» » » » Михаил Хромов - Дебиторка: возврат, управление, факторинг


Авторские права

Михаил Хромов - Дебиторка: возврат, управление, факторинг

Здесь можно купить и скачать "Михаил Хромов - Дебиторка: возврат, управление, факторинг" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Бухучет, налогообложение, аудит, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Хромов - Дебиторка: возврат, управление, факторинг
Рейтинг:
Название:
Дебиторка: возврат, управление, факторинг
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-91180-849-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дебиторка: возврат, управление, факторинг"

Описание и краткое содержание "Дебиторка: возврат, управление, факторинг" читать бесплатно онлайн.



Развитие рынка однозначно связано с обострением конкурентной борьбы – так происходит практически по всем направлениям бизнеса. Один из самых сильных инструментов, который используют организации в борьбе за клиента, – предоставление товарного кредита. Эта книга посвящена проблемам и одновременно преимуществам возникающей в связи с этим дебиторской задолженности. Как построить политику взаимоотношений с клиентом? Как вернуть долги, действуя в рамках правового поля? Изучив книгу, вы сможете проанализировать дебиторскую задолженность и построить рациональную систему по ее управлению – как в целом по компании, так и на уровне отдела продаж и каждого продавца в частности. Приведены действенные методы возврата уже существующих долгов, даны методологии по управлению ими на этапе предложения, заключения договора, поставки товара и получения денег.

Издание будет интересно руководителям и владельцам компаний, финансовым директорам, начальникам отделов сбыта, кредитным специалистам, бухгалтерам и работникам, вовлеченным в процедуру контроля исполнения финансовых обязательств.






Понятно, что такая политика связана с максимальным уровнем риска несвоевременного возврата большей части денег.

На практике мне встречались компании с подобной политикой, у которых размер дебиторской задолженности уже превышал оборотные средства. Это приводило к уменьшению портфеля товаров, снижению оборота или даже к необходимости антикризисных технологий управления.

В то же время, наоборот, жесткая регламентация требований к предприятиям, которым предоставляется кредит, ведет не только к снижению рисков, но и к снижению оборота в целом, из-за отказа ряду потенциальных клиентов.

Так, например, сотрудничая с компанией «Техсовстрой», работающей на петербургском строительном рынке, я наблюдал, как руководство этой компании целенаправленно и последовательно проводило жесткую избирательную политику в отношении товарных кредитов. И несмотря на то что данный рынок в целом характеризуется высоким процентом не только задержек платежей, но и полного невозврата долгов, данная политика приводила к тому, что у компании практически не было невозвратов долгов, а необычайно редкие случаи задержки платежей воспринимались как чрезвычайная ситуация. В результате снижение доходов от уменьшения количества покупателей с лихвой компенсировалось отсутствием потерь. Это неоднократно позволяло компании с успехом поддерживать необходимый уровень деятельности даже тогда, когда наблюдались критические спады деловой активности в отрасли в целом.

Данная политика должна регламентировать необходимый пакет документов для работы с товарным кредитом, технологию работы с этими документами, последовательность принятия решения о предоставлении кредита и способ отслеживания кредитной истории клиента.

Часто бывает, что крупная солидная компания предлагает заключить сделку не напрямую, а через специально созданную для этого неизвестную организацию. Позже продавец не сможет предъявить претензии этой солидной компании, поскольку по документам ей ничего не продавал. Это позволяет подобным компаниям одновременно совершать некорректные сделки и сохранять свой имидж. Поэтому подобные предложения должны однозначно настораживать продавца.

Чтобы определить, каким компаниям и на какой срок давать кредит, необходимо понять, какие компании не возвращают долги вовремя и почему.

Компании, не возвращающие долги вовремя, можно разделить на несколько групп.

К первой группе принадлежат компании, которые, получая товарный кредит, не планируют его возвращать. Фактически они являются мошенниками, и их деятельность подпадает под ряд статей Уголовного кодекса. Как правило, это неизвестные компании, недавно образованные и не имеющие собственности.

Часто эти компании не возвращают деньги не за первую поставку, а за третью или четвертую, увеличивая объемы закупок от партии к партии.

В середине 90-х годов нередким явлением было подобное поведение компаний на продовольственном, фармацевтическом рынке, рынке строительных материалов и других товаров массового потребления. В основном это были магазины, которые получали от продавцов товары, все больше увеличивая срок возврата денег, и в конце концов, когда количество долгов превышало критический уровень, просто закрывались. А денежные средства, не возвращенные продавцам, переводились в другой бизнес. Многие ныне крупные компании накапливали капитал таким образом.

Но если до середины 90-х годов это было массовым явлением, то сегодня подобные компании встречаются значительно реже.

