Нейл Смелзер - Социология. Учебник

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Социология. Учебник"
Описание и краткое содержание "Социология. Учебник" читать бесплатно онлайн.
Книга Н. Смелзера «Социология» представляет курс лекций по общей социологии для студентов высших учебных заведений.
Достоинство книги в том, что она написана максимально доступным языком и полностью соответствует содержанию курса «Социология», как он отражён в государственном стандарте, а потому данное учебное пособие может быть базовым по этому курсу.
Книга Смелзера также предназначена для широкого круга читателей и, в первую очередь, для предпринимателей и руководителей.
На русском языке это уже второе издание.
Таблица 11-2. Характерные «мужские» и «женские» черты
Любая личность представляет собой сложное сочетание этих качеств. Другим фактором, способствовавшим ослаблению стереотипов сексуальных ролей, стало осознание того, что «мужественность» и «женственность» хотя бы частично формируются в течение многих лет под влиянием семьи, школы, групп сверстников и других агентов социализации. Широко признан тот факт, что стереотипы не представляют собой что-то «природное», а скорее создаются обществом.
Наконец, женское движение оказало политическое и социальное воздействие на общество. В некоторых штатах отменены дискриминационные законы; в судебном порядке женщины добились справедливости в оплате своего труда, продвижения по службе и возмещения ущерба в связи с дискриминацией на работе. Требование «равная оплата за одинаковую работу» прочно вошло в лексикон американцев. По всем этим причинам многие мужчины и женщины пересматривают свои взгляды, и некоторые из них отрицают сексуальные роли, ограничивающие возможности человека.
СЕКСУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
В этом разделе мы рассмотрим причины неравного распределения социальных благ между мужчинами и женщинами. Проанализируем три аспекта, связанные с этой темой: семейную жизнь, образование и занятость.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬТрадиционная семья, в которой отец работает полностью вне дома, а мать целиком поглощена домашними делами, уже перестала быть самой распространенной социальной системой в нашем обществе. Более половины всех замужних женщин работают вне дома. В связи с увеличением числа разводов возрастает количество детей, которые воспитываются в семьях родителей-одиночек (см. главу 13). Так как в большинстве случаев забота о детях выпадает на долю разведенных матерей, говоря об «одиноком родителе», мы чаще всего имеем в виду «одинокую мать».
В связи с этими изменениями возникли новые проблемы и возможности. Что касается проблем, когда оба родителя работают вне дома, то они должны прежде всего каким-то образом пристроить своих детей на период рабочего дня. Поскольку лишь на немногих предприятиях имеются дневные центры ухода за детьми или предоставляется гибкий график работы для родителей, они вынуждены нанимать домработниц и нянь или устраивать детей в детский сад. Другая проблема заключается в том, что, даже если и муж, и жена работают вне дома, жена обычно выполняет основные домашние дела. Исследования свидетельствуют о том, что эта тенденция особенно заметна, когда муж имеет высокооплачиваемую и престижную работу, а жена занимает низкооплачиваемую должность с низким престижем. Когда уровень образования жены выше, чем мужа, возрастает тенденция к равномерному распределению домашних забот между супругами (Эриксен, Янси, Эриксен, 1979; Кларк, Най, Гекас, 1978). На основании других исследований выявлено: чем выше заработок жены по сравнению с доходом мужа, тем большую власть она приобретает в семье, возрастает ее роль в принятии решений, касающихся семейных дел (Эпштейн, 1974).
Что касается возможностей, то при наличии оплачиваемой работы женщины, вероятно, обретают чувство значимости и свободы, которого они лишены дома. Исследования показали, что, несмотря на двойное бремя служебных и домашних обязанностей, работающие жены счастливее, чем домохозяйки. Даже если работа неинтересная и низкооплачиваемая, их самоуважение выше, чем у женщин, все время находящихся дома (Ферри, 1976). Согласно исследованию Института Гэллапа, проведенному в 1982 г., число женщин, желающих иметь детей и работать на полную ставку, с 1975 г. возросло на 25 процентов. Число женщин, предпочитающих быть только домохозяйками, с 1975 по 1982 г. понизилось на 27 процентов (San Francisco Chronicle, 1982).
ОБРАЗОВАНИЕКак уже упоминалось, принадлежность к мужскому или женскому полу может влиять на успехи в учебе. Различия особенно ярко выражены в ранней юности, когда девочки отличаются способностями к языку, а мальчики в большей мере проявляют зрительное и пространственное воображение и успешнее решают математические задачи (Маккоби, Джаклин, 1974). Но в то время как мальчиков, отстающих по чтению, часто переводят в исправительные классы, для девочек обычно не организуют дополнительных занятий по развитию зрительного и пространственного воображения, даже если они в этом нуждаются.
