезоотделение. Если деятельность слезных желез была заблокирована или они были удалены, процесс выздоровления затягивался.

Покричать вволю, поплакать, высказаться, чтобы отболело… По утверждениям биоэнергетиков (В. Райх, А. Лоуэн), «подавленный плач – уничтожающая сила, которая травмирует внутренние органы, особенно кишечник».

Во время плача активно меняется дыхание человека, сопровождающееся глубокими вдохами, в которых в первую очередь принимает участие живот. Глубокое дыхание обеспечивает глубину чувствования, оживляя кровоток ко всем внутренним органам. В соединении со слезами, которые часто сопровождают плачи, происходит открытие сердечного канала и очищение сердца.

Плач на Руси – нечто особенное. Плакали на погосте, плакали и на свадьбе, плакали в радости и в печали. Существуют плачи по лесу, по одиночеству, по разлуке – по любому поводу, когда требуется освободиться от груза, проговорить его, пропеть, прокричать, проплакать и избавиться от него. «Не то чтобы совсем избавиться, но изменить к нему свое отношение, снять тяжесть с души». При работе с эмоциональными сбросами мы неоднократно наблюдали терапевтический эффект уже сразу же по окончании упражнения, сидящий «выплакивал» свою проблему в полную силу. Наблюдался так же эстетический момент: плач становился похожим на песню, приобретал рисунок, размер, какие–то характерные черты и само его явление переставало быть травмирующим, а становилось естественным и не запретным. Не один раз мы убеждались в предпочтении, отдаваемом членами группы упражнениям.

Используя технику «парадоксальных предписаний» в своей работе А.Я. Варга, просит членов семьи выполнять определенные задания, на первый взгляд абсурдные (например, при спутанности семейных ролей – «все ложатся спать, где хотят»; при навязчивых ритуалах – «мыть руки много раз в день»; при невозможности решения деловых проблем – «ежедневно разбирать и убирать стол» и т.д.), как бы толкая людей «туда», в глубь своих затруднений, а не «оттуда». Это вариант известной техники В. Франкла, в основе которой лежит «парадоксальная интенция (намерение)». Эта техника заключается в подведении человека к осуществлению именно того, чего он стремиться избежать. Вдохновить на это человека поможет использование юмора, т.к. юмор Франкл считал формой свободы. Он был убежден, что использование юмора помогает человеку дистанцироваться от своих проблем, увидеть себя со стороны, стать «выше», «над» проблемой, и, значит, став сильнее и умнее, найти способ избавления от страданий. Американским психологом Ф. Фарелли предлагается подобная техника, названная им «провокационной терапией» (Рис. 8).

Чем хуже, тем лучше

Лучше

Доведение до абсурда

Юмор

Позитивное

Рис. 8. Техника провокационной терапии Ф.Фарелли.

Если изобразить возможные человеческие состояния в виде шкалы с двумя полюсами: полюсом отрицательных эмоций (условный «минус» или «слезы») и полюсом положительных эмоций (условный «плюс» или «смех»), то на ней правомерно отметить то место, которое соответствует актуальному состоянию человека. Далее остается определить, к какому полюсу «путь» ближе – к положительному или отрицательному. Исходя из этого, выбрать стратегию использования юмора.

1. Максимально улучшить состояние, поднять настроение, сформулировать позитивные установки. Приблизить человека к «положительному полюсу эмоций».

2. 0сторожно «ухудшить» состояние, «довести» до «точки», из которой человек поймет абсурдность ситуации и, хотя и «обходным путем», но все равно придет к полюсу положительных эмоций (в конечном итоге – рассмеется).

Но следует помнить, что не во всех жизненных обстоятельствах уместно использовать юмор. Существует невидимый, интуитивный барьер, за которым применение юмористических технологий становится кощунственным. Это такие ситуации, как тяжелая болезнь, смерть близких, природные катаклизмы, техногенные катастрофы и т.п. А вот такие сферы, как семейные и межличностные отношения, легкое и среднее недомогание, некоторые виды депрессий, алкоголизм и многое другое – вполне допускают сознательное использование юмора в качестве психокоррекционной техники.

Пятый вариант предполагает использование юмора в психодиагностических целях. Юмор у каждого человека проявляется по–разному, приобретая черты устойчивых состояний или акцентуаций. Оригинальное, «не стандартное» чувство юмора может быть как признаком болезни, так и признаком уникальности человека. Задача психолога – обратить внимание на особенности отношения человека к юмору и умело их проинтерпретировать. Поскольку в остроумном высказывании есть два компонента – техника и содержательно-эмоциональное наполнение, то нарушения соотношений могут быть вызваны заболеваниями мозга, при которых поражаются формально–логическое мышление, интеллект и эмоциональная сфера. При шизофрении больные вначале теряют способность адекватно реагировать на шутку. Они улавливают и объясняют комический смысл остроумного анекдота, рассказа, но эмоциональная реакция отсутствует, им не смешно. А в дальнейшем теряется способность осмыслить, уловить смешное.

Смех – это бесплатное лекарство, которое оказывает положительное воздействие на психические и физиологические процессы. Используя это свойство смеха, современные психологи активно развивается новое направление в управление эмоциональными состояниями – гелотология (от греч. – gelos – смех).

Известно, что приступ смеха, на физиологическом плане является результатом сильного умственного возбуждения. Смех – это сложный биохимический процесс: краснеет лицо, выступают слезы, судорожные спазмы сотрясают грудную клетку и диафрагму и с такой силой сдавливают легкие, что они выталкивают из себя воздух со скоростью до 100км в час, а пульс повышается до 120 ударов в минуту. Смех – очищает верхние дыхательные пути и улучшает циркуляцию крови, это универсальная гимнастика для кишечника. По сведениям американских ученых, смех лечит астму, мигрень, боли в спине, сексуальные расстройства, укрепляет сердце, нормализует кровяное давление, пищеварение и сон. Доказано благотворное влияние смеха на состав крови. Французские психологи утверждают, что под воздействием смеха организм омолаживается, одна минута смеха заменяет 45 минут релаксационною тренинга и действует, как дополнительная доза витамина С.

Самое мощное воздействие смех оказывает на иммунную систему. В те моменты, когда человек смеется, увеличивается количество «клеток – убийц», которые расправляются с вирусами и опухолями. Смех подавляет боль, так как во время смеха высвобождаются гормоны катехоламины и эндорфины. Первые препятствуют воспалению, вторые действуют как морфин. Смех уменьшает стресс и его последствия, снижая концентрацию стрессовых гормонов. Смех – это внутренний агент, который перезаряжает стрессоры на триггеры, что сразу проявляется в «жизненной тональности» человека, а первым показателем этих изменений выступают именно глаза, являясь барометром внутреннего состояния человека и его физического здоровья. Важно знать, что и улыбка обладает энергией. Необходимо улыбаться самому себе, наполнять энергией любви пространство рядом с собой и свое внутреннее пространство – это благотворно влияет на процесс саморегуляции организма в целом и восстановление здоровья глаз в частности. Таким образом практическое применение приемов смехотерапии оказывает общеукрепляющий эффект психического (эмоциональная и когнитивная сферы), физического и социального здоровья человека, что благоприятно сказывается и на работе органов зрения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология здоровья глаз. Теория и практика."

Книги похожие на "Психология здоровья глаз. Теория и практика." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Литягина

Елена Литягина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Литягина - Психология здоровья глаз. Теория и практика."

Отзывы читателей о книге "Психология здоровья глаз. Теория и практика.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.