Ко второй группе можно отнести нормальные компании, которые кредитуются, восполняя нехватку оборотных средств, в основном за счет поставщиков.

Как правило, у таких заказчиков несколько поставщиков однотипной продукции, и они «ходят по кругу»: задолжав одним, переходят к другим – и так, пока всех не обойдут. Тогда они заплатят первым в списке и начнут новый круг.

Эта категория фирм достаточно многочисленна, и исключать ее из перечня потенциальных заказчиков не стоит. К тому же для многих компаний, работающих сегодня на продовольственных рынках и рынках товаров массового потребления, эта категория покупателей является основной. Подобное явление очень характерно, если компания работает с товаром, имеющим множество аналогов или заменителей, и конкурентные различия недостаточно ярко выражены.

Конечным результатом работы предприятия является прибыль, а если и через три месяца фактическая прибыль (с учетом дисконтирования) окажется очень большой, то игра стоит свеч. Беда в том, что эти хождения по кругу могут закончиться печально. Иногда возникает ситуация, аналогичная детской игре, когда несколько человек бегают вокруг стульев и кому-нибудь обязательно не хватит стула. То есть подобная компания может оказаться не в состоянии заплатить по своим долговым обязательствам, и получить с нее деньги будет практически невозможно. Вот почему компания должна жестко определить свою политику в работе с подобными клиентами.

Третья группа – это компании, у которых периодически возникают «финансовые разрывы», имеющие, как правило, сезонный характер. К таким относятся производственные компании, у которых в сезон резко возрастает объем выпускаемой товарной продукции и не хватает собственных оборотных средств для покрытия разрыва между кредитными обязательствами и платежами от заказчиков. Это могут быть и дистрибьюторские компании, у которых во время сезонного спада спроса на товар существенно снижается объем оборотных средств и всю выручку будут съедать постоянные затраты.

Что же можно предпринять в подобных случаях? Четко понимать, что финансовые разрывы будут и вовремя деньги получить невозможно. Соответственно, либо закладывать проценты за реальный срок кредитования, а не за тот, который указан в договоре, либо смириться с фактом несвоевременной оплаты, но не позволять заказчику расслабляться, либо проводить жесткую политику – не отгружать. Все эти варианты имеют плюсы и минусы.




Главная стратегическая задача в данном случае состоит в том, чтобы четко и последовательно придерживаться выбранной политики.

К четвертой группе относятся дисциплинированные плательщики, которые в силу ряда причин просто физически не могут выполнить в срок свои договорные обязательства. Например, платежный день на предприятии всего один – четверг. И все счета, срок оплаты по которым приходится на пятницу и последующие дни, будут считаться просроченными. А система контроля платежей настроена таким образом, что не позволяет производить оплату раньше положенного срока.

Значит, условия контракта таковы, что заказчик постоянно оказывается в просроченных дебиторах на несколько дней. Выход – внести изменения в контракт.

Пятая группа – это компании, которые в принципе могут платить вовремя, но периодически пытаются этого не делать – своего рода проверка продавца на прочность. Если однажды продавец даст уступку, потом уже очень сложно будет вернуть отношения в договорное русло. Но это не значит, что попытки прекратятся, если продавец настоял на своевременной оплате.

Единственный способ поведения с подобными компаниями – строгое следование принятым корпоративным правилам.

2.3. Планирование размеров товарного кредита

Что должно определять размер товарного кредита? Соображения безопасности и размер оборотных средств.

При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию – увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).

Первый шаг к планированию задолженности – правильная организация управленческого учета в части расчетов с контрагентами. Сегодня на рынке существует много компьютерных систем, позволяющих автоматизировать управленческий учет, в том числе учет дебиторской и кредиторской задолженности. Крупные компании пользуются ERP-системами, отражающими все особенности бизнес-процессов организации. Многие мелкие и средние компании успешно ведут управленческий учет в электронных таблицах, таких как Microsoft Excel.

Желание продать как можно больше клиенту, еще не расплатившемуся за предыдущую партию товара, в надежде, что он расплатится позже, ведет к перегрузке товарно-денежных потоков клиента, который при всем желании не сможет с нами расплатиться. С другой стороны, это приводит к нехватке оборотных средств у продавца, что потребует от него сокращения издержек, затем сокращения уровня деятельности и, как следствие, – прибыли.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дебиторка: возврат, управление, факторинг"

Книги похожие на "Дебиторка: возврат, управление, факторинг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Хромов

Михаил Хромов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Хромов - Дебиторка: возврат, управление, факторинг"

Отзывы читателей о книге "Дебиторка: возврат, управление, факторинг", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.