» » » » Людмила Рогалева - Спорт – это психология


Авторские права

Людмила Рогалева - Спорт – это психология

Здесь можно купить и скачать "Людмила Рогалева - Спорт – это психология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство ЛитагентСпорт8adbf3cf-e880-11e6-9b47-0cc47a5203ba, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Рогалева - Спорт – это психология
Рейтинг:
Название:
Спорт – это психология
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-9906578-3-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Спорт – это психология"

Описание и краткое содержание "Спорт – это психология" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются основные психологические проблемы, с которыми сталкиваются как начинающие юные спортсмены, так и опытные мастера в спорте высших достижений, и предлагаются рекомендации по их преодолению. Книга рассчитана на тренеров, спортсменов и спортивных психологов.






Лучший вариант – не доводить дело до конфликта, потому что войти в него легче, чем выйти. Важно понять, что конфликт с ведущими игроками в 90% случаев не приносит выигрыша ни тренеру, ни команде. И если спортсмен еще может найти себе новую команду, то у тренера это не всегда получается.

Но что делать, если вдруг спортсмены сочтут, что они могут «руководить» тренером, командой? Конечно, никакой тренер не может этого допустить, так как это приведет к такому же плачевному концу.

Поэтому, как только тренер встает во главе команды, он должен четко дать понять, что управляет командой только тренер, а игроки должны выполнять его требования, с учетом всего того, что было сказано выше.

В случае возникновения конфликта или непонимания тех претензий, которые тренер предъявляет спортсмену, тренер должен прямо и откровенно высказать, чем они вызваны, а чтобы спортсмен понял, что претензии эти носят не личный характер, тренер должен обосновать их справедливость, то есть показать, что его претензии основаны на конкретных цифрах и оценках независимых экспертов. Более того, тренер должен дать спортсмену возможность ответить на эти претензии. Вначале этот разговор должен носить индивидуальный характер, с глазу на глаз. Очень важно, чтобы были определены меры, которые тренер вынужден будет принять, если спортсмен не прислушается к его замечаниям, то есть поставить спортсмена в ситуацию выбора. Конечно, если эти претензии были объективны и не носили личностный характер. И лишь после этого принимать меры.

Тренер:

И все же, на каких принципах должны строиться эти взаимоотношения?

Психолог:

«В итальянском языке есть такое слово sincerita – „искренность“. Именно с таким подходом нужно входить в тренерскую профессию»[56].

Поэтому главный принцип – это искренность и взаимоуважение. Оно может быть достаточно личностное или носить деловой характер, но очень важно для создания благоприятного климата в группе. Причем это должно относиться ко всем спортсменам, независимо от их статуса. С одной стороны, это даст возможность молодому, еще не достигшему высокого мастерства спортсмену чувствовать себя комфортно, с другой стороны, дает понять ведущим игрокам, что их мастерство не дает им никаких особых привилегий (конечно, они могут их иметь, только они должны быть оговорены заранее и быть гласными). Это создает тот нравственный климат, который чрезвычайно важен в команде.

Психологическая работа тренера в спортивной команде

Сложность психологической работы тренера в спортивной команде заключается в том, что каждый спортсмен имеет свои мотивы, которые определяют его отношение к тренировочной работе и играм. Искусство тренера в том, чтобы совместить эти разные мотивы в один – мотив отдать все силы достижению успеха в турнире и данной конкретной игре. Одновременно тренер должен создать позитивную психологическую атмосферу в команде – это главный фактор достижения успеха.

Какие же типичные психологические проблемы имеют место в спортивной команде?

1. Проблема основных и запасных игроков. Проблема заключается в том, что спортсмен, не попадающий в основной состав, часто считает, что он достоин играть в основе, особенно это касается достаточно опытных спортсменов.

Для решения этой проблемы тренер должен убедительно (с фактами в руках) обосновать спортсмену, почему тот не в основном составе. Но этого мало (это редко убеждает), тренер должен вместе со спортсменом определить критерии, по которым происходит попадание в основной состав, чего спортсмен должен достичь на тренировках и во время игр, чтобы претендовать на попадание в основу, то есть в чем он должен превосходить конкурента (именно превосходить), занимающего его место в основном составе. Очень важно, чтобы эти критерии были выражены в конкретных цифрах, куда могут входить не только технические, физические, тактические, но и психологические показатели – способность бороться до конца, сохранять хладнокровие в самых трудных ситуациях и др.

