» » » » Лаэрт Добровольский - Силуэты. Стихи


Авторские права

Лаэрт Добровольский - Силуэты. Стихи

Здесь можно купить и скачать "Лаэрт Добровольский - Силуэты. Стихи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лаэрт Добровольский - Силуэты. Стихи
Рейтинг:
Название:
Силуэты. Стихи
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Силуэты. Стихи"

Описание и краткое содержание "Силуэты. Стихи" читать бесплатно онлайн.



В стихах представлены зарисовки, подчас эскизные, восприятия творчества А. Пушкина, К. Батюшкова, О. Хайяма, А. Ахматовой и др. поэтов, композиторов М. Глинки, К. Кавоса, скульпторов; образы классиков и современников, размышления о их творчестве и судьбах отечественной культуры. Передано живое дыхание ушедшей эпохи и нашего времени. Стихи навеяны образами музыкальных и литературных произведений и фактами жизни творцов.






Ольга Берггольц

Когда и я бывал за гранью света
И замерзал в полярной полумгле,
Стихи Берггольц накладывали вето
На тень минутной слабости во мне.

И снова голос музы Ленинграда
Звучал во мне как строгий метроном
И строк Берггольц щемящая отрада
Вновь согревала искристым вином.

Проходит всё… И слово горькой тризны
В небытиё уйдёт в урочный час:
Вновь муза Ленинграда – муза Жизни
Победным словом осеняет нас!

Михаил Дудин

Бронзовея, прямые, как совесть.

Смотрят старые сосны в закат.

М. Дудин

«Бронзовея, прямые, как совесть.
Смотрят старые сосны в закат»;
Каждый день – как отдельная повесть.
Каждый ствол – как отдельный солдат:

Знает место своё в обороне.
Прочен в деле, не резов в речах.
Серебрятся могучие кроны.
Утопая в закатных лучах.

Жала пуль и осколков в древесных
До поры затаились телах.
Что же ныне в ряды неуместных
Встали речи о ратных делах?..

Бередят засмолённые раны.
Отнимая покой по ночам
И скрипят старики-ветераны,
Не спеша обращаться к врачам:

Что теперь о свинцовых привесках,
О довесках осколков стальных —
Бьётся новое время в подлесках.
Как в истерике, в ритмах шальных:

То ли хмари болотной завеса.
То ли мозглый холодный туман
Обнимает подножие леса.
Наводя на деревья дурман…

Только в кронах всё резче суровость
Их судьбы позади перекат…
«Бронзовея, прямые, как совесть.
Смотрят старые сосны в закат.»

Герман Гоппе

1.

Надежд слепая круговерть
Коснувшись вскользь, промчится мимо.
Непоправима только смерть,
Всё остальное – поправимо.

Непоправим бросок в висок
Свинца на тонкой струйке дыма.
Непоправим на волосок —
Всё остальное – поправимо.

Всё поправимо… Пыль и прах
Избудут униженье Рима:
Державный гнёт и рабский страх,
И остальное – поправимо.

К пещере каменной пыля
В скале, пробитой караимом.
Телег кривая колея
И в наше время поправима.

Всё поправимо до черты.
До планки, поднятой тобою.
До той поры, пока что ты
Не утерял готовность к бою.

Когда же, смертью смерть поправ
И дела светлого во имя
Ты прорастёшь средь буйных трав.
Неповторим непоправимо.

Души беспечный мотылёк
Вспорхнёт с ладони серафима
И новой жизни уголёк
Займётся вновь необоримо

И кто-нибудь с душой твоей.
Как с телевизором в прокате.
Начнёт отсчёты новых дней
И так же жизнь свою прокатит —

И, может быть, поймёт, дыша
Перед концом неумолимым —
Неповторима лишь душа.
Лишь смерть души непоправима.

2.

По живому справляют поминки,
Попирая российские ГОСТы.
Как в атаке, летят без заминки
Перекрёстно звучащие тосты.

Что за странная, право, утеха —
Где б слезам низвергаться в подойник.
Над собой, не жалеючи смеха.
Изгаляется дерзкий покойник.

