» » » Нейл Смелзер - Социология. Учебник


Авторские права

Нейл Смелзер - Социология. Учебник

Здесь можно скачать бесплатно "Нейл Смелзер - Социология. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Науки: разное, издательство Феникс, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Нейл Смелзер - Социология. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социология. Учебник
Издательство:
Феникс
Год:
1998
ISBN:
5-7113-0109-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социология. Учебник" читать бесплатно онлайн.



Книга Н. Смелзера «Социология» представляет курс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений.

Достоинство книги в том, что она написана максимально доступным языком и полностью соответствует содержанию курса «Социология», как он отражён в государственном стандарте, а потому данное учебное пособие может быть базовым по этому курсу.

Книга Смелзера также предназначена для широкого круга читателей и, в первую очередь, для предпринимателей и руководителей.

На русском языке это уже второе издание.






Точно так же определенные факторы способствуют тому, что люди принимают решения вступить в брак, голосовать, начать поклоняться чему-то, пойти на пляж или поехать в штат Айдахо. Если бы таких причин не существовало, мы были бы вынуждены сделать вывод, что социальное поведение случайно и необъяснимо.

Социологи стремятся выявить причинно-следственные связи, находя зависимости между переменными. Переменной называется понятие, которое может принимать различные значения. Возраст является переменной. У нее целый ряд значений: 6 месяцев, 18 лет, 47 лет и т. д. Марк рассматривал принадлежность к социальному классу и отношение студентов к обману как переменные. Он определил принадлежность к общественному классу на основе приблизительного выделения двух уровней доходов и образования: более высокого и более низкого, затем он выявил различия в отношении к обману на основе ответов на вопрос: что предосудительнее — уклонение от уплаты налогов или незаконное получение пособий. Большинство социологических исследований стремятся выявить и измерить вариации, характерные для одного специфического явления (в исследовании Марка отношения к обману), а затем объяснить эти вариации воздействием другого явления (в данном случае принадлежностью к определенному общественному классу). Первое явление называют зависимой переменной. Второе, объясняющее или служащее причиной первого, называют независимой переменной. Когда социологи заранее догадываются о взаимосвязи между независимой и зависимой переменными, они формулируют гипотезу. В исследовании Марка отношение студентов к обману (зависимая переменная) обусловлено их принадлежностью к определенному общественному классу (независимая переменная). Другими словами, на зависимую переменную, т. е. поведение, оказывает влияние независимая переменная.

Если бы, скажем, мои студенты в первом полугодии учились успешно, а во втором — очень слабо, то их оценки можно было бы считать зависимой переменной. Независимой переменной в данном случае служил бы опыт их прежней учебы. В обоих случаях можно выявить одну и ту же причину, вызвавшую различную реакцию студентов на мое преподавание. Вероятно, студентов первого семестра привлекало отсутствие нажима с моей стороны, и они учились отлично; студенты же, которые начинали посещать мои занятия со второго семестра и привыкли у других преподавателей к внезапным опросам и обязательному посещению, реагировали на отсутствие давления нежеланием учиться.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Со временем социология овладела разнообразными методами выявления причинно-следственных отношений в общественной жизни. Мы их кратко охарактеризуем в данной главе и рассмотрим более подробно в Приложении.

Выборочное обследование

К середине XIX в. правительства многих стран регулярно проводили перепись или подсчет своего населения. В США перепись населения осуществлялась через каждые десять лет с 1790 г. Социологический опрос во многом аналогичен переписи. Его применяли Чарлз Бут при исследовании уровня бедности в Лондоне и Фредерик Ле Плэй, изучавший французские трудящиеся классы. На основе приемов использованных этими и другими европейскими социологами, был разработан современный метод выборочного обследования. Он заключается в систематическом сборе данных о поведении и социальных установках людей с помощью опроса специально отобранной группы респондентов, рассказывающих о себе и выражающих свое мнение по различным вопросам.

В настоящее время метод выборочного обследования, быть может, наиболее часто применяется в общественных науках. Его можно одновременно использовать и для описания и для объяснения социальных фактов. Исследователь начинает с тщательного определения группы людей (или других общностей, например семьи), которую он (или она) будет изучать. Эта группа называется генеральной совокупностью. К ней относятся все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. Можно выбрать любой признак: демократы которые участвовали в голосовании на предыдущих выборах беременные в возрасте до 20 лет, негры, занимающие посты полицейских в Детройте. Совокупности, изучаемые социологами, — это группы людей, которым свойственны одна или несколько общих особенностей. Часто группы бывают настолько крупными, что обследование каждого их члена требует значительных затрат денег и времени. Поэтому, исходя из практических соображений, на следующем этапе работы исследователь проводит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет изучать. На основе правильной выборки можно получить достоверные данные, характеризующие всю генеральную совокупность.

