» » » » А. Корчагина - Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка


Авторские права

А. Корчагина - Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка

Здесь можно купить и скачать "А. Корчагина - Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Корчагина - Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка
Рейтинг:
Название:
Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
5-9745-0622-7 978-5-9745-0622-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка"

Описание и краткое содержание "Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.






В условиях свободной, или совершенной, конкуренции рыночный механизм действует наиболее эффективно. Основными характеристиками рынка свободной конкуренции являются следующие:

1) множество покупателей и продавцов;

2) высокая мобильность факторов производства;

3) отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородность (стандартность) продаваемой продукции;

5) равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

При совершенной конкуренции доля каждого участника рынка в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей по отдельности не может воздействовать на рыночную цену. Совершенной конкуренции в чистом виде не существует. Выделяют следующие виды рынка несовершенной конкуренции:

1) чистую монополию. Характеризуется такой ситуацией на рынке, когда одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, а границы фирмы и отрасли совпадают;

2) олигополия. Это такая ситуация, когда на рынке существует небольшое число фирм;

3) монополистическую конкуренцию. Это наличие на рынке сравнительно большого числа фирм, которые производят дифференцированную продукцию.

14 СПРОС И ЕГО ФАКТОРЫ. ВИДЫ СПРОСА

Спрос Л – это количества товара Q, которое будет куплено за приемлемую цену P и определенный промежуток времени. Кривая спроса отображена на рисунке 1.



Рис. 1. Кривая спроса

Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Потребность должна быть обеспечена денежным эквивалентом, т. е. потребность должна быть платежеспособной.

Различают платежеспособный спрос на факторы производства (это спрос производства) и на предметы потребления (спрос населения).

Спрос населения во многом зависит от таких факторов, как:

1) размер денежных средств, находящихся на руках населения, в сберкассах;

2) различные выплаты и наследство;

3) размер рынка;

4) цена;

5) полезность и качество товаров;

6) субъективные вкусы и предпочтения.

Различают также действительный спрос (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей).

Неудовлетворенный спрос приобретает самые различные формы (скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный).

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные факторы как экономического, так и социального, а также технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены на взаимозаменяемые товары, количества населения, ожидания будущих цен и многого другого.

В связи с такой подвижностью спроса выделяют экзогенный и эндогенный спрос.

Экзогенный спрос – спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких—либо сил извне системы свободного рынка.

Эндогенный, или внутренний, спрос – это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе.

15 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ

Полезность – это способность данного продукта удовлетворять потребности.

Следует различать понятия «полезность» и «польза».

Картина известного художника может быть бесполезной с практической точки зрения и в то же время приносить пользу знатоку искусства.

Полезность – это понятие субъективное, поскольку полезность какого—либо продукта будет отличаться у разных людей. Бутылка дешевого крепленого вина может иметь достаточно большую полезность для пьющего человека и отрицательную полезность для человека, ведущего трезвый образ жизни.

Предельная полезность – это добавочная полезность, т. е. удовлетворение, которое потребитель извлекает из дополнительной единицы конкретной продукции.

За относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не изменятся, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать, поскольку потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться, или насыщаться.

Определенная потребность может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности.

Закон убывающей предельной производительности гласит: чем большее количество продуктов приобретают потребители, тем меньше их стремление к получению дополнительных единиц этого же продукта. Наиболее наглядно это видно на примере товаров длительного пользования. Потребность человека в автомобиле, если он или она его не имеют, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; потребность в третьей или четвертой машине слаба. Даже самые богатые семьи редко имеют более пяти машин, несмотря на то, что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк. Кривая безразличия (Д) (рис. 2) представляет объективную информацию о предпочтениях покупателей продукта А продукту В. Она отражает все возможные комбинации продуктов А и В, которые дают потребителю равный объем удовлетворения потребности.



Рис. 2. Кривая безразличия

Предпочтения потребителя сводятся к тому, что они реализуют одинаковую совокупную полезность А и В при любом их сочетании, показанном на графике, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.

16 ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ

Эффект дохода показывает изменение реального дохода потребителя и его спроса при изменении цен на товары.

Например, при снижении цены на мясо в 2 раза (с 10 до 5 руб. за 1 кг) на свой постоянный доход в 500 руб. хозяйствующий субъект сможет купить уже не 5 кг мяса, а 10 кг.

Если же он хочет сохранить свое потребление мяса на прежнем уровне, т. е. 5 кг мяса, то на высвобожденные деньги можно приобрести дополнительное количество товаров (например, хлеба, конфет, фруктов).

Смысл эффекта дохода заключается в том, что понижение цены товара сделало хозяйствующего субъекта реально богаче и позволило расширить объем спроса.

Даже после того как рост спроса данного потребителя приостановился, при дальнейшем понижении цены количество покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на мясо при неизменном уровне цен на другие товары, означает его относительное удешевление по сравнению, например, с колбасой, сосисками и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие сосиски покупкой более дешевого мяса и купит его не 5, а 7 или 10 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют параллельно, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары.

Но существуют так называемые низшие (низкокачественные) товары, потребительские качества которых невысоки (например, низкокачественные сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в обратных направлениях.

С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные сигареты, будет вести к росту спроса на них (эффект замещения).

С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. И богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.

Если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения перевесит эффект дохода, и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет.

В экономической теории описываются такие ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар.

17 ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ФАКТОРЫ

Предложение S – это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены по определенной цене P. Следует различать натурально—вещественную (по ассортименту) истоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения. Кривая предложения отражена на рисунке 3.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка"

Книги похожие на "Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Корчагина

А. Корчагина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Корчагина - Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка"

Отзывы читателей о книге "Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.