Брошен вызов и свету, и мраку.
Вызов брошен и смерти, и жизни —
В пику вечным унынью и страху
Ироничность гуляет на тризне.

Отодвинув дверную защёлку.
Опершись на косу в коридоре.
Смерть пытается в узкую щёлку
Ухватиться за суть в разговоре.

За столом полон водки половник —
Так и ходит, и ходит по кругу;
Подливает в стаканчик виновник
На поминки пришедшему другу.

Только что за поминки? – Пирушка…
(У соседки – крутое колено…)
В щель беззубая смотрит старушка —
Не старушка – сухое полено.

А в двенадцать, с последним ударом,
Поднимается дружно застолье
И, обдав старушонку угаром.
Подаётся к цыганам за сто лье.

Только ахнуть старуха успела.
Не решив основного вопроса.
А виновник костлявое тело
Утром выбросил в бак для отбросов.

Юрии Воронов

Сердцем отойти давно бы надо
От блокадной стужи и тоски,
Только слово хлёсткое «блокада»
Вновь сжимает сердце как тиски.

Сколько в жизни новых впечатлений
Впору всё прошедшее забыть,
В толчее средь новых поколений
Постараться современным быть.

Но опять идём, не зная броду.
Мы – своих невольники преград:
Горожанин рвётся к огороду.
Каждой грядке, как находке, рад.

И блокадным горожанам старым
Памятнее той поры слова.
Что всего с одной восьмой гектара
Хватит овощей семье сполна.

Бетховен

Привычка быть рабом октав – необорима…
На нотный стан себя – как шкуру на колки
Раскинув, пригвоздить, и пригородом Рима
Сочащуюся кровь – на землю за долги.

Провидел, может быть, из всех других Аменда —
Ударом по резцу с аккордом шёл аккорд.
Готовя скорбный лик под гипс для монумента:
Всё лишнее – в отвал, и так за годом год.

Всё глуше внешний мир и яростнее лица.
Но этот гнусный смех!.. – он каплей через край;
Симфонию несёт, как в поле кобылицу
И надо устоять… Играй, оркестр, играй!

Но руки не в ладах с аккордом и синкопой —
В межзвёздной пустоте опоры нет крылам.
Гори, гори, звезда, над суетной Европой…
И падать, умерев, в ущелие орлам.

Viva, Глинка и Кавос!

Своим рождением как композитор Глинка всецело обязан Катарино Альбертовичу Кавосу (1776–1840), композитору родом из Италии, капельмейстеру императорской оперы в Петербурге, более сорока лет руководившему оперны-ми постановками в столице. К моменту написания Глинкой оперы «Жизнь за царя» Кавосом уже была создана и поставлена опера «Иван Сусанин». Опера Кавоса шла несколько сезонов в театрах столицы, имела успех.

Ознакомившись с партитурой оперы Глинки, Кавос решительно приступил к подготовке театра для постановки новой – по сути первой русской национальной оперы, чем в ещё большей степени заслужил искреннее признание и любовь современников, по достоинству оценивших творческий и человеческий подвиг Катарино Кавоса.

Итальянец по происхождению, Кавос был беспредельно предан русскому искусству, всячески способствовал развитию музыкального образования и воспитания в России, практически подготовил русскую музыкальную культуру к появлению великого Глинки.

1. Апокалипсис

Ветрами звёздными омыт,
В плену безмолвия Везувий
Молчит, до времени забыт —
До новых приступов безумий…

Но жаркий вырвется огонь
И к звёздным далям встрепенётся,
И дыма чёрная ладонь
Над горизонтом вознесётся.

И, дрогнув, каменная твердь
Пласты гигантские разъемлет,
И торжествующая смерть
Своим крылом накроет земли.

Свершится Новый Страшный Суд,
И канут новые Помпеи,
И волны пепла занесут
Резца волшебного камеи.

И мир опустится во мрак,
Зачахнут юные побеги…
Замрут в объятьях смертной неги
Мечты, развеянные в прах…

Земли хладеющая грудь
И звёзд беспомощные вежды…
 О, всяк сюда держащий путь —
Оставь надежды.

2. Возрождение

Зарёй зардеется Восток
И солнце светом брызнет,
И чутко дремлющий росток
Проснётся к жизни.