Структура учебного процесса также может оказывать неблагоприятное воздействие и на мальчиков и на девочек. Исследования наводят на мысль, что в дошкольном возрасте девочек поощряют, когда они находятся возле учителя; в начальной школе их хвалят за послушание. Мальчиков обычно наказывают за нарушение правил, но, по-видимому, их в меньшей мере вознаграждают за пассивность и послушание, чем девочек (Иресон, 1978). Хотя достижения и мальчиков и девочек, вознаграждаются, стремление мальчиков к развитию своих личностных качеств поощряется, в то время как девочки воспитываются в духе конформизма (Бардвик, Доуван, 1972).
В период, предшествующий юности, девочки учатся успешнее, чем мальчики. Но когда девочки становятся молодыми женщинам, «женский» идеал, которому они должны соответствовать, вступает в противоречие с устремленностью к достижениям и духом конкуренции. Быть женственной часто означает, что на первый план выдвигается стремление завлекать мальчиков, а не успехи в учебе. Девочки стараются не проявлять свои интеллектуальные способности и активность, боясь «отпугнуть» потенциальных поклонников. Они теряют интерес к таким вызывающим «соперничество» предметам, как физика; даже бывшие отличницы порой начинают плохо отвечать на контрольных опросах по математике.
Несмотря на эти явно неблагоприятные факторы, число женщин, окончивших колледжи и поступивших на юридический, медицинский и экономический факультеты университета, за последние 30 лет значительно возросло. В период с 1950 по 1980 г. значительно увеличилось число женщин, окончивших колледжи. Однако в период учебы в аспирантуре женщины обычно специализируются в таких «женских» областях, как педагогика, английский язык, журналистика, изящные и прикладные искусства, иностранные языки, литература, медицина и библиотечная наука. Работа в этих областях оплачивается ниже, чем в технических профессиях, например в инженерном деле и вычислительной науке.
Одной из причин нежелания женщин приобретать профессии в областях, где преобладают мужчины, вероятно, является своего рода «боязнь успеха». Матина Хорнер (1969) предположила, что достижение успеха отождествляется с активностью и «мужественностью», и женщины беспокоятся, что их будут считать в какой-то мере менее женственными, если они добьются его. Для проверки своего предположения Хорнер предложила студенткам колледжа написать рассказ, начинающийся со следующего предложения: «После экзаменов в конце первого семестра Анна стала лучшей студенткой своего курса медицинского факультета». То же самое задание было дано студентам мужского пола, а имя Анна было заменено Джоном. При анализе рассказов студентов-мужчин Хорнер обнаружила, что 80 процентов испытуемых предсказали успех Джону. Что касается рассказов, написанных студентками, то 65 процентов испытуемых проявили своего рода «боязнь успеха». В них предсказывалось, что Анне придется расплачиваться за успехи в учебе неудачей в личной жизни.
На следующем этапе исследования Хорнер наблюдала поведение испытуемых. Женщины, в рассказах которых в большей мере чувствовалась «боязнь успеха», успешнее работали самостоятельно, чем в группах, где наблюдалась конкуренция; мужчины и женщины, не боявшиеся успеха, преуспевали в атмосфере конкуренции. Хорнер пришла к выводу, что в рассказах студенток проявилась глубокая тревога, мешавшая женщинам в интеллектуальной деятельности.
В ходе дальнейшего исследования Хоффман (1974) обнаружил, что больше мужчин (77 процентов), чем женщин (65 процентов), беспокоилось по поводу успеха, но, наверное, это было вызвано разными причинами. В то время как женщины боялись социальных последствий успеха (имеется в виду невозможность найти или сохранить мужа, а также вероятность недовольства со стороны мужчин и женщин, занимающих сравнительно низкооплачиваемые должности), мужчин волновало, как успех повлияет на их личную жизнь — смогут ли они уделять семье достаточно времени или удовлетворять свои интересы, не связанные с работой. Трудно однозначно истолковать эти результаты, но, вероятно, беспокойство женщин было обусловлено социальными заботами, в то время как тревога мужчин объяснялась главным образом чувством вины.
Схема 11-1. Работа, выполняемая женщинами (в %)
а — специалисты технического профиля, торговые и административные работники 45,6
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социология. Учебник"
Книги похожие на "Социология. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Нейл Смелзер - Социология. Учебник"
Отзывы читателей о книге "Социология. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.