Когда такие критерии будут определены и приняты спортсменом, то после выполнения указанных требований он должен получить шанс показать себя в официальном играх (не в одной, а в нескольких – хотя бы не менее чем в 50% времени игры). После каждой такой игры спортсмен совместно с тренером должны проводить анализ – с учетом установленных требований и учетом того, как они были выполнены, такой же анализ должен проводиться и с конкурентом (если он тоже принимал участие в игре).

Подобный подход позволяет снять с тренера проблему субъективного отношения к игрокам, перевести решение этой проблемы на самого спортсмена. А это меняет смысл обычного ответа тренера – «тренируйся, и время придет» (достаточно субъективный и неопределенный для спортсмена) на более конкретный – «будь лучше по конкретным показателям, и твое место в основном составе».

Такая позиция, во-первых, создает необходимую конкуренцию, во-вторых, создает у игроков ощущение, что все зависит только от них самих, а это стимулирует их к более качественной работе на тренировках, дополнительной работе над своими недостатками, ставит перед спортсменами более высокую планку повышения мастерства. И одновременно снижает психическое напряжение, вызванное неопределенностью ситуации (то ли поставят, то ли нет).

Полезно, чтобы об этих критериях знали все игроки и понимали, что никакие прежние заслуги не играют роли при определении состава. Полезно для большей объективности периодически проводить анонимный тест на выбор состава на матч, с оговоркой, что при расхождении мнения тренера и игроков (только в том случае, когда более 70–80% команды выбрала игрока, которого не выбрал тренер) он должен будет объяснить свой выбор. Однако это, как говорится, обоюдоострое оружие, поэтому прежде чем его применять, надо понять, не будет ли выбор игроков определяться не деловыми качествами, а существующими между ними симпатиями или антипатиями. Организуя такую работу, тренер обязан предложить игроку индивидуальный план работы, возможно, новые методы подготовки (например, метод психической саморегуляции). Все это должно проводиться достаточно открыто и включать и других игроков.

2. Проблема молодых перспективных спортсменов, еще не дотягивающих до основного состава. Здесь важно помнить, что рост мастерства происходит только в процессе игровой практики, которая, однако, практически не очень реальна. Здесь возникают две опасности: игрок начинает терять мотивацию на тренировочную работу (тренируйся, не тренируйся – все равно скамейка запасных) и замена ценности спорта другой, более привлекательной (развлечения и т. д., благо материальные условия это позволяют).

Здесь также подходит вариант, предложенный выше. Но в этом случае спортсмен должен знать, что шанс проявить себя он получит обязательно, но не тогда, когда надо «спасать» команду, а как игрок, выходящий решать конкретные задачи, которые он успешно решал на тренировках. Конечно, это должно быть не разовым случаем. Учитывая травмы и болезни основных игроков, такой шанс обязательно представиться и игрок должен быть к этому готов.

А вот вторая ситуация очень сложна для решения. Попытки убедить игрока, что такое времяпрепровождение – это путь от спорта, работают очень редко.

Поэтому придется либо просто ждать, когда игрок «образумится и возьмется за ум», на что потребуется достаточно долгое время, либо отдавать игрока в аренду с расчетом, что новая обстановка, необходимость быть постоянно в игровом тонусе позволят ему втянутся в спорт. Правда, в этом случае, казалось бы, команда теряет талантливого спортсмена, на которого, кстати, были произведены материальные затраты. Значит, эту проблему надо было решать раньше и признать, что здесь тренер потерпел поражение. А для спортсмена это может стать отрезвляющим уроком.

И последнее. Ни в коем случае тренер не должен заигрывать с ведущими игроками, иначе он потеряет авторитет, а команда развалится.

Мы уже отмечали важность психологической атмосферы в команде для успешного выступления команды. Здесь несколько слов об ошибках, которые нередко допускает тренер, не придавая им особого значения, но которые могут оказать негативное влияние на взаимоотношения тренера и команды (все примеры из спортивной практики).

1) При принятии каких-либо неожиданных решений, затрагивающих интересы спортсменов, тренер не всегда объясняет, почему он принял такое решение. Например, перенос времени обеда – «я так решил», а у спортсменов, возможно, были уже свои планы на это время (возмущение – «он с нами не считается»).

2) Мелочная опека спортсменов. Достаточно сложная тема для тренера – найти золотую середину между необходимостью контроля и передачи ответственности за свое поведение и режим спортсмену.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Спорт – это психология"

Книги похожие на "Спорт – это психология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Рогалева

Людмила Рогалева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Рогалева - Спорт – это психология"

Отзывы читателей о книге "Спорт – это психология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.