Очнутся долы ото сна,
Седой растает иней.
Пройдёт кудесница Весна
Под сенью пиний.

Ударит в медь восставший храм.
Призвав былую память
И в старом споре Сим и Хам
Взойдут на паперть.

Подъемлет мир на рамена
Былых сокровищ друзы.
И вскачь, привстав на стремена.
Помчатся музы.

О, муза верная моя.
Навек я твой хранитель…
Твои восславлю я края
В стихе ль, в граните ль.

Горя божественным огнём,
Мечта необорима.
Я сплавлю невский окоём
И краски Рима.

Будь славен, дружеский союз
Народов и наречий.
Талантом гениев и муз
Увековечен!

3.

Чужую музыку ИСПОЛНИТЬ как свою,
Нещадно усмирив слепой гордыни гонор…
Дитя приёмное у жизни на краю —
Откликнется ли в ком любви заветной донор?

Безвестное дитя, о ком не знает мир.
Но голосом своим повергшее в смущенье
Блистательных певцов; и публики кумир —
Сиятельный Кавос – за гранью восхищенья.

Прокаливать себя на медленном огне
Завистливых идей и ревностных терзаний.
Всё выжигать дотла, и всё же не вполне
Испепелить в себе зародыши дерзаний.

Себя перечеркнув, принять таким, как есть —
В отрепьях и парче немыслимых гармоний…
Дитя приёмное! Ты – благостная весть
О русском гении на музыкальном троне.

4.

Чужую музыку УСЛЫШАТЬ как свою,
Узнать её, как узнаются лица.
Безревностно сознаться: «Признаю»,
Уверовав в родство – не отстраниться.

Раскинув ставни собственной души.
Как в летний полдень, отыскав примету
Заветную, пробраться из глуши
Лесной
навстречу солнечному свету

И песне поля в мареве дорог,
И новой жизни – яростной и странной.
Преодолеть внутри себя порог.
Мир делящий на свой и чужестранный

И, словно к Воскрешенью на пути —
Строка судьбы не терпит плагиата —
Стезёй тернистой жертвенно пройти
Не мановеньем Понтия Пилата…

5. Нотный стан

О, поле нотного листа,
Ты ждёшь, когда придёт воитель
В твои безгласные места
И молвит слово, повелитель.

Что светлый лик весны надежд.
Что скорбный дух осенней прели?.
Всей жизни сущность без одежд
Разложит он на параллели.

Простор бескрайней целины
Таит терзания и пытки
Творцов далёкой старины
И современников попытки…

До срока нотный стан молчит
Слепым анонимом надгробья.
Согнув скрипичные ключи —
Ключа басового надбровья.

Мелодий дивный хоровод
Как жизни ток – непресекаем.
И параллельных линий ход
Пером Творца – пересекаем.

И поле, чистое вокруг,
Уже глядится полем пашни.
Где жизнь, проснувшаяся вдруг,
В побегах замыслов вчерашних:

Всё гуще стрелки и пучки
На линиях и в междурядьях:
Жучки, стрекозы, паучки
В гирляндах нот и в нотных прядях.

Всё шевелится, всё бежит —
И быть, и чувствовать стремится…
И славы дерзостная птица
На поле нотное спешит…

6. Шуточный канон Глинке(Слова А.Пушкина, В. Жуковского, П. Вяземского)а) Слова В. Жуковского

Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь, наш Глинка —
Уж не Глинка, уж не Глинка, а фарфор!

б) Слова П. Вяземского

За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея – Глинку
От Неглинной, от Неглинной – до Невы.

в) Слова В. Жуковского

В честь столь славные новинки
Грянь, труба и барабан.
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвейну, глинтвейну стакан!

г) Слова А. Пушкина

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась.
Пусть скрежещет, но уж
Глинку Затоптать, топтать, топтать
не может в грязь!

Музыка В.Одоевского и М. Глинки на 4 голоса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Силуэты. Стихи"

Книги похожие на "Силуэты. Стихи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лаэрт Добровольский

Лаэрт Добровольский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лаэрт Добровольский - Силуэты. Стихи"

Отзывы читателей о книге "Силуэты. Стихи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.