После построения выборки надо сформулировать вопросы, на которые будет предложено ответить респондентам, входящим в выборку. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию (обычно с помощью компьютера) Метод выборочного обследования имеет большие достоинства. Это лучший способ получить репрезентативное представление о характерных особенностях поведения людей и их жизненных позициях. Однако, поскольку почти все данные получены здесь со слов респондентов, некоторые исследователи считают, что этот метод не очень то помогает понять более глубокий смысл ответов.

Полевое исследование

В США первые крупные исследования социальных условий проводили ученые, которые наблюдали поведение людей в ситуациях реальной жизни. Этот метод, известный под названием полевого исследования, впервые был применен в 20-х годах нашего столетия представителями «Чикагской школы», которая (как нам уже известно) господствовала в американской социологии до 40-х годов. И сегодня полевое исследование по-прежнему служит одним из главных методов социологического анализа.

Полевое исследование имеет по крайней мере одно преимущество по сравнению с методом выборочного опроса. При опросе исследователь просит людей вспомнить, как они вели себя или что они чувствовали в определенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных. С помощью полевого метода исследователи могут решить эту проблему: они находятся на месте действия и осуществляют непосредственное наблюдение за тем, что их интересует. Например, студент-социолог, который является членом футбольной команды колледжа и может непосредственно наблюдать, как игроки прибегают к допингу, конечно же, получит более обоснованные данные, чем тот, который просто спрашивает игроков насчет употребления допинговых средств.

В силу этих причин информация, собранная на основе полевого исследования, может быть более достоверной, чем данные опроса. Вместе с тем, поскольку полевые исследования обычно охватывают какую-то одну ситуацию, их результаты также носят ограниченный характер. Поэтому исследование употребления допинга членами одной футбольной команды способно многое сказать именно о данной команде, но было бы опасно на основе этих сведений пытаться сделать обобщенный вывод о всех футбольных командах.

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Скрытое наблюдение

Предположим, нас интересует, усиливают ли сообщения об авиационных катастрофах страх людей перед данным видом транспорта. Один способ найти ответ — воспользоваться простым опросом: выбрав наугад одну группу пассажиров в Чикагском аэропорту после воздушной катастрофы и другую группу в период, когда не происходило никаких катастроф, можно сравнить уровни беспокойства опрошенных каждой группы на основе их собственных слов. Однако обращение к пассажирам с прямыми вопросами относительно испытываемого ими страха, вероятно, не даст надежных результатов. Люди часто не желают рассказывать о таких чувствах, не хотят выглядеть слабыми. Они также не всегда могут объяснить собственные чувства, в том числе и чувство беспокойства.

В связи с этим психологи и социологи разработали ряд методов оценки опасений людей, вызванных сообщениями о катастрофах, основанных на наблюдении за их поведением, а не на анализе их ответов на вопросы о том, что они чувствуют. Один аспирант хотел проверить гипотезу, согласно которой этот страх отражается на продаже алкогольных напитков в аэропортах Чикаго. Однако ему не удалось провести этот эксперимент, поскольку бары были переполнены всегда и главным образом потому, что их площадь не соответствовала увеличению численности пассажиров, наблюдавшемуся в последнее время в аэропортах. В такой ситуации можно лишь констатировать, что лучшим показателем желания людей купить спиртное является их готовность ждать нерасторопного бармена (Хиллебрандт, 1962).

Наш несгибаемый аспирант решил установить влияние сообщений о воздушных катастрофах на снижение продажи авиационных билетов. Он сравнил данные о количестве путешествий в различные сезоны в двух главных аэропортах Чикаго и выявил, что, по всей видимости, известия об авиакатастрофах лишь на короткое время вызывают уменьшение числа пассажиров. Впоследствии социологи Юджин Уэбб и Дональд Кэмпбелл изучали влияние воздушных катастроф на увеличение количества и стоимости страховых полисов, купленных в аэропортах. Снова, таким образом, осуществлялась оценка уровня беспокойства путем анализа поведения, а не опроса пассажиров о том, что они испытывают. Возможно, если бы вместимость баров соответствовала численности пассажиров, можно было бы составить индекс страха на основе сразу трех показателей: изменений в продаже алкогольных напитков, страховых полисов и билетов. Вместе взятые, они могли бы обеспечить более обоснованный анализ уровня опасений, чем каждый показатель в отдельности. А результаты, полученные путем такого множественного измерения, можно было бы сравнить с данными бесед с пассажирами, рассказавшими об испытываемом ими страхе (Уэбб, 1966).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология. Учебник"

Книги похожие на "Социология. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нейл Смелзер

Нейл Смелзер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нейл Смелзер - Социология. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социология. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.