Нейл Смелзер - Социология. Учебник
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Социология. Учебник"
Описание и краткое содержание "Социология. Учебник" читать бесплатно онлайн.
Книга Н. Смелзера «Социология» представляет курс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений.
Достоинство книги в том, что она написана максимально доступным языком и полностью соответствует содержанию курса «Социология», как он отражён в государственном стандарте, а потому данное учебное пособие может быть базовым по этому курсу.
Книга Смелзера также предназначена для широкого круга читателей и, в первую очередь, для предпринимателей и руководителей.
На русском языке это уже второе издание.
Тчамбули
Этот народ, проживающий на берегу озера, совершенно не похож на два других племени, изученных Мид. Подобно западным народам, они считают, что мужчины и женщины отличаются по темпераменту, однако их представления о сексуальных ролях по существу противоположны нашим стереотипам. Женщины племени тчамбули ведут все дела: ловят рыбу, занимаются ткачеством, торгуют, в то время как мужчины украшают себя, увлекаются любительским искусством и тратят время на обдумывание праздничных церемоний.
Жилища здесь называют «домами женщин». В каждом доме проживают от двух до четырех семей, однако мужчины проводят время главным образом в своих собственных «ритуальных домах». Женщины из племени тчамбули вместе работают, готовят еду и с удовольствием общаются друг с другом, но среди мужчин царит атмосфера напряженности и недоверия. Женщины добродушно ладят с мужчинами, но относятся к ним скорее как к маленьким мальчикам, а не взрослым равноправным членам общества.
Опыт, приобретенный Мид в Новой Гвинее, заставил ее пересмотреть свои взгляды на «естественные» роли мужчин и женщин. Она сделала вывод, что в каждом обществе придается более или менее важное значение некоторым жизненным аспектам; однако, «хотя в каждом обществе каким-то образом определены роли мужчин и женщин, это не обязательно означает наличие противоположностей между лицами обоих полов и отношений господства и подчинения между ними» (с. ХI).
После новаторского исследования Мид выявлены и другие особенности сексуальных ролей. Например, у пигмеев племени мбути женщины не только занимаются охотой (что обычно считается уделом мужчин), но даже продолжают эту деятельность в период беременности и снова приступают к ней вскоре после родов. В племени йоруба (Нигерия) женщины активно участвуют в экономической жизни; во время переписи населения в 1960 г. было установлено, что почти четыре пятых опрошенных женщин работали в торговле и под их контролем находилось примерно две трети экономики. В древнем царстве Дагомея, где жили африканские амазонки, почти половину всех воинов составляли женщины. И недавно в странах совсем иного уровня развития женщины занимали важные посты в армии, например в движении за освобождение Югославии во время второй мировой войны. В Израиле на военную службу призывают и мужчин, и женщин (Окли, 1972).
В общем половые различия используются обществом как основа для дифференциации социальных ролей, но сущность этих ролей не обусловлена такими биологическими факторами, как более внушительные размеры мужчин и способность женщин к деторождению.
Вероятно, существует почти бесконечное множество отклонений от общепринятых стереотипов, и это наводит на мысль, что сексуальные роли в нашем обществе сложились скорее на основе культурных и социальных особенностей, а не «естественного порядка вещей».
СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ В АМЕРИКЕ
Как уже было отмечено, факт, что женщины работают пожарниками, лесничими, вице-президентами корпораций и т. п., в значительной мере опровергает наши традиционные представления о сексуальных ролях. В этом разделе мы рассмотрим особенности формирования сексуальных ролей в США.
ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВИсторики утверждают, что ранние колонисты Америки предоставили женщинам более высокий статус, чем они имели в Англии (Демос, 1970). Одной из причин разрыва с английскими обычаями была важность женского труда в то время. Фактически каждая семья должна была сама производить для себя все необходимое, поэтому труд и мужчин, и женщин был жизненно важен. Тем не менее разделение труда происходило в соответствии с полом. Мужчины занимались главным образом сельским хозяйством, а женщины выполняли повседневную домашнюю работу и в то же время производили некоторые товары, которые можно было продавать или обменивать на рынке: свечи, мыло, ткани, молоко и т. п.
Женщины работали также наравне с мужчинами вне дома. Они были кузнецами, серебряных дел мастерами, парусниками, портнихами, художницами и лавочницами. «Если лавочница становилась вдовой, часто она брала на себя полную ответственность за дело, созданное ею вместе с мужем» (Хаймович, Висман, 1978. С. 6). Хорас Бушнелл составила следующее описание деятельности одной из женщин того времени: «Она обеспечивала и воспитывала шестерых детей, шила одежду из льна и вязала шерстяные вещи для всей семьи… Ей приходилось работать на своем участке, доить корову, готовить еду подсобным рабочим на ферме, а 5–6 месяцев в году также и работникам принадлежащего ей магазина домотканой одежды» (Дуглас, 1977. С. 61).
В 1813 г. была создана первая ткацкая фабрика в Новой Англии. В течение нескольких десятилетий основной рабочей силой на таких фабриках были женщины. Большинство работниц составляли подростки или молодые девушки примерно двадцати с лишним лет; они обычно увольнялись, когда выходили замуж. По мере того как все новые и новые товары производились на фабриках, а не дома, женщины обнаружили, что они меньше времени заняты изготовлением предметов первой необходимости и все больше времени уделяют покупкам: они становились скорее потребителями, чем производителями.
В XIX в. женщины из среднего класса не работали вне дома. Экономические и политические дела входили в обязанности мужчин; домашняя работа была уделом женщин. Семья была своего рода укрытием от стрессов и напряжения повседневной жизни; хорошая жена создавала атмосферу покоя, любви и тепла. Забота о детях стала не просто одной из многих забот, а «священным долгом» и самой главной обязанностью женщины.
Роль женщины определялась на основе следующих убеждений (Истон, 1976):
1) женщины наделены особой способностью воспитывать детей (ведь им свойственны нежность и высокие моральные качества);
2) привязанность к дому защищает женщин от пороков внешнего мира, к которому им трудно приспособиться, поскольку они слишком ранимы и благородны;
3) благодаря материнству, воплощенному в воспитании детей, они могут улучшить общество. В самом деле, это единственный способ женского воздействия на общество.
Барбара Велтер (1978) назвала это новое определение роли женщин «культом Истинной Женственности». Подобный «культ» поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах в период с 1820 по 1860 г. Велтер писала: «Среди отличительных черт Истинной Женственности, на основе которых женщина оценивала себя, а муж, соседи и общество оценивали ее, можно было бы выделить четыре основные добродетели: благочестие, благородство, смирение и привязанность к семье. Их сочетание олицетворяло идеал истинной женщины — матери, дочери, сестры, жены. Без них слава, достижения и богатство ничего не значили. Лишь на их основе женщина могла надеяться обрести счастье и силу» (с. 313).
В середине XIX в. миграция на запад, борьба за отмену работорговли и социальные реформы, гражданская война, усилия миссионеров, а также индустриализация развеяли культ Истинной Женственности и способствовали вовлечению женщин в деятельность вне дома. Однако несмотря на отказ многих женщин нести бремя семейных забот, на наши идеалы и взгляды относительно половых ролей по-прежнему оказывает глубокое влияние укоренившееся в XIX в. убеждение, что «настоящий» мужчина должен быть кормильцем семьи, а женщина — хозяйкой дома, создающей семейный уют. Кормилец должен быть активным, сильным, надежным и сдержанным — эти качества свойственны личностям «типа А» (как сказано в начале этой главы). Предполагается одновременно, что хозяйка дома заботлива, обладает тонкой интуицией, нежна и эмоциональна — все эти качества могут быть характерны для личностей «типа Б».
ОСЛАБЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВКак американцы характеризуют мужчин и женщин? Студентам курса «Социология сексуальных ролей» было предложено перечислить слова и фразы, которые, по их мнению, употребляет большинство американцев при характеристике мужчин и женщин. Их ответы были классифицированы таким образом, чтобы можно было сравнить характерные черты мужчин и женщин (табл. 11-2).
Благодаря другому исследованию было выявлено, что, согласно общепринятым взглядам, мужчина должен быть «сексуально активным», «склонным к спорту», «независимым» и «мужественным», в то время как образцовой женщине свойственны «сексуальная робость», «социальная обеспокоенность», «страх и стремление избежать проблемных ситуаций» (Каган, Мосс, 1962). Ясно, что данные описания являются стереотипами. Сколько людей, которых вы знаете, точно им соответствуют?
В настоящее время — хотя эти стереотипы все еще устойчивы — под влиянием нескольких факторов наметилась тенденция к их ослаблению. Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской и «чисто» женской личности. Нам всем — и мужчинам и женщинам — присущи самостоятельность и зависимость, активность и пассивность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социология. Учебник"
Книги похожие на "Социология. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Нейл Смелзер - Социология. Учебник"
Отзывы читателей о книге "Социология